Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
В настоящий момент педагогика и психология считают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию важнейшими условиями успешной профессиональной деятельности. При этом наблюдается слияние общественного и личностного смыслов: обществу нужно развитие индивидуальности учителя в своих целях, а следовательно, в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, является обретением смысла своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. То есть ее личностные цели и смыслы будут общественно значимыми, а индивидуальность считается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.
Кроме того, уникальность человека как природного существа и уникальность личности как существа социального – различные понятия.
Гуманистическая психология
считает, что сущность и средоточие
индивидуальности личности не в ее
несходстве, а в ее уникальном внутреннем
мире, в системе ценностей и
смыслов, в ее отношении к миру
и самому себе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
И.И. Рез-вицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев,
Е.Л. Яковлева). Богатство и глубина
данного внутреннего мира определяются
не столько способностью личности защищать
свою индивидуальность, выходить за пределы
социокультурных норм, но и степенью
присоединения к ним и
Наличие профессиональных стереотипов и норм не отрицает присутствия в педагогической культуре общества альтернативных норм и ценностей, которые не только не мешают развитию индивидуальности, но обогащают личность, способствуют образованию и открытию своего Я, проектированию самобытного жизненного и профессионального пути.
Можно сделать вывод, что
творческая индивидуальность педагога
складывается из его самобытного
профессионального
19. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
Профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс. Применяя образное выражение К. Роджерса, можно говорить, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А. Климов, можно выделить такие фазы жизненного пути профессионала.
Оптант – период выбора профессии.
Адепт (или фаза адепта) – период, когда человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т. д.).
Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В работе педагога она связана со вхождением в практическую педагогическую деятельность, с непременным появлением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций.
Интернет (или фаза интернала)
– время, когда учитель становится
опытным педагогом, который уже
способен самостоятельно и успешно
справляться с основными
Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.
Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.
Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи, ученики среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте.
Огромная роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления отведена системе его подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.
Много абитуриентов поступает
в педагогический вуз, не имея среднего
педагогического образования, и
делает первые шаги своего профессионального
становления(выбор профессии)
В нынешней сложной социокультурной
ситуации есть противоречие между растущими
требованиями к личности и деятельности
педагога и фактическим уровнем
готовности (мотивационной, теоретической
и практической) выпускника педагогического
вуза к осуществлению своих
Основные направления
реорганизации системы
20. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И
Непрерывность образования.
Профессиональное образование считается
сегодня непрерывным процессом,
обусловленным потребностями
Определение сути непрерывного
образования приведено в
Смысл непрерывного образования состоит преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, которые позволяют самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, легко ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, благополучно адаптироваться к меняющимся условиям и добывать нужные знания и умения.
Основными свойствами профессионала
будут в данных условиях развитое
системное мышление, владение методологическими
познаниями, которые позволяют не
только оперировать имеющейся
Такая тенденция находит
свое отражение в сотворении системы
многоуровневой педагогической подготовки,
образовательных программ, которые
обеспечивают взаимосвязь и преемственность
содержания педагогического образования
на всех его ступенях (среднее, высшее,
постдипломное). Эти тенденции направлены
на непрерывную гуманитаризацию
образования, являются средством гуманизации
и касаются прежде всего изменения
структуры и характера
Гуманитаризация профессионального
образования представляет собой
путь, ведущий студента к культуре,
к пониманию себя и своего места
в мире природы, человеческих отношений,
техники. Ее сущностью является «очеловечивание»
знаний, превращение их в инструмент
духовного формирования личности. Этот
процесс может и должен происходить
не только при изучении гуманитарных
предметов, но и через гуманитарную
направленность специальных курсов,
их ценностно-смысловую
21. ИНТЕГРАЦИЯ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Демократизация образования
представляет собой следствие гуманизации
и рассматривается как
Одними из проявлений этой тенденции служат индивидуализация и дифференциация обучения, происходящие посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения.
Намного расширяются права учебного заведения в определении специальностей, по которым проводится профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем нужно учитывать те опасности, которым подвержено профессиональное образование в условиях демократизации.
В системе образования
каждой страны есть две объективные
тенденции. Первая состоит в обеспечении
равных образовательных возможностей
для любого человека, которые достигаются
единообразием образования. Вторая
связана с удовлетворением
Советская система образования
строилась в основном на принципе
единообразия, которое дает, с одной
стороны, социальное равенство, с другой
– реальные цели и задачи подготовки
«среднего» ученика и «среднего»
работника, которые могут в любом
случае найти свою социальную и профессиональную
нишу. Именно единообразие системы
образования дало возможность в
стране обеспечить высокий уровень
общей и профессиональной подготовки
на основе разработки единых программ,
учебников и методических пособий,
которые обязательны для
Другая тенденция наиболее
отчетливо выражается в американской
системе образования и
Интеграция образования.
Тенденция к интеграции определена
необходимостью предоставления наибольших
возможностей студенту в получении
интегрированной
22. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ
Появление тенденции интенсификации
в профессиональном образовании
связано с повышающимся усложнением
характера профессиональной деятельности
и социальной жизни, стремительно меняющимися
социально-экономическими и производственными
условиями, усиленным развитием
науки и современных
Интенсификация может
рассматриваться как достижение
максимальной эффективности профессиональной
подготовки на основании системного
улучшения процесса профессионального
образования. Подобная тенденция показывает
не только социально-экономические
потребности общества и личности,
но и психолого-педагогические и
медико-физиологические
Тенденции интенсификации отражаются:
– в социальной насыщенности жизни студентов;
– убыстрении учебного труда, обучении на вполне высоком уровне трудности, в напряженном темпе, который стимулирует активную творческую деятельность студентов;
– фундаментальной научной подготовке учителя;
– последующей унификации содержания образования при интеграции профессий, обеспечивающей мобильность специалиста;
– внедрении новых технологий образования, образующих условия для развития системного и продуктивного мышления студентов;
– подготовке студентов к работе с новыми компьютерными средствами, автоматизированными системами;
– оптимальном сочетании форм и методов обучения, технических средств и ЭВМ, которые повышают работоспособность и интерес к учению. Основные направления развития профессионального образования находят свое отражение в улучшении целей, структуры и содержания, организационных форм и методов подготовки педагогических кадров.
Перед педагогическим образованием,
кроме основной цели, т. е. удовлетворения
культурно-образовательных