Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Цель должна отобразить конкретный результат, к которому стремятся  педагог и ученики. Принципы предназначены  для определения основных направлений  достижения цели. Содержание – это  та часть опыта человечества, которая  передается учащимся в соответствии с поставленной целью и выбранным  принципом. Методы – это действия, которые выполняют педагог и учащийся, с помощью которых последний получает тот опыт, который определен содержанием. Средства – это способы работы педагога и учащегося с содержанием, которые используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Для того чтобы педагогический процесс  стал работать, необходимо им управлять. Педагогическое управление – это  процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в  другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих  компонентов цели: информационное обеспечение, формулировка задач в зависимости  от цели, проектирование цели, реализация проекта, контроль за ходом выполнения, корректировка, подведение итогов.

47) Сущность и структура  педагогической деятельности

Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной.

Профессиональная педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие. Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное.

Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью, а предмет — с продуктом. Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности. 

  Конечным продутом педагогической деятельности можно считать воспитанность.

Оценка  продукта (результата) педагогической деятельности — это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт)деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.


 

48) Сущность педагогического  подхода к формированию личности

Сущность воспитания как педагогической деятельности зависит от методологических подходов и концепции воспитания. Выделяют два основных подхода в  определении сущности понятия «воспитание»:

Субъект-объектный подход, в основе которого лежит взгляд на человека как на объект педагогической деятельности, т. е. факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность.

Представление о воспитании как  внешнем управлении, влиянии, воздействии  характерен для:

-Традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности – ее социализация с позиций максимальной полезности для общества,

-Гербартианской «педагогики управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий.

При таком подходе цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с  внешне заданными нормативами, при  этом недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.

субъект-субъектный подход определяет воспитание как двусторонний процесс равноправного взаимодействия педагога и воспитанника. В этом случае воспитанник – активный субъект воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей.

Внедрение субъект-субъектного подхода в воспитательную практику связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания:

-Теории свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, где основными идеями являются принципы педоцентризма и свободы ребенка (в России – К. Н. Вентцелем, Л. Н. Толстым; в Италии – М. Монтессори; во Франции – С. Френе);

-Антропософской теории Р. Штейнера, раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела;

-Гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая с экзистенциональных позиций рассматривает принцип субъективности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, культурным уровнем развития общества и государства, а  также с их этносоциальными, социально-педагогическими, религиозными особенностями.

49) Определение цели обучения  на уроке

Урок - основная форма организации  обучения в современной школе

Урок - это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же материалом.

Выделяются признаки, отличающие урок от других организационных форм: это  постоянная группа учащихся; руководство  деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение  основами изучаемого материала непосредственно  на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Имеется наиболее употребимая и общепринятая классификация уроков по дидактической цели (Б.П.Есипов):

-уроки смешанные, или комбинированные; уроки усвоения новых знаний учащимися; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки систематизации и обобщения нового материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Типичная структура комбинированного урока включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.

Цель урока - это заранее запланированный результат, которого в процессе совместной деятельности должны достичь учитель и учащиеся. Цели урока - частный случай целей образования, целей педагогического процесса. Они отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества личности; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития личности.

Традиционно цель урока формулируется  как триединая, включающая обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Обучающий аспект цели касается усваиваемых знаний, умений и навыков. Развивающий – развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также общеучебных умений и творческих способностей. Воспитательный – формирования отношений личности к окружающему миру и себе, её качеств. 
50) Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»

Понятие «гражданственность» включает в себя:

1)антитезу аполитичности, активную  и сознательную включенность  в дела политического сообщества;

2)социально-психологическое ощущение  себя гражданином, полноправным  членом политического сообщества;

3)способность и готовность выступать  в роли гражданина;

4)высшую добродетель свободного  и полноправного участника политического  сообщества;

5) приверженность интересам политического  сообщества, чаще всего государства,  готовность идти на жертвы  ради этих интересов.

Понятие «гражданственность» в  наши дни приобретает весьма широкий  смысл, обнаруживает внутреннюю связь  и родство с такими понятиями, как «политическая активность»  и «политическое участие».

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете  в целом. Критериями гражданской  культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

Цели гражданского воспитания разделяются  на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель заключается  в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские  политические ценностные ориентации перестройки  и обновления общества, сформировать у школьников умения политического  диалога и культурного ведения  дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения  мысли в свободной устной речи.

Воспитательная цель работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую  деятельность.

Развивающая цель работы с детьми связана с образовательной и воспитательной. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Один из важнейших показателей  уровня гражданской культуры - отношение к закону.  
51) Формы организации обучения: общие, конкретные и их характеристика

Форма педагогического  процесса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внешнее строение педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия. Конкретная форма обучения —отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

Общение, которое является сущностной характеристикой педагогического процесса, может быть как опосредованным, так и непосредственным

1. Опосредованное  общение через  письменную речь

Индивидуальная (обособленно-индивидуалышя) форма обучения

2. Общение в  паре постоянного  состава: в каждый  момент времени  одного говорящего  слушает один человек  (диалог, монолог)

Парная форма обучения

3. Общение в  малой или большой  группе: одного говорящего  в каждый момент  времени слушают  два, три и более  человек

Групповая форма обучения

4. Общение в  парах сменного  состава или диалогические  сочетания (наиболее  часто используемая  в обычной жизни  структура общения)

5. Коллективная форма обучения

Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.


 

52) Характеристика Концепции  непрерывного воспитания детей  и учащейся молодёжи в РБ

 

Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитания — содержание воспитания , сформулированное и распределенное в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается постепенное освоение ребенком ценностей культуры путем постановки ведущих задач (задач-доминант) для каждого возрастного периода.

Воспитательная  работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитагельной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране.

Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержаниевоспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Согласно Концепции  в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации: обеспечение качества воспитания;соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"