Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:01, дипломная работа
Целью исследования: подобрать приемы способствующие развитию связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.
Введение
1 Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей
1.1 Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста
1.2 Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
2 Содержание работы по развитию связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.1 Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Поэтому
на формирующем этапе опытно-
При организации
данного вида работы важно учитывать
ряд специфических
1. Данный вид работы, возможно, проводить не на всех уроках чтения. Так как есть ограниченность во времени и не ко всем темам уроков можно применить данный метод работы.
2. Этот вид работы проходит на двух уровнях: вначале учащиеся сочиняли текст, а потом работали над его оформлением.
3. Целесообразно проводить данный вид работы на заключительных уроках по выбранным темам.
4. Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж. Родари (Бином Фантазии. Суть приема в том, что бы заставить воображение придумать рассказ или сказку из словосочетания совершенно непохожих друг на друга слов. К примеру: Собака-дом, или Часы и колокольчик. Ребенок должен придумать сказку исходя из этих словосочетаний. Пример: «Старинные часы на башне остановились, и в городке наступила ночь. Часы лишь тогда начнут идти, если к колокольчик на двери башни позвонит человек, который никогда никого не обманывал.») [65].К.С. Станиславского (прием-магическое «если бы» Прием заключается в том, что учащийся должен представить что было бы, если бы данные обстоятельства были не вымыслом, а реальностью.) [66]
5. Обязательная мотивация детей. Мотивация детей обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей, так как все книжки, которые были у ребят в классе и в библиотеке, уже прочитаны, и детям нечего читать.
6. Обязательное зачитывание написанных рассказов, сказок, выбор лучших и зачитывание их младшим детям самими авторами.
Как было сказано ранее метод сочинения рассказов и сказок не возможно применять на каждом уроке чтения, и в соответветствии с календарным планом уроков чтения, мы предлагаем применять данный метод на следующих уроках по темам:
Тема урока: Ы.Алтынсарин Золотой Орех. Клочок ваты. (Количество часов 2). Предлагаемая тема рассказа, сказки «Чудо орех».
Тема урока: С. Сейфулин Зима. Озеро. (Количество часов 2). Предлагаемая тема рассказа сказки «Чудесное озеро».
Тема урока: В.Г. Короленко Слепой музыкант (количество часов 9). Предлагаемая тема рассказа, сказки «Великий музыкант».
Тема урока: С.А. Есенин Пороша. (Количество часов 1). Предлагаемая тема рассказа, сказки «Зимнее путешествие».
Тема урока: А.П. Платонов Разноцветная бабочка. (Количество часов 2). Предлагаемая тема рассказа, сказки «Бабочка».
В качестве иллюстрации хода обучения приведем фрагмент урока, на котором сочинялась сказка, урок проводился в соответствии с календарным планом (тема урока повесть «Слепой музыкант») сочинение сказки на тему «Великий музыкант».
Учитель. Сегодня мы опять будем сочинять сказки. Как всегда, необходимо ответить на вопросы: о чем писать? Кто будет героем сказки? Что он делает? И т.п.
Ответ детей. Герой сказки музыкант, играет на музыкальных инструментах.
Учитель. Молодцы. Но в сказке музыкантом может быть не только человек, но и животные, птицы, насекомые, которые могут издавать приятные звуки. Давайте подумаем, кто из животных, птиц. Насекомых может издавать звуки похожие на музыку или песни?
Ответ детей. Кузнечики, жаворонки, соловьи, лягушки и т.д.
Учитель. Молодцы. А теперь каждый из вас решит про кого он будет писать сказку. И в нашей сказке музыканты могут играть на любом инструменте. Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответ детей. Барабан, скрипка, труба, пианино, гитара, домбра, балалайка.
Учитель. Сколько много инструментов вы знаете, давайте я запишу названия на доске, что бы вы их не забыли. А теперь можете приступать к написанию сказки. Испытуемым было разрешено общаться друг с другом, «одалживать» мысли, сюжеты, концовки и т.д. Экспериментатор помогал учащимся, обращающимся к нему. В конце урока учащиеся выходили к доске и знакомили товарищей со своей сказкой. Например, Алена Щ. прочитала следующую сказку:
«Жил-был кузнечик. Каждое утро он выходил в поле и играл на своей скрипке. А в обед опять возвращался домой. Кузнечик очень хотел стать великим музыкантом, чтоб его песни слушали все звери и они нравились всем. Но никто не слушал кузнечика, все были заняты своими делами. И в один день кузнечик решил не идти в поле, а остаться дома и поиграть на скрипке. Когда он начел играть то эхо понесло его музыку по всему лесу, и все звери услышали, как он играет на своей скрипке. На следующий день все знали, что кузнечик великий музыкант».
После написания сказки дети придумывают иллюстрацию к ней. Затем выбиралась самая лучшая сказка. Победитель зачитывал свою сказку учащимся младших классов.
На данном этапе решаются задачи, требующие:
- во-первых, повторения ранее изученных тем по русскому языку
-во-вторых, развитие активного и пассивного словарей
-в-третьих, развитие мышления, воображения.
Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему.
3 этап – контрольный.
Цель контрольного этапа
С целью определения
Таким образом, каждый диагностический критерий оценивается: учащийся выполняет задание самостоятельно - 3 балла, выполняет задания сам, но с ошибками – 2 балла, выполняет задания только с помощью учителя – 1 балл, не выполняет задание – 0 баллов. По итогам учащийся максимально набирает 33 баллов, минимально – 0 баллов. В результате подсчета можно условно выделить три уровня учащихся: низкий уровень (от 0-10),средний уровень(от 10-19),высокий уровень(от19-33).
Написание рассказа оценивалось по следующим критериям:
Низкий уровень 0-10 баллов. Статус: Не способен самостоятельно выполнять предложенные задания, сформулировать свой ответ. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. Все задания может выполнять только при помощи педагога или вообще не выполняет. Рекомендации учителям: Необходимо развивать навыки связной письменной речи. Развивать способности правильной формулировке собственных мыслей. Обучать аргументировать, отстаивать собственную позицию.
Средний уровень 10-19 баллов. Статус: Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на предложенные задания, вопросы, обращенные к нему в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Задания выполняет либо с ошибками, либо при небольшой помощи учителя. Рекомендации учителям: Необходимо работать над совершенствованием связной письменной речи, умения излагать свои мысли, формулировать ответы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию. Следует работать над умением выполнять задания самостоятельно.
Высокий уровень 19-30 баллов. Статус: Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы. Самостоятельно отвечает на все предложенные задания иногда с ошибками, за помощью к учителю обращается редко. Рекомендации учителям: Нуждается только в коррекции и отработке навыков связной письменной речи.
Анализ исследования