Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:29, дипломная работа
В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе в организации учебного процесса на всех ступенях обучения. Учение об активном характере учебной деятельности стало нынче фундаментом учения о самостоятельной работе учащихся. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, предъявленные нашим обществом к образованию, роль которого значительно повысилась. В современных условиях от сотрудников требуется профессиональная мобильность – это означает умение быстро обновлять, а если потребуется, то и менять квалификацию.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………………………………………………..6
Механизм говорения и учебные навыки………………………………...6
Особенности обучения диалогической речи……………………………11
Вопросы психологии самостоятельной работы………………………...17
1.4. Организация самостоятельной работы учащихся………………………...30
1.4.1. Обзор технологий обучения, в которых реализуется концепция самостоятельной работы учащихся…………………….48
Глава 11.Экспериментальное подтверждение роли самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………..48
2.1. Описание констатирующего эксперимента……………………48
2.2. Описание формирующего эксперимента………………………60
Заключение…………………………………………………………...68
Список литературы…………………………………………………...70
Приложения
- опросник Б. Кадырова
для выявления соотношения
Авторы методики определения социальной направленности выделяют личную, общественную, деловую, групповую виды социальной направленности.
Личная направленность проявляется:
- в преувеличенном
переживании собственных
- в оценивании происходящего по критериям собственных интересов, собственной выгоды, благополучия; в признании за собой «исключительности» (оценивание других и интерес к их переживаниям возможны лишь в случае использования их как средства в достижении своих целей);
- в действиях, связанных
с поиском благополучия, престижа,
выгоды для себя; реализующих
стремление продемонстрировать
свои силы, возможности; не
Общественная направленность проявляется:
- в переживаниях сопричастности в делах и поступках;
- в переживаниях успеха или неуспеха совместных действий,
- в удовлетворенности или неудовлетворенности общением с людьми; с расчетом в переживаниях на сочувствие и помощь;
- в готовности помочь;
- в оценивании других и самого себя, соотносимом с критериями сотрудничества, взаимодействия;
- в действиях, связанных с поиском путей и средств помощи другим, ориентированных на поиск и ожидание помощи от других; направленных на координацию взаимодействия, координацию общения; способствующих налаживанию дружеских и товарищеских связей, соблюдению и культивированию правил человеческого общежития.
Деловая направленность проявляется:
- в переживаниях, связанных с поиском лучших действий, с организацией деятельности и усилий при выполнении каких-либо заданий, с незавершенностью какого-либо предприятия, невыполнением обязательств; в переживании предстоящих изменений в действиях и отношениях с другими;
- в оценивании своих и чужих умений, а также предметных преобразований; в оценивании различных вариантов реализации этих преобразований; в последовательном оценивании достигаемых успехов и возможных путей исправления ошибок;
- в действиях, ориентированных на организацию выполнения дел, заданий и поручений; на улучшение, совершенствование ранее известной работы; на поиск информации и других средств, привлекаемых для этой работы.
В групповой социальной направленности следует различать:
- индивидуальную направленность группы – при устремлении большинства ее членов на удовлетворение эгоцентрических потребностей; часто это происходит тогда, когда общегрупповые нормы и цели не определены;
- общественную направленность группы при настрое большинства на благополучие группы. Продуктивность будет еще выше в том случае, если цели общегрупповые пересекутся с целями личными;
- деловую направленность группы при ориентации в первую очередь на выполнение действий, напрямую не связанных с удовлетворением индивидуальных потребностей членов группы или заботой о психологическом климате в группе.
В опроснике «Оценка самостоятельной активности
учащегося» выделяются следующие параметры: отношение
к помощи учителя, отказ от помощи учителя,
обращение за советом, проявление профессионально-
1. Отношение к помощи учителя может проявляться в:
а) демонстративности, строптивости;
б) стремлении к независимости;
в) зависимости от учителя.
2. Отказ от помощи учителя может быть:
а) активным (есть причины для конфронтации; их нужно выявлять специально);
б) пассивным (вследствие недостаточной мотивации).
3. Обращение за советом может быть:
а) конформное;
б) эпизодическое;
в) ограниченное, при активном отказе от использования возможности получить совет.
4. Интересы профессионально-
а) ярко проявляться;
б) слабо проявляться;
в) отсутствовать.
5. Стремление проявить себя обнаруживается:
а) в демонстрации своих возможностей;
б) независимости;
в) самостоятельности.
6. Готовность помочь, стремление оказаться полезным могут быть:
а) постоянными;
б) эпизодическими;
в) редкими.
7. Отношение к окружающим и взаимодействию с ними проявляется:
а) в недифференцированной тяге к общению;
б) в стремлении к самоизоляции.
8. Отношение к сотрудничеству может проявляться:
а) в доброжелательном сотрудничестве;
б) в умеренном сотрудничестве и общении.
9. Ориентация на успех может быть:
а) преобладающей;
б) умеренной;
в) сдерживаться страхом перед неудачей.
10. Выраженность социальной направленности проявляется:
а) в акцентированности одного или двух видов социальной направленности (направленности на себя, на дело или на взаимодействие);
б) в сбалансированности видов социальной направленности;
в) в игнорировании какого-либо вида направленности.
11. Перспективное самооценивание может быть:
а) высоким;
б) удовлетворительным;
в) неудовлетворительным.
В опроснике «Саморегуляция» выделяются следующие параметры: структурно-компонентные умения, функциональные умения, личностно-стилевые особенности саморегуляции, динамические характеристики саморегуляции.
Структурно-компонентные умения включают в себя:
- целеполагание и удержание цели;
- анализ и моделирование условий;
- выбор средств и способов действий;
- оценка результатов и их коррекция.
Функциональные умения включают в себя:
- обеспеченность регуляции в целом;
- упорядоченность;
- детализация;
- практическая реализуемость намерений;
- оптимальность регуляции действий.
Личностно-стилевые характеристики саморегуляции включают в себя:
- инициативность;
- осознанность;
- ответственность;
- автономность;
- податливость воспитанию.
Динамические характеристики саморегуляции включают в себя:
- осторожность;
- уверенность;
- пластичность;
- практичность;
- устойчивость в регуляции деятельности.
Социальный показатель «Ориентация на оценочный балл» выступает источником информации о реальном самооценивании, реальной успешности учения, уровне притязаний.
Приводимые формы опросника позволяют:
1) определить правильность оценок учащегося своих умений саморегуляции путем сопоставления оценок учащегося с оценками экспертов и реальной успешностью обучения;
2) соотнести самооценки
учащихся и экспертные оценки
с характеристиками умений
3) проверить степень расхождения самооценивания и экспертного оценивания;
4) определить, в какой степени учащиеся рефлексируют свои умения саморегуляции.
Модифицированный вариант методики «Теппинг-тест» позволяет определить тип нервной системы у учащихся.
Учащиеся со слабой нервной системой:
- относительно хорошо
справляются с заданиями
- легче действуют по шаблону, схеме;
- любят работать обстоятельно,
шаг за шагом выполняя задание,
- склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме; поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые не требуют предварительной и тщательной подготовки, они имеют преимущество в ситуациях, где требуется понимание и знание предмета, превышающие объем школьной программы;
- хорошо систематизируют знания;
- предпочитают при ответе и усвоении материала задействовать внешнюю опору;
- склонны тщательно
контролировать выполнение
Учащиеся с инертной нервной системой:
- могут работать долго,
не отвлекаясь на реплики
- успешно выполняют монотонные виды работы в течение длительного времени;
- полностью выслушивают
объяснения учителя и только
после этого начинают
- склонны к самостоятельному выполнению заданий;
- активны в работе по пройденному материалу;
- легче выполняют самостоятельную фронтальную работу.
Учащиеся с сильной нервной системой:
- успешнее справляются с длительной, напряженной работой;
- успешнее выполняют
самостоятельную работу при
- успешны в ситуациях, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
- могут продолжать
работу после неудачного
- легко ориентируются в ситуации, требующей распределения внимания;
- успешны в ситуации, требующей усвоения разнообразного по содержанию материала.
Методика «корректурная проба» позволяет выявить два показателя внимания: точность и продуктивность.
Точность внимания – количество правильно зачеркнутых букв в корректурной пробе.
Продуктивность внимания – общее количество зачеркнутых букв.
Соотношение двух сигнальных систем в опроснике Б. Кадырова выявляется по следующим показателям:
- динамические особенности (активность и саморегуляция);
- эмоциональность и воля;
- познавательные процессы: память, воображение, мышление.
Чтобы получить обобщенные показатели выраженности той или иной сигнальной системы, суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответствующие шкалы. Данные по первым четырем шкалам (активность, эмоциональность, образная память, воображение) объединяются в один показатель выраженности первосигнальности, а показатели по другим трем шкалам (саморегуляция, воля, аналитическое мышление) группируются в один показатель второсигнальности.
1. Разница показателей
первой и второй сигнальных
систем может указать на
КС = (вторая СС – Первая СС)/(вторая СС + первая СС) *100.
Меньшим величинам исходных
показателей соответствует
2. Производный показатель
– обычная арифметическая
Результаты.
Проведение блока психологических методик позволило нам выделить четыре различных группы учащихся:
1) представители которой
выполняют большой объем
2) представители которой
выполняют большой объем
3) представители которой выполняют малый объем работы, но делают мало ошибок;
4) представители которой выполняют малый объем работы и делаю мало ошибок.
Информация о работе Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе