Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:29, дипломная работа
В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе в организации учебного процесса на всех ступенях обучения. Учение об активном характере учебной деятельности стало нынче фундаментом учения о самостоятельной работе учащихся. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, предъявленные нашим обществом к образованию, роль которого значительно повысилась. В современных условиях от сотрудников требуется профессиональная мобильность – это означает умение быстро обновлять, а если потребуется, то и менять квалификацию.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………………………………………………..6
Механизм говорения и учебные навыки………………………………...6
Особенности обучения диалогической речи……………………………11
Вопросы психологии самостоятельной работы………………………...17
1.4. Организация самостоятельной работы учащихся………………………...30
1.4.1. Обзор технологий обучения, в которых реализуется концепция самостоятельной работы учащихся…………………….48
Глава 11.Экспериментальное подтверждение роли самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………..48
2.1. Описание констатирующего эксперимента……………………48
2.2. Описание формирующего эксперимента………………………60
Заключение…………………………………………………………...68
Список литературы…………………………………………………...70
Приложения
Оценивание проводилось по трехбалльной системе.
Общий
012
Первая цифра означает, что учащийся не ответил на вопрос, вторая – краткий ответ, третья – полный ответ.
Ниже представлен ход исследования (см. прилож.1).
номер опыта |
Степень самостоятельности. | |||||
первая группа |
вторая группа |
третья группа | ||||
Удобное |
Ограниченное |
Удобное |
Ограниченное |
Удобное |
Ограниченное | |
1 2 3 4 5 |
2,91 2,83 1,67 2,5 2,75 |
0,66 2,25 0,33 1,33 1,66 |
1,33 0,67 1,33 0,33 0,33 |
2,58 0,67 1,33 0,33 0,67 |
0,33 1,67 2,25 0,67 1,33 |
3,08 3,16 3,41 3 2,25 |
Примечание 1: результаты в колонках получались следующим образом: К= О+А+С\3, где О - баллы за ответ на общий вопрос, А - баллы за ответ на альтернативный вопрос, С - баллы за ответ на специальный вопрос, К - показатель сформированности умений диалогической речи.
Примечание 2: в ходе исследования выявилось несколько показателей, равным «2», «2,3», «2,6», во избежание больших погрешностей в эксперименте (одинаковые количественные показатели соответствовали разным по качеству ответам) мы добавляли к показателям коэффициенты «0,25», «0,5», «0,75» в соответствии с качеством ответа. Таким образом:
«2» 222-2+0,25 «2,3» 034- 2,33+0 «2,6» 233- 2,66+0,25
132- 2+0,5 232- 2,33+0,25 224- 2,66+0,5
123- 2+0,75 223- 2,33+0,5 134- 2,66+0,75
n3 = 10, где n-количество человек в группе.
По группам Σ=12,66 Σ=6,23 Σ=3,99 Σ=5,58 Σ=6,25 Σ=14,9
по фактору А n=10
n=10
По фактору В nb=15, Σ=22,9 (суммируются показатели в удобном режиме)
Ntotal = 30, Σtotal = 49,61.
Сумма квадратов дисперсий:
S²total = Σ (xtotal – xk) ²/ k-1 = 0,78,
где xtotal – среднее арифметическое значений всех выборок; xk – среднее арифметическое значение одной выборки.
Общая сумма квадратов:
Σd²total = (N-1) * S²total = (30-1)*0,78 = 22,5
Межгрупповая сумма квадратов:
Σd²bc = Σ(x)²/n – (x1) ²/N = (12,66) ²/5 + (6,23) ²/5 + (3,99) ²/5 + (5,58) ²/5 + (6,25) ²/5 + (14,9) ²/5 – (49,61) ²/30 = 16,22,
Где Σх = сумма усредненных показателей по группам; х1 – общая картина показателей по группам (Σtotal).
Внутригрупповая сумма квадратов:
Σd²wc = Σd²total - Σd²bc = 22,5 – 16,22 = 6,32.
Сумма квадратов отклонений для факторов А и В:
Σda² = Σ*Σ(xa) ²/n*b – Σ(x1) ²/N = (18,89)² + (9,57)² + (21,15)²/5*2 – 82 = 89,5 – 82 = 7,57,
где b – число уровней фактора В, ха –наблюдения, сделанные по каждому уровню фактора А и усредненные по фактору В; n – количество человек в выборке.
Σda² = Σ*Σ(xb) ²/n*d – Σ(x1) ²/N = (22,9² + 25,71²)/ 5-3 – 8*2 = 0,52,
Где а – число уровней фактора А, xb – наблюдения, сделанные по каждому уровню фактора В и усреднено по фактору А, n – количество человек в выборке.
Сумма квадратов межфакторного взаимодействия:
16,22 – (7,57+0,52) = 8,13
Число степеней свободы для каждой суммы квадратов:
dftotal = N-1 = 30-1 = 29 – общее.
dfa = a-1 = 2 – для фактора А.
dfb = 1 – для фактора В.
dfa*dfb = 2*1 = 2 – для межфакторного взаимодействия.
dfwc = N-ab = 30-3*2 = 24 – для внутригруппового взаимодействия.
Межгрупповая или общая факторная.
Dfbc = axb-1 = 5
Оценка дисперсий, входящих в Е отношения.
Sa² = 7,57/2 = 3,785 – для фактора А.
Sb² = 0,52/1 = 0,52 – для фактора В.
Sab² = 8,13/2 = 4,065 –для межфакторного взаимодействия.
Sws² = 5,32/24 = 0,25 – для внутригруппового взаимодействия.
Sbc² = 16,22/5 = 3,244 – для межгруппового взаимодействия.
Вычисляем F отношения и оцениваем их значимость.
Fa = 3,785/0,26 = 14,56≥Fкритич Fb = 0,52/0,26 = 2≤Fкритич
Fbc = 3,244/0,26 = 12,48 Fab = 4,065/026 = 15,63≥Fкритич
Интерпретация результатов:
В результате проделанного
эксперимента статистически подтверждена
значимость влияния фактора
Заключение.
диалогической речи играет личностно-стилевой компонент.
Список литературы
Коэффициент К-показатель сформированности умений диалогической речи, вычисляется по формуле: К= О+А+С, где О- баллы за ответ на общий вопрос, А- баллы за ответ на альтернативный вопрос, С- баллы за ответ на специальный вопрос.
Коэффициент К – показатель сформированности умений диалогической речи, вычисляется по формуле: К= О+А+С, где О- баллы за ответ на общий вопрос, А- баллы за ответ на альтернативный вопрос, С- баллы за ответ на специальный вопрос.
Краткая характеристика когнитивных стилей относительно обучения диалогической речи
Полезависимые-импульсивные
с преобладанием опыта
Особенности учебной деятельности |
Где проявляются |
Рекомендации по организации учебного процесса |
Не могут выделить существенные детали |
Темп внутренней речи замедленный, скорость принятия решения при восприятии высказывания – низкая; затруднено смысловое упреждение и вероятностное прогнозирование |
Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты, формировать навык использования ориентиров восприятия в перцептивной деятельности (ключевые слова, символы, схемы) |
В процессе обучения пассивны, труднее происходит перенос знаний и умений |
Затруднен процесс переноса лексических, грамматических навыков в ситуации общения |
Преобладают репродуктивные методы обучения |
При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок |
В ситуации, требующей применения нескольких грамматических явлений, резко увеличивается число ошибок |
Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения |
Как правило, пренебрегают сотрудничеством с другими учащимися |
В парных видах работы и при составлении диалогов неравномерно распределение «нагрузки» между учащимися |
Взаимозависимость членов при выполнении заданий. |
Информация о работе Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе