Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

53) Целеполагание

Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным  и важным проблемам в педагогике. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания нельзя выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание — это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее: 

•обоснование и выдвижение целей;

•определение путей их достижения;

•проектирование ожидаемого результата.

Выделяются: глобальная или идеальная_цель, конкретно-историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

Глобальной целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности.

Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем  требований социально-экономического развития к личностным качествам, а  также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью  выживания в условиях борьбы за существование  в быстро меняющемся мире. 

В истории педагогики и образования  выделялись разные подходы к определению  сущности данной цели. В настоящее  время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно  значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – это  цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа  развития общества. В настоящее время  она направлена на формирование гражданской  ответственности и правового  самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя  конкретизирует обозначенные цели с  учетом особенностей учащихся, личного  опыта и возможностей конкретного  учебно-воспитательного учреждения.

Личная цель отражает потребности  каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы  общества, потребности ребенка и  его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Педагогическое целеполагание  включает следующие этапы: 1) диагностика  учебно-воспитательного процесса и  анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей  и задач; 3) организация коллективного  целеполагания; 4) уточнение целей  и задач, внесение корректив, составление  программы педагогических действий.

Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.

 

54) Цели образования в РБ

Образование в Республике Беларусь осуществляется для следующих целей:

-содействия гармоническому развитию личности, полной реализации ее созидательных способностей;

-формирования и укрепления национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

-обеспечения овладения государственным языком как главным средством общения между гражданами Республики Беларусь;

-сохранения и приумножения интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики;

-формирования экологической сознательности;

-воспитания уважения к семейной жизни;

-содействия интеллектуальным устремлениям личности;

-достижения разумных соотношений опыта и знаний личности;

-развития научной, технической и культурной деятельности в соответствии с нуждами развития республики;

-воспитания сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, позволяющей каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

-содействия установлению отношений человечности и милосердия между людьми;

-воспитания сознательного уважения к всемирному порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.

55) Классификация целей  воспитания

Педагогические цели, которые ставит учитель, планируя учебно-воспитательный процесс, могут быть классифицированы самым различным образом, в зависимости  от того, какой системообразующий  фактор будет положен в основание  классификации.

Стратегия учебно-воспитательного  процесса определяется социальным заказом школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, конкретизируясь в объяснительных записках к программам, образовательным стандартам.

Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем учебно-воспитательного процесса. К тактическим целям будут относиться цели формирования вполне определенных научных понятий и законов, организации самостоятельной работы учащихся с определенным фрагментом учебного текста. Именно такие цели чаще всего встречаются в поурочных планах учителей и именно их часто называют основными дидактическими целями. Тактические цели могут корректироваться, уточняться, видоизменяться.

Цели, которые ставятся учителем в  процессе реализации программы учебно-воспитательной работы в конкретных условиях данной школы и данного класса, можно  назвать оперативными. Оперативные цели наиболее изменчивы и динамичны, так как строятся применительно к педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело учитель.

По степени общности цели, преследуемые учителем в учебно-воспитательном процессе, можно делить на общие и частные. Деление это достаточно условно  и близко к делению по масштабу, но оно имеет и свою специфику. 

Общие цели можно связывать с  воспитательными аспектами обучения, с общенаучными методами познания. Частные - с формированием, например, конкретных знаний и умений предметного  характера. Общие цели, конечно, могут  быть возведены и в ранг стратегии, определяющей генеральную линию  всего обучения. Но они могут носить и сопутствующий характер. Частные цели могут быть и тактическими, и стратегическими. 
56) Сущность и пути формирования экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Под экологической культурой также понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, длительный процесс утверждения в сознании и поведении людей всех возрастов  личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление  которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных  ресурсов.

Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются  нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание  добра и зла, хорошего и плохого). При этом важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы, искусства и телевидения и практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

Экологическая культура должна формироваться  на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных  и высших учебных заведениях, центрах  профессионального обучения и повышения  квалификации.

Одним из первых, кто подошёл к  проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский. Он впервые разработал содержание термина “ноосфера”, занимался проблемами человеческого фактора. В его учении о ноосфере получили свое развитие идеи единства, взаимосвязи человека и природы 

С конца шестидесятых годов ХХ века человечество столкнулось с проблемой  “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания  земель привёл к тому, что перед  мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Экологическая культура - это сложное  личностное образование, включающее в  себя ответственность за состояние  окружающей среды, наличие экологических  взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам  экологии. Одной из важнейших задач  экологического воспитания является формирование экологической ответственности.

Она проявляется в: 

ответственности за состояние естественного  природного окружения, определяющего  условия жизни человека, на которые  он оказывает то или иное воздействие  в процессе своей жизнедеятельности; 

ответственности за свое здоровье и  здоровье других людей как личной и общественной ценности; 

активной, созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей гуманизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния человека на окружающую среду и его здоровье. 

Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением  экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин был выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры

57) Эмпирические и теоретические  методы исследования

Существует несколько классификаций  методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на: эмпирические и теоретические; констатирующие и преобразующие; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования и др.

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"