Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:01, дипломная работа
Целью исследования: подобрать приемы способствующие развитию связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.
Введение
1 Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей
1.1 Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста
1.2 Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
2 Содержание работы по развитию связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.1 Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Критерии диагностики и уровни разработаны автором методики.
В процессе проведения эксперимента предлагалось решить следующие задачи:
1. определить особенности
структуры высказывания
2. выявить состояние
3.исследовать пассивный и активный словарь
4.выявить общий уровень развития связной письменной речи учащихся 9 класса специальной коррекционной школы 8 вида.[63]
Инструкция. Учащимся предлагалось выполнить следующие задания :
Цель задания: Выявить умения детей находить глаголы в тексте обозначающие движение.
Всюду, всюду мы вдвоем
неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать,
будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги,
вновь поскачем по дороге!
К.Чуковский
Цель задания: Выявить умения детей правильно ставить ударение в словах и составление предложений.
Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.
Составить предложения.
Пример: Мама попросила положить пакеты с продуктами на стол.
Цель задания: Выявить знания детей ,что такое антонимы,и понятие о том , что хорошо,а что плохо.
Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.
Образец:
Хорошо: Плохо:
трудиться лениться
Цель задания: Выявить умения детей разгадывать кроссворды.Умение определять предмет по его описанию.
По горизонтали:
Домашнее животное с носом – пяточком?
Неразлучные товарищи?
Животное – кривляка?
Наряд деревьев
По вертикали:
Зимующие маленькие птички?
Цель задания: Выявить умения учащихся продолжать предложения по смыслу.
1. Пришли морозные деньки… 1. от жары я прячусь в тень.
2. Солнце светит целый день.. 2. нужны нам лыжи и коньки
6. Указать прямое значение слов, соединив слова стрелками. Составляете из слов предложения, так что бы слова употреблялись в прямом значении.
Цель задания: Выявить знания детей, что такое слова в переносном значении, а что такое в прямом.
Пример:
Задания:
Цель задания: Выявить знания учащихся о предложенных предметах. Умение описать их.
Предмет Что? |
Цвет |
Форма |
Вкус |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Цель задания:Выявить знают ли учащиеся ,что такое синонимы.
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
Цель задания:Выявить умения учащихся подбирать слова в предложения по смыслу.
Пропущенные слова:(Тишина, зеркале, ветерок, Раздаются, огромное, окрашивается, пробуждается, приветствует, любуются, советую.)
Восход солнца.
Перед рассветом в лесу стоит ………….. Утренние звёзды ещё отражаются в гладком……… реки.
Но вот пролетает над деревьями…….. …….первые робкие голоса птиц. Над лесом медленно поднимается ……………..солнце, и весь горизонт ……………….нежным румянцем. Звенит птичий хор. В живом мире природы всё в этот миг …………………и…………………, солнце.
Жители больших городов редко ……………..восходом солнца. Только вблизи лесов и полей увидишь красоту родной природы.
Друзья мои, очень вам ………………..полюбоваться ранней утренней зарёй.
Цель задания: Выявит умения учащихся подбирать слова подходящие к данному предложению по смыслу в правильном времени и роде.
1. Мальчик
2. Мать
3. На дом учитель задал несколько .
4. Девочка
11. Сочинить текст по теме: «На уроке».Записать его.(7предложений)
Цель задания: Выявит умения учащихся сочинят текст устно.Выявить навыки развития связной устной и письменной речи.
Карточки с заданиями и ответами учеников приведены в [Приложении В]
Затем идёт обработка данных опроса.
Таким образом, каждый диагностический критерий оценивается: учащийся выполняет задание самостоятельно - 3 балла, выполняет задания сам, но с ошибками – 2 балла, выполняет задания только с помощью учителя – 1 балл, не выполняет задание – 0 баллов. Написание рассказа оценивалось по следующим критериям:
По итогам учащийся максимально набирает 33 балла, минимально – 0 баллов.
В
результате подсчета можно
низкий уровень (0-10баллов),
средний уровень (от 10-19),
высокий уровень (от19-30).
Низкий уровень 0-10 баллов. Статус: Не способен самостоятельно выполнять предложенные задания, сформулировать свой ответ. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. Все задания может выполнять только при помощи педагога или вообще не выполняет. Рекомендации учителям: Необходимо развивать навыки связной письменной речи. Развивать способности правильной формулировке собственных мыслей. Обучать аргументировать, отстаивать собственную позицию.
Средний уровень 10-19 баллов. Статус: Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на предложенные задания, вопросы, обращенные к нему в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Задания выполняет либо с ошибками, либо при небольшой помощи учителя. Рекомендации учителям: Необходимо работать над совершенствованием связной письменной речи, умения излагать свои мысли, формулировать ответы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию. Следует работать над умением выполнять задания самостоятельно.
Высокий уровень 19-30 баллов. Статус: Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы. Самостоятельно отвечает на все предложенные задания иногда с ошибками, за помощью к учителю обращается редко. Рекомендации учителям: Нуждается только в коррекции и отработке навыков связной письменной речи.
Анализ исследования
Общий результат опроса
в контрольном и
Сравнительные показатели сформированности навыков связной письменной речи у умственно отсталых учащихся в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы можно представить в гистограмме, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительные показатели сформированности навыков связной письменной речи у умственно отсталых учащихся в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Как видно на рисунке 1 количество детей с низким уровнем очень маленькое в экспериментальной группе это 0.16%-1человек, в контрольной группе 0%- 0 человек. Количество детей с средним уровнем развития составляет в экспериментальной группе 31.25%-5человек, в контрольной группе 12.5%-2человека. Количество детей с высоким уровнем развития связной письменной речи в экспериментальной группе составляют 12.5%- 2 человека, в контрольной группе 31.25% - 5 человек.
Самыми трудными заданиями для детей оказались задание 4- Разгадай кроссворд. Так как детям очень трудно по описанию предмета или животного назвать его. У детей не складывается образ этого предмета.
Так же трудным для детей оказалось задание 6- Укажи прямое значение слов и составь из них предложения так, что бы слова употреблялись в прямом значении. Дети затруднялись с ответом на вопрос что такое что такое прямое значение слова, а что такое переносное значение слова и вследствие этого не справлялись с заданиями.
Трудным заданием оказалось задание 9- Вставьте пропущенные слова. Дети затруднялись подбирать по смыслу нужные слова в предложении, учащимся трудно понять смысл всего предложения, в основном слова подбирали по смыслу с рядом стоящим словом.
Задание, с которым дети не справились абсолютно 11- Сочинить текст по теме: «На уроке». Это задание оказалось абсолютно не выполнимым для детей. Учащиеся не смогли даже устно сочинить текст.
Как мы видим, исходные данные в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем этапе практически одинаковые. Большее количество детей можно отнести к среднему уровню сформированности связной письменной речи. В заключении констатирующего этапа эксперимента можно сказать что уровень сформированности связной письменной речи учащихся находится на среднем уровне.
2 этап – формирующий. Изучив структуру, содержание уроков чтения, календарный план [Приложение Г], в старших классах специальной школы 8 вида, мы выявили, что учитель при построении урока не практикует такой вид работы, как сочинение рассказов, сказок, с использованием метода «бином фантазии» и «магическое, если бы» необходимый для совершенствования навыков связной письменной речи, так же это подтверждают анкеты заполненные учителями русского языка и литературы. Учитель может дать детям задание написать рассказ, но уже по готовому названию и опорным вопросам [64] [Приложение Д]