Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:29, дипломная работа

Описание работы

В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе в организации учебного процесса на всех ступенях обучения. Учение об активном характере учебной деятельности стало нынче фундаментом учения о самостоятельной работе учащихся. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, предъявленные нашим обществом к образованию, роль которого значительно повысилась. В современных условиях от сотрудников требуется профессиональная мобильность – это означает умение быстро обновлять, а если потребуется, то и менять квалификацию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………………………………………………..6
Механизм говорения и учебные навыки………………………………...6
Особенности обучения диалогической речи……………………………11
Вопросы психологии самостоятельной работы………………………...17
1.4. Организация самостоятельной работы учащихся………………………...30
1.4.1. Обзор технологий обучения, в которых реализуется концепция самостоятельной работы учащихся…………………….48
Глава 11.Экспериментальное подтверждение роли самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе………..48
2.1. Описание констатирующего эксперимента……………………48
2.2. Описание формирующего эксперимента………………………60
Заключение…………………………………………………………...68
Список литературы…………………………………………………...70
Приложения

Файлы: 1 файл

Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Оценивание проводилось  по трехбалльной системе.

Общий                                Альтернативный                       Специальный

   012                                              123                                            234

Первая цифра означает, что учащийся не ответил на вопрос, вторая – краткий ответ, третья –  полный ответ.

Ниже представлен ход  исследования (см. прилож.1).

номер опыта

Степень самостоятельности.

первая группа

вторая группа

третья группа

Удобное

Ограниченное 

Удобное

Ограниченное 

Удобное

Ограниченное 

1

2

3

4

5

2,91

2,83

1,67

2,5

2,75

0,66

2,25

0,33

1,33

1,66

1,33

0,67

1,33

0,33

0,33

2,58

0,67

1,33

0,33

0,67

0,33

1,67

2,25

0,67

1,33

3,08

3,16

3,41

3

2,25


 

Примечание 1: результаты в колонках получались следующим образом: К= О+А+С\3, где О - баллы за ответ на общий вопрос, А - баллы за ответ на альтернативный вопрос, С - баллы за ответ на специальный вопрос, К - показатель сформированности умений диалогической речи.

Примечание 2: в ходе исследования выявилось несколько показателей, равным «2», «2,3», «2,6», во избежание больших погрешностей в эксперименте (одинаковые количественные показатели соответствовали разным по качеству ответам) мы добавляли к показателям коэффициенты «0,25», «0,5», «0,75» в соответствии с качеством ответа. Таким образом:

«2» 222-2+0,25        «2,3» 034- 2,33+0             «2,6» 233- 2,66+0,25

       132- 2+0,5                      232- 2,33+0,25                  224- 2,66+0,5

       123- 2+0,75                    223- 2,33+0,5                    134- 2,66+0,75

                                              124- 2,33+0,75

     

 

    n3 = 10, где n-количество человек в группе.

 По группам   Σ=12,66     Σ=6,23          Σ=3,99         Σ=5,58             Σ=6,25         Σ=14,9

по фактору А           n=10                           n=10                                n=10

                                  Σ=18,89                      Σ=9,57                            Σ=21,15

По фактору В       nb=15,  Σ=22,9  (суммируются показатели в удобном режиме)

                                nb=15, Σ=26,71, где n – количество человек в выборке; Σ – сумма усредненных показателей.

Ntotal = 30, Σtotal = 49,61.

Сумма квадратов дисперсий:

S²total = Σ (xtotal – xk) ²/ k-1 = 0,78,

где xtotal – среднее арифметическое значений всех выборок; xk – среднее арифметическое значение одной выборки.

Общая сумма квадратов:

 Σd²total = (N-1) * S²total = (30-1)*0,78 = 22,5

Межгрупповая сумма  квадратов:

Σd²bc = Σ(x)²/n – (x1) ²/N = (12,66) ²/5 + (6,23) ²/5 + (3,99) ²/5 + (5,58) ²/5 + (6,25) ²/5 + (14,9) ²/5 – (49,61) ²/30 = 16,22,

Где Σх = сумма усредненных показателей по группам; х1 – общая картина показателей по группам (Σtotal).

Внутригрупповая сумма  квадратов:

Σd²wc = Σd²total - Σd²bc = 22,5 – 16,22 = 6,32.

Сумма квадратов отклонений для факторов А и В:

Σda² = Σ*Σ(xa) ²/n*b – Σ(x1) ²/N = (18,89)² + (9,57)² + (21,15)²/5*2 – 82 = 89,5 – 82 = 7,57,

где b – число уровней фактора В, ха –наблюдения, сделанные по каждому уровню фактора А и усредненные по фактору В; n – количество человек в выборке.

Σda² = Σ*Σ(xb) ²/n*d – Σ(x1) ²/N = (22,9² + 25,71²)/ 5-3 – 8*2 = 0,52,

Где а – число уровней  фактора А, xb – наблюдения, сделанные по каждому уровню фактора В и усреднено по фактору А, n – количество человек в выборке.

Сумма квадратов межфакторного взаимодействия:

16,22 – (7,57+0,52) = 8,13

Число степеней свободы  для каждой суммы квадратов:

dftotal = N-1 = 30-1 = 29 – общее.

dfa = a-1 = 2 – для фактора А.

dfb = 1 – для фактора В.

dfa*dfb = 2*1 = 2 – для межфакторного взаимодействия.

dfwc = N-ab = 30-3*2 = 24 – для внутригруппового взаимодействия.

Межгрупповая или  общая факторная.

Dfbc = axb-1 = 5

Оценка дисперсий, входящих в Е отношения.

Sa² = 7,57/2 = 3,785 – для фактора А.

Sb² = 0,52/1 = 0,52 – для фактора В.

Sab² = 8,13/2 = 4,065 –для межфакторного взаимодействия.

Sws² = 5,32/24 = 0,25 – для внутригруппового взаимодействия.

Sbc² = 16,22/5 = 3,244 – для межгруппового взаимодействия.

Вычисляем F отношения и оцениваем их значимость.

Fa = 3,785/0,26 = 14,56≥Fкритич    Fb = 0,52/0,26 = 2≤Fкритич

Fbc = 3,244/0,26 = 12,48             Fab = 4,065/026 = 15,63≥Fкритич

Интерпретация результатов:

В результате проделанного эксперимента статистически подтверждена значимость влияния фактора самостоятельности  при выполнении зданий на качественные характеристики высказывания учащихся на иностранном языке. обнаружен эффект взаимодействия фактора самостоятельности при выполнении заданий и фактора работы в ограниченном режиме времени.

 

 

 

 

 

Заключение.

    1. В обучении диалогической речи важно учитывать механизмы речевой деятельности: осмысление, оперативная память, упреждающий синтез.
    2. Преподавателю необходимо способствовать формированию субъективного частотно-вероятностного словаря у учащегося.
    3. Преподавателю необходимо развивать у учащихся оперативную память, способствовать формированию у них «банка» потенциальных единиц говорения.
    4. Преподаватель должен учитывать тип рассогласования, лежащий в основе той или иной ситуации, при разработке заданий на ситуативной основе.
    5. При обучении диалогической речи рекомендуется включать задания, в которых выбор языковых средств диктуется функцией общения, формой речевого высказывания (описание, повествование, рассуждение), реакцией собеседника.
    6. При моделировании ситуаций устного общения необходимо учитывать роли участников общения, текстовые характеристики (которые накладываются на роли), речевые действия участников общения (запрос информации, убеждение, просьба, извинение), деятельность, сопровождающую общение.
    7. В структуре самостоятельной работы выделяют следующие компоненты: психодинамический, когнитивный, личностно-стилевой.

 

  диалогической речи играет личностно-стилевой компонент.

    1. В результате проведенного экспериментального исследования: а) были уточнены первоначальные гипотезы; б) статистически были подтверждены значимость влияния фактора « самостоятельная работа» на качественные характеристики высказываний учащихся на иностранном языке; в) уточнены основные характеристики когнитивных стилей применительно к иностранному языку (см. прилож.2); г) разработаны задания по обучению диалогической речи (см. прилож.3).

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список литературы

    1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды:  В 2 т. Т.2/ Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980.- 223с.
    2. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам: учебник для ВУЗов/ В.А Артемов. - М: Просвещение, 1969.-348 с.
    3. Аткинсон, Г.А. Человеческая память и процесс обучения/ Г.А Аткинсон. - М.: Прогресс, 1980. – 530с.
    4. Бердичевский, А.А. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности// Иностранные языки в школе. – 2004. -№2.- с.17-20.
    5. Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001.-288с.
    6. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие /М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева; под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 320с.
    7. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учеб. Пособие/ М.Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. – 128с.
    8. Галин, А.Л.  Психологические особенности творческого поведения/ А.Л. Галин.- Новосибирск: НГУ, 2001. – 231с.
    9. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология: учеб. Пособие/ Т.М.Дридзе. - М.: Высшая школа, 1980. – 224с.
    10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие/  В.Н. Дружинин,-2-е изд. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
    11. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации/ Н.И. Жинкин. - Наука, 1982. – 163с.
    12. Есипович, К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка / К.Б. Есипович. – М., 1988. – 234с.
    13. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: учеб. пособие/ И.А. Зимняя. - М.: Моск. Психолого-социальный ин-т: Воронеж; НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.
    14. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб.пособие/И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 228с.
    15. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии/ Т.П. Зинченко. - СПб: Питер, 2002. – 320с.
    16. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/Г.А.Китайгородская. – М., 1986. – 213с.
    17. Карнеги, Дейл. Язык убеждения / Д. Карнеги. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 288с.
    18. Кларин, М.В. Инновации в мировом образовании: обучение на основе исследования игр, дискуссии / М.В. Кларин. – М.: – Рига: эксперимент, 1998, - 180с.
    19. Конопкина, О.В. Самостоятельная работа учащихся в обучении иностранному языку / О.В. Конопкина. – СПб.: КАРО, 2005. – 373с.
    20. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку /  А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, 2005. – 208с.
    21. Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения// Иностранные языки в школе. – 2000.- №1.- с.58-61.
    22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТУ Сфера: Юрайт, 2002. – 464с.
    23. Лернер, И.Я. Дидактические основы самостоятельной работы / И.Я. Лернер. – М.; 1981 – 254с.
    24. Лурия, А.Р. Язык и сознание / под редакцией И.Д. Хомской. – 2-е издание. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с.
    25. Миролюбов, А.А. История методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М.: СТУПЕНИ: ИНФРА – М., 2002. – 448с.
    26. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М., 19967. 504с.
    27. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. – М. – Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1995. – 124с.
    28. Паронджанов, В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритм без программистов – это очень просто /  В.Д. Паронджанов. – М.: Дело, 2001. – 36 с.
    29. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
    30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680с.
    31. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащегося: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения к творчеству: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 184с.
    32. Полат С.С. Метод проектов на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. – 2000. - №2.-с.3-10.
    33. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816с.
    34. Психологические основы изучения неродному языку: хрестоматия / сост. А.А Леонтьев. – М.: Моск. психолого-социальный институт «МОДЭК», 2004. – 448с.
    35. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие/Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460с.
    36. Синицын, Е.С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрытий / Е.С. Синицын. – Новосибирск: НИИ Философии образования НГПУ, 2001. – 428с.
    37. Соловова, Е.Н. Автономия учащегося как основа развития современного непрерывного образования// Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – с.11-17.
    38. Тамбиев, Д.С. Исследование обобщенной оценки внимания// Вопросы психологии. -2000. - №4.-с.75-79.
    39. Танцоров, С.Г. Групповая работа в развивающем образовании: исследовательская разработка для учителя/ С.Г. Танцоров. – Рига: Эксперимент, 1997. – 40с.
    40. Фрейд, Зигмунд. Психология бессознательного/З.Фрейд. - Новосибирск, 1997. – 552с.
    41. Халперн, Д. Психология критического мышления/ Д. Халперн. – 4-е межд. изд. – СПб: Питер, 2000. – 512с.
    42. Хлыбова, Г.Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 1994. - №5. – с.16-19.
    43. Холодная, М.А. Особенности познавательных стилей «импульсивности/рефлексивности» и «ригидности/гибкости познавательного контроля» у лиц с высоким и сверхпороговым значением IQ//Психологический журнал.– Т 23. – 2002.№6.–с.72-83.
    44. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться/ Г.А. Цукерман. - М., 1992. – 156с.
    45. Чанова, М.В. Анализ зарубежного и отечественного опыта использования метода проектов: исторический аспект//Сибирский учитель.-2003.-№3.-с.23-28.
    46. Часов, В.А. Психологические принципы быстрого чтения/ В.А. Часов. - Л.: Знание, 1978. – 32с. Приложение 1                                                                                                                                                


Коэффициент К-показатель сформированности умений диалогической речи, вычисляется по формуле: К= О+А+С, где О- баллы за ответ на общий вопрос, А- баллы за ответ на альтернативный вопрос, С- баллы за ответ на специальный вопрос.

                                       

                                                                                       Диаграмма №2

     Коэффициент К – показатель сформированности умений диалогической речи, вычисляется по формуле: К= О+А+С, где О- баллы за ответ на общий вопрос, А- баллы за ответ на альтернативный вопрос, С- баллы за ответ на специальный вопрос.  

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                                            Приложение №2

Краткая характеристика когнитивных стилей относительно обучения диалогической речи

Полезависимые-импульсивные с преобладанием опыта первичной  активности

Особенности учебной  деятельности

Где проявляются

Рекомендации по организации  учебного процесса

Не могут выделить существенные детали

Темп внутренней речи замедленный, скорость принятия решения при восприятии высказывания – низкая; затруднено смысловое упреждение и вероятностное  прогнозирование

Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты, формировать навык использования ориентиров восприятия в перцептивной деятельности (ключевые слова, символы, схемы) 

В процессе обучения пассивны, труднее  происходит перенос знаний и умений

Затруднен процесс переноса лексических, грамматических навыков в ситуации общения

Преобладают репродуктивные методы обучения

При решении сложных задач резко  увеличивается число ошибок

В ситуации, требующей применения нескольких грамматических явлений, резко увеличивается число ошибок

Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения

Как правило, пренебрегают сотрудничеством  с другими учащимися

В парных видах работы и при составлении  диалогов неравномерно распределение  «нагрузки» между учащимися 

Взаимозависимость членов при выполнении заданий.

Информация о работе Роль самостоятельной работы в обучении диалогической речи на старшем этапе