Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"
Цель должна отобразить конкретный результат, к которому стремятся педагог и ученики. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это та часть опыта человечества, которая передается учащимся в соответствии с поставленной целью и выбранным принципом. Методы – это действия, которые выполняют педагог и учащийся, с помощью которых последний получает тот опыт, который определен содержанием. Средства – это способы работы педагога и учащегося с содержанием, которые используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Для того чтобы педагогический процесс стал работать, необходимо им управлять. Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов цели: информационное обеспечение, формулировка задач в зависимости от цели, проектирование цели, реализация проекта, контроль за ходом выполнения, корректировка, подведение итогов.
47) Сущность и структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность —
это особый вид социальной деятельности, Педагогическая деятельность Профессиональная педагогическа Структуру педагогической
деятельности можно
представить как единство
субъекта и объекта педагогической
деятельности, их
потребностей, целей,
мотивов, методов и средств педагогической
деятельности, педагогических действий
(операций), предмета
и результата (продукта) педагогической
деятельности, оценки
результата и корректирующих педагогических Субъектами педагогической
деятельности являются
педагоги, родители,
группа (коллектив) учащихся.
Объект — тот, кого воспитывают,
формируют как личность.
К средствам педагогической
деятельности относятся содержание педагогического Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное. Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью, а предмет — с продуктом. Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать воспитанность. Оценка
продукта (результата) педагогической
деятельности — это
сравнение качества
полученного продукта (результата)
с целью педагогической
деятельности и соответствующая
его оценка. Корректирующие педагогические |
48) Сущность педагогического
подхода к формированию
Сущность воспитания как педагогической деятельности зависит от методологических подходов и концепции воспитания. Выделяют два основных подхода в определении сущности понятия «воспитание»:
Субъект-объектный подход, в основе которого лежит взгляд на человека как на объект педагогической деятельности, т. е. факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность.
Представление о воспитании как внешнем управлении, влиянии, воздействии характерен для:
-Традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности – ее социализация с позиций максимальной полезности для общества,
-Гербартианской «педагогики управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий.
При таком подходе цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами, при этом недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.
субъект-субъектный подход определяет воспитание как двусторонний процесс равноправного взаимодействия педагога и воспитанника. В этом случае воспитанник – активный субъект воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей.
Внедрение субъект-субъектного подхода в воспитательную практику связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания:
-Теории свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, где основными идеями являются принципы педоцентризма и свободы ребенка (в России – К. Н. Вентцелем, Л. Н. Толстым; в Италии – М. Монтессори; во Франции – С. Френе);
-Антропософской теории Р. Штейнера, раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела;
-Гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая с экзистенциональных позиций рассматривает принцип субъективности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника.
Воспитание – конкретно-
49) Определение цели обучения на уроке
Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Урок - это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же материалом.
Выделяются признаки, отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого материала непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Имеется наиболее употребимая и общепринятая классификация уроков по дидактической цели (Б.П.Есипов):
-уроки смешанные, или комбинированные; уроки усвоения новых знаний учащимися; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки систематизации и обобщения нового материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Типичная структура комбинированного урока включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.
Цель урока - это заранее запланированный результат, которого в процессе совместной деятельности должны достичь учитель и учащиеся. Цели урока - частный случай целей образования, целей педагогического процесса. Они отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества личности; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития личности.
Традиционно цель урока формулируется
как триединая, включающая обучающие,
развивающие и воспитательные аспекты.
Обучающий аспект цели касается усваиваемых
знаний, умений и навыков. Развивающий
– развития познавательных процессов
(мышления, памяти, внимания, воображения),
а также общеучебных умений и творческих
способностей. Воспитательный – формирования
отношений личности к окружающему миру
и себе, её качеств.
50) Сущность понятий «гражданственность»
и «гражданская культура личности»
Понятие «гражданственность» вк
1)антитезу аполитичности,
2)социально-психологическое
3)способность и готовность
4)высшую добродетель
5) приверженность интересам
Понятие «гражданственность» в наши дни приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность» и «политическое участие».
Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
Цели гражданского воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, сформировать у школьников умения политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.
Воспитательная цель работы с детьми
проявляется по мере включения учащихся
в посильную и доступную
Развивающая цель работы с детьми связана с образовательной и воспитательной. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Один из важнейших показателей
уровня гражданской культуры - отношение к закону.
51) Формы организации обучения:
общие, конкретные и их характеристика
Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внешнее строение педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия. Конкретная форма обучения —отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции. Общение, которое является сущностной характеристикой педагогического процесса, может быть как опосредованным, так и непосредственным 1. Опосредованное общение через письменную речь Индивидуальная (обособленно-индивидуалышя) форма обучения 2. Общение в паре постоянного состава: в каждый момент времени одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог) Парная форма обучения 3. Общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек Групповая форма обучения 4. Общение в парах сменного состава или диалогические сочетания (наиболее часто используемая в обычной жизни структура общения) 5. Коллективная форма обучения Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. |
52) Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ
Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе. Программа воспитания — содержание воспитания ,
сформулированное и
распределенное в соответствии
с возрастными периодами.
В программах воспитания Воспитательная
работа с детьми и молодежью является
объектом пристального
внимания государства
Министерством образования
Республики Беларусь
в 2006 году утверждена
«Концепция непрерывного
воспитания детей и учащейся
молодежи в Республике
Беларусь». В ней раскрываются
цели и задачи, содержание,
формы, методы и средства воспитания в
современных условиях.
Концепция определяет
методологические подходы
к процессу воспитания, основные Этот документ
устанавливает приоритеты воспи Согласно Концепции
в процессе воспитания |
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"