Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования: подобрать приемы способствующие развитию связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей
1.1 Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста
1.2 Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
2 Содержание работы по развитию связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.1 Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 336.75 Кб (Скачать файл)

Критерии диагностики  и уровни разработаны автором методики.

В процессе проведения эксперимента предлагалось решить следующие задачи:

1. определить особенности  структуры высказывания испытуемых 

2. выявить состояние грамматического  строя речи школьников 9 класса  с проблемами в развитии

3.исследовать пассивный  и активный словарь

4.выявить общий уровень  развития связной письменной  речи учащихся 9 класса специальной  коррекционной школы 8 вида.[63]

Инструкция. Учащимся предлагалось выполнить следующие задания :

  1. Прочитайте загадку. Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение, выпишите их.

Цель задания: Выявить  умения детей находить глаголы в  тексте обозначающие движение.

Всюду, всюду мы вдвоем

неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Но чуть вечер на порог,

Остаемся мы без ног.

А безногим – вот беда! –

Ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать,

будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги,

вновь поскачем по дороге!

                К.Чуковский

 

  1. Прочитайте глаголы. Поставьте ударение. Составьте с несколькими  глаголами предложения.

Цель задания: Выявить  умения детей правильно ставить  ударение в словах и составление  предложений.

 

               Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.

 

Составить предложения.

Пример: Мама попросила положить пакеты с продуктами на стол.

  1. Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.

Цель задания: Выявить знания детей ,что такое антонимы,и понятие о том , что хорошо,а что плохо.

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.

 

Образец:

Хорошо:                Плохо:

трудиться            лениться

 

  1. Разгадайте  кроссворд.

Цель  задания: Выявить умения детей разгадывать кроссворды.Умение определять предмет по его описанию.


 

По  горизонтали:

Домашнее  животное  с  носом – пяточком?

Неразлучные  товарищи?

Животное  – кривляка?

Наряд  деревьев

По  вертикали:

Зимующие  маленькие  птички?

 

 

 

 

 

  1. Найдите вторую часть предложения.  (Соедините их стрелочками)

Цель  задания: Выявить умения учащихся продолжать предложения по смыслу.

1. Пришли  морозные деньки…        1. от жары я прячусь в тень.

2. Солнце  светит целый день..           2. нужны нам лыжи и коньки 

 

6.  Указать прямое значение слов, соединив  слова  стрелками. Составляете  из  слов  предложения,  так что  бы  слова  употреблялись  в  прямом  значении.

Цель задания: Выявить знания детей, что такое слова в переносном значении, а что такое в прямом.

Пример:


 

 

 

 

 

Задания:

 


 

 

 

 


 


 

 

 

  1. Заполните таблицу.

Цель задания: Выявить знания учащихся о предложенных предметах. Умение описать их.

 

Предмет

 Что?

Цвет

Форма

Вкус

     

     

     

     

     

     

     

 

  1. Выпишите из текста синонимы к глаголу «смеяться».

Цель  задания:Выявить знают ли учащиеся ,что такое синонимы.

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв  мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и  отведавшие волчьих зубов. 

  1. Вставьте пропущенные слова.

Цель задания:Выявить умения учащихся подбирать слова в предложения по смыслу.

Пропущенные слова:(Тишина, зеркале, ветерок, Раздаются, огромное, окрашивается, пробуждается, приветствует, любуются, советую.)

 

Восход  солнца.

Перед рассветом  в лесу стоит ………….. Утренние звёзды ещё отражаются в гладком……… реки.

Но вот  пролетает над деревьями…….. …….первые робкие голоса птиц. Над лесом медленно поднимается ……………..солнце, и весь горизонт ……………….нежным румянцем. Звенит птичий хор. В живом мире природы всё в этот миг …………………и…………………, солнце.

Жители  больших городов редко ……………..восходом солнца. Только вблизи лесов и полей увидишь красоту родной природы.

Друзья  мои, очень вам ………………..полюбоваться ранней утренней зарёй.

 

  1. Сочини сам. В пустые   “окна” вставьте нужные слова. 

Цель задания: Выявит умения учащихся подбирать слова подходящие к данному предложению по смыслу в правильном времени и роде. 


1. Мальчик                                         с земли упавшее яблоко.

2. Мать                                      детей обедать.


3. На дом учитель  задал  несколько                .

 

4. Девочка                                        интересную


11. Сочинить текст по теме: «На уроке».Записать его.(7предложений)

Цель  задания: Выявит умения учащихся сочинят текст устно.Выявить навыки развития связной устной и письменной речи.

Карточки  с заданиями и ответами учеников приведены в [Приложении В]

Затем идёт обработка данных опроса.

Таким образом, каждый диагностический  критерий оценивается: учащийся выполняет  задание самостоятельно - 3 балла, выполняет  задания сам, но с ошибками – 2 балла, выполняет задания только с помощью учителя – 1 балл, не выполняет задание – 0 баллов. Написание рассказа оценивалось по следующим критериям:

  1. Соответствие заданной теме – соответствует (1), не соответствует (0).
  2. Соответствие установленным критериям (количество предложений)- учащийся написал больше предложений (1), учащийся написал меньше предложений (0).
  3. Развернутость текста - рассказ, развернутый со сложными предложениями (1), рассказ не развернутый предложения простые (0).

По итогам учащийся максимально набирает 33  балла, минимально – 0 баллов.

 В  результате подсчета можно условно выделить три уровня учащихся

низкий уровень (0-10баллов),

средний уровень (от 10-19),

высокий уровень (от19-30).

Низкий уровень 0-10 баллов. Статус: Не способен самостоятельно выполнять предложенные задания, сформулировать свой ответ. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. Все задания может выполнять только при помощи педагога или вообще не выполняет. Рекомендации учителям: Необходимо развивать навыки связной письменной речи. Развивать способности правильной формулировке собственных мыслей. Обучать аргументировать, отстаивать собственную позицию.

Средний уровень 10-19 баллов. Статус: Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на предложенные задания, вопросы, обращенные к нему в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Задания выполняет либо с ошибками, либо при небольшой помощи учителя. Рекомендации учителям: Необходимо работать над совершенствованием связной письменной речи, умения излагать свои мысли, формулировать ответы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию. Следует работать над умением выполнять задания самостоятельно.

Высокий уровень 19-30 баллов. Статус: Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы. Самостоятельно отвечает на все предложенные задания иногда с ошибками, за помощью к учителю обращается редко. Рекомендации учителям: Нуждается только в коррекции и отработке навыков связной письменной речи.

Анализ  исследования

  1. Прослушать  загадку  и  выделить  в  тексте  слова, обозначающие  движение. Проведенное исследование  показало, что безошибочно справилось  с этим  задание 7 учащихся (Татьяна М.,Валерий К.; Алена С.; Кристина С.; Диас И.; Динара Х.; Алена Ш.), несправились с заданием 9 учащихся (Евгений Л.; Александр Р.; С.Ш.; И.К.; Алексей К.; Эльнара А.; Антон С.; Андрей Г.).
  2. Прочитать  глаголы. Поставить  ударение. Составить  с  несколькими  глаголами  предложения. Безошибочно справились 3 ученика (Татьяна М.,Антон С.; Эльнара А.).Не справились 3 учащихся (Алексей К.; И.К.; С.Ш.) ученика, Частично справились (поставили только ударения) 1 учащийся (Евгений Л.).Ошибки в ударениях ,предложения составлены у 8 учащихся(Алена Щ.; Динара Х.; Диас И.; Андрей Г.; Кристина С.; Александр Р.; Алена С.; Валера К.)
  3. Что  хорошо, а  что  плохо? В одну  колонку выписать  слова со  значениями «хорошо», в другую – со  значениями «плохо». С этим  заданием  безошибочно справились  15  учащихся(Татьяна М.,Евгений Л. Эльнара А., Станислав Р., Аубакиров М., Алена Щ., Андрей Г., Кенес И., Сергей Ш., Алена С., Кристина С., Евгений Л., Валера К., Диас И., Динара Х., Антон С.)Не справился 1(Алексей К.)
  4. Разгадать  кроссворд. Это  исследование  показало: правильно  разгадали 6 учащихся (Татьяна М.,Алена С., Евгений Л., Диас И., Динара Х., Алексей К.,)Допустили ошибки 7 учащихся (Кристина С., Валерий К., Антон С., Алена Щ., Андрей Г., Кенес И., Сергей Ш.)Выполняли только при помощи экспериментатора 1 ученик (Эльнара А.) Полностью не справились с заданием 2 ученика (Станислав Р., Аубакиров М.)
  5. Найдите вторую часть предложения.  (Соедините их стрелочками) Безошибочно  справились  с  заданием 12 учащихся (Татьяна М.,Кристина С., Евгений Л.,Диас С.,Динара Х.,Алексей Е.,Антон С.,Алена С.,Сергей Ш.,Алена Щ.,Аубакиров М., Эльнара А.) Выполнял только при помощи эксперементатора 4учащихся (Станислав Р.,Кенес И.,Андрей Г.,Валерий К.)
  6. Указать прямое значение слов,соеденив стрелочками.Составить из слов предложения так,что бы слова употреблялись в прямом значении. С заданием справился 1 ученик (Антон С.) Выполнили только первую часть задания с ошибками 4 ученика (Эльнара А.,Кенес И.,Динара Х.,Алексей К.)Выполнил все задание но с ошибками 2 ученик (Татьяна М.,Диас И.)Не выполнили задания 9 учеников (Валерий К., Кристина С.,Евгений Л.,Алена С.,Сергей Ш.,Андрей Г.,Алена Щ.,Аубакиров М.,Станислав Р.)
  7. Заполните таблицу. С этим  заданием  справился без ошибочно 1 ученик (Евгений Л.) Выполнили с ошибками 14 учащихся (Татьяна М.,Валерий К.,Кристина С., Диас И.,Динара Х.,Алексей К.,Антон С.,Андрей Г.,Алена Щ.,Алена С.,Сергей Ш.,Станислав Р.,Эльнара А.)Только.при помощи эксперементатора 2 ученика (Аубакиров М.,Кенес И.)
  8. Выписать  из  заданного текста  синонимы  к глаголу «смеяться».Справились  с  этим  заданием  безошибочно 9 учащихся (Сергей Ш.,Алена Татьяна М., С.,Алена Щ.,Эльнара А.,Станислав Р.,Антон С.,Алексей К.,Евгений Л.) Справились только при помощи экспериментатора 3 учащихся (Андрей Г.,Динара Х.,Диас И.) Не справились с задание 4учащихся (Кристина С.,Валерий К.,Аубакиров М., Кенес И.)
  9. Вставить  в  тексте  пропущенные  слова. Без ошибок  справилось 0 учащихся. Выполнили с ошибками 9учеников (Валерий К.,Кристина С.,Евгений Л.,Диас И.,Динара Х.,Алексей К.,Антон С.Алена Щ.,Алена С.) Выполнили только при помощи эксперементатора 2 ученика (Андрей Г., Эльнара А.) Не справились с заданием 5 ученика (Кенес И., Татьяна М., Сергей Ш., Аубакиров М., Станислав Р.)
  10. Сочини  сам.Справились  с этим  заданием  безошибочно 6 учащихся (Сергей Ш.,Алена С.,Алена Щ.,Андрей Г.,Кристина С.,Валерий К.)Справились но с ошибками 7 учащихся (Кенес И.,Алексей К., Татьяна М., Динара Х.,Станислав Р.,Аубакиров М.) Справились только при помощи экспериментатора 2 ученика (Диас И.,Евгений Л.) Не справились с заданием 2 ученика (Антон С.,Эльнара А.)

 Общий результат  опроса  в контрольном  и экспериментальном  классах отражен в таблицах  2-3  [Приложение Б]. Карточки с заданиями и ответами учеников приведены в [Приложении В].

Сравнительные показатели сформированности навыков связной письменной речи  у умственно отсталых учащихся в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы можно представить в гистограмме, как показано на рисунке 1.

 

 

 

Рисунок 1. Сравнительные показатели сформированности навыков связной письменной речи  у умственно отсталых учащихся в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

 

   Как видно на рисунке 1 количество детей с низким уровнем очень маленькое в экспериментальной группе это 0.16%-1человек, в контрольной группе 0%- 0 человек. Количество детей с средним уровнем развития составляет в экспериментальной группе 31.25%-5человек, в контрольной группе 12.5%-2человека. Количество детей с высоким уровнем развития связной письменной речи  в экспериментальной группе составляют  12.5%- 2 человека, в контрольной группе 31.25% - 5 человек.

Самыми трудными заданиями для детей оказались задание 4- Разгадай кроссворд. Так как детям очень трудно по описанию предмета или животного назвать его. У детей не складывается образ этого предмета.

Так же трудным для детей оказалось задание 6- Укажи прямое значение слов и составь из них предложения так, что бы слова употреблялись в прямом значении. Дети затруднялись с ответом на вопрос что такое что такое прямое значение слова, а что такое переносное значение слова и вследствие этого не справлялись с заданиями.

Трудным заданием оказалось задание 9- Вставьте пропущенные слова. Дети затруднялись подбирать по смыслу нужные слова в предложении, учащимся трудно понять смысл всего предложения, в основном слова подбирали по смыслу с рядом стоящим словом.

Задание, с которым дети не справились абсолютно 11- Сочинить текст по теме: «На уроке». Это задание оказалось абсолютно не выполнимым для детей. Учащиеся не смогли даже устно сочинить текст.

Как мы видим, исходные данные в контрольном и  экспериментальном классах на констатирующем этапе  практически  одинаковые. Большее количество детей можно отнести к среднему уровню сформированности связной письменной речи. В заключении констатирующего этапа эксперимента можно сказать что уровень сформированности связной письменной речи учащихся находится на среднем уровне.

2 этап – формирующий. Изучив структуру, содержание уроков чтения, календарный план [Приложение Г], в старших классах специальной школы 8 вида, мы выявили, что учитель при построении урока не практикует такой вид работы, как сочинение рассказов, сказок,  с использованием  метода «бином фантазии» и «магическое, если бы» необходимый для совершенствования навыков связной письменной речи, так же это подтверждают анкеты заполненные учителями русского языка и литературы. Учитель может дать детям задание написать рассказ, но уже по готовому названию и опорным вопросам [64] [Приложение Д]

Информация о работе Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида