Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Педагогической системой является система общего образования  в целом, педагогический процесс  конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему  обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, которая направлена на организацию  целостного педагогического процесса, также представлена в виде системы; наконец, отдельное занятие считается  элементом и в то же время подсистемой  его деятельности. Таким образом, можно определить иерархию педагогических систем, в которой каждая из них  является элементом (подсистемой) более  общей системы.

 

Сущность каждой педагогической системы определяется присутствием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов (структурных  компонентов). Без этих элементов  она функционировать не может: личностного (совокупный субъект педагогического  процесса), который представляет собой  личность ученика, личность учителя; целевого – цели обучения и воспитания; содержательного, т. е. содержание обучения и воспитания; операционально-дея-тельностного (формы, методы, технологии обучения и воспитания); педагогического (организационные, материальные, психологические и другие условия); результативно-рефлексивного (результаты деятельности, критерии оценки эффективности  педагогической системы). В отличие  от имеющихся структурных схем, эта  рассматривает педагогическую систему  не субстанционально, а процессуально, поэтому расположение каждого элемента выстроено по логике самого педагогического  процесса и деятельности педагога, управляющего им.

 

В центре каждой педагогической системы располагаются личности учащегося и педагога, которые  выступают как совокупный субъект  этой системы, определяют ее цели, содержание воспитания и обучения и т. д. Некоторые  педагоги считают, что можно отнести  личность учителя только к условиям, средствам обучения. Кроме того, несостоятельность снижения ведущей  роли педагога, медленного вытеснения его техническими средствами обучения доказана плохой эффективностью популярного  в 60-е гг. XX в. программированного обучения.

 

 

Даже в ныне существующих моделях обучения, где роль педагога почти незаметна(обучение дистанционное, компьютерное, телевизионное), его личность является полноценным субъектом  педагогического процесса, создателем и творцом этих моделей и реализуемых  ими программ.

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ 

 

Есть достаточно широкий  перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных педагогов, должен обладать учитель. Эти качества различны по своей  направленности, по способу возникновения  и т. д. Трудно определить качественные особенности личности учителя на основе их соединения. Рассматривая точку  зрения некоторых психологов, которые  видят в личности только отдельные  черты и какие-то «корреляции» –  связи между проявлением этих черт, С.Л. Рубинштейн предупреждал также  о другой крайности. Эта крайность  заключается в рассмотрении единства личности как некой аморфной целостности, превращая ее облик в бесформенную туманность.

 

Целостность личности предполагает ее структурное единство, присутствие  тех системных свойств, которые  объединяют все остальные и являются основанием ее целостности. В структуре  личности учителя такая роль отводится  профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А. Сластенина, является каркасом, который скрепляет и  объединяет все основные профессионально  значимые свойства личности педагога.

 

Педагогическая направленность изучается чаще всего как система  доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Отмечая ведущую роль педагогической направленности в становлении  педагога и реализации профессиональной деятельности, А.К. Маркова справедливо  считает, что она «определяет  систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое  единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным воздействиям извне или изнутри, является основой  саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения».

 

Ведущими условиями становления  профессионально-педагогической направленности личности служат открытие ею своего педагогического  призвания и формирование профессионально-ценностных ориента-ций.

 

Отмечая большое влияние  эмоционального отношения учителя  к своей деятельности на ее результаты (в частности, отношения к своему предмету), Л.Н. Толстой писал: «Хочешь  наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят  и тебя, и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного  воздействия».

 

Ядро ценностных ориентаций учителя заключается в его  нравственной ориентации, которая определяет уровень его профессионально-этической  культуры и проявляется в его  поведении и деятельности, в отношении  с учениками и другими людьми, в требованиях, предъявляемых им к себе как педагогу.

 

Любовь к детям представляет собой одно из самых главных нравственных требований к педагогу (по мнению большинства  педагогов). Она является самым необходимым  качеством учителя. Но очень часто  любовь к детям воспринимается педагогом  очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. То есть считая своей  педагогической направленностью любовь к детям, учитель не испытывает этого  чувства на самом деле.

7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ  УЧИТЕЛЯ 

 

Педагогическое призвание  чаще всего считается склонностью, которая вырастает из осознания  личностью своей способности  к педагогической деятельности. Замечается субъективный характер переживания  призвания, но практически не обнаруживается его взаимосвязь с решением будущим  учителем экзистенциальных, смысложизненных  задач.

 

Другое понимание педагогического  призвания берет за основу традиции, существующие в философской антропологии, по которой человек, если он хочет  полностью реализовать себя в  профессии и получить в ней  смысл своей жизни, должен прислушаться к своему внутреннему голосу, зову, осознать свое настоящее предназначение. «Иными словами, среди различных  образов своего бытия каждый человек  находит какой-то один – он-то и  составляет его подлинное бытие, – считает X. Ортега-и-Гассет. – И  голос, зовущий его к этому  подлинному бытию, мы именуем „призвание“». Большинство людей стремятся  заглушить в себе этот голос, подменяя свое подлинное бытие ложной жизненной  ориентацией. И наоборот, только тот  человек реализует себя, только тот  живет в истинном смысле, кто живет  своим призванием, кто совпадает  со своей истинной «самостью».

 

То есть призвание является задачей в определенном виде деятельности, решению которой учитель посвящает  свою жизнь. Данная задача является не локальной, а универсальнаой, осознание  которой является следствием постижения человеком основополагающего аспекта  смысла собственной жизни, решения  смысложизненной задачи.

 

В.И. Винокуров считает, что  призвание обретает человек при  неразрывном взаимодействии двух факторов:

 

1) фундаментальной настроенности  человека, его первичной предрасположенности;

 

2) его постоянной поисковой  активности.

 

Кроме того, при обнаружении  своей смысложизнен-ной задачи у  человека появляется ощущение, что  она уже существовала до ее поиска, что в ней состоит целая  программа его жизни. Из-за призвания  человек воспринимает себя как единственного, неповторимого, значимого, обретает опыт, состоящий в осознании своей  личной ценности, уникальности и вместе с тем своего единства с мирозданием.

 

Основа педагогического  призвания и профессиональной направленности представляет собой систему ценностных отношений учителя к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленную в его профессионально-ценностных ориентациях. Достижение высокого уровня профессионализма педагогом в основном является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций, которые определяют его потребность  в овладении педагогическим мастерством. Как считал В.Д. Шадриков, присутствие  у личности общественно и профессионально  значимых ценностных ориентаций обеспечивает правильное отношение к делу, побуждает  ее к поиску, творчеству и в определенной мере компенсирует малоразвитые умения и навыки; отсутствие же положительной  ориентации может являться причиной профессионального краха, потери уже  имеющегося мастерства.

 

Осуществляя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ориентации дают возможность педагогу выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в  его саморазвитии и самосовершенствовании.

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 

 

В работе педагогов встречаются  этические и эстетические начала. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) взаимосвязаны в деятельности учителя. Все требования к культуре учителя записаны в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям –  важное качество учителя. Но это качество очень часто не воспринимают всерьез, думая, что нельзя принудить себя любить кого-либо. Однако любить детей  – это не просто проявлять чувство, это еще и принятие ученика  таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет себя показать. Также  важно сопереживать ему и стараться  помочь ученику в его развитии.

 

У учителя любовь к детям  должна быть на уровне нравственных отношений. Ученики ценят в учителе прежде всего: доброту, уважение, человечность, отзывчивость, а потом уже его  научные знания и способность  к объяснению нового материала. Так  же для учеников важно такое качество, как умение владеть собою, что  является важным условием в проявлении любви к детям. Если учитель не любит детей, то он не может вызвать  ответную любовь и доверие у своих  учеников.

 

Так же важным качеством учителя  является педагогический оптимизм. Это  вера в ученика, в его возможности, способность видеть в ученике  видеть только хорошее и опираться  на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела. Результатом любви к детям  являются и другие немаловажные качества: профессиональный долг, ответственность, самоотверженность, педагогические совесть, справедливость. Профессиональный долг – это не только его долг перед  обществом, но и ответственность  перед каждым ребенком.

 

Профессиональная совесть  – это осознавание своего долга, ответственности перед учениками, поступков в соответствии с педагогическими  ценностями и нормами.

 

Из всего перечисленного выше появляется педагогическая самоотверженность  – стремление помогать ученикам, не следовать своим интересам, отдавать все свои силы работе, не обращая  внимания на время, а временами и  на здоровье.

 

Педагогическая справедливость – это способность учителя  быть объективным в отношении  к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его  личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых». По крайней мере личная симпатия не должна влиять на успеваемость учеников.

 

Из всех требований педагогической этики важное место занимает профессиональная честь учителя. Профессиональная честь  определяет нормы поведения учителя  и принуждает в нестандартных  ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и  профессии. Преподаватель не всегда может поступать, как обычный  человек. От профессии педагога общество ожидает выполнения особыхтребований в общей культуре и нравственном образе. Когда учитель не выполняет  ожиданий общества, то это приводит не только к понижению его личностного  достоинства, но и к ухудшению  отношений социума к педагогу.

 

Педагогическая этика  – это полное уравновешивание  нравственных чувств сознания и поведения  педагога. Все эти качества должны присутствовать в его культуре общения  с детьми, с любыми другими людьми, в педагогическом такте учителя.

 

Учитель – это не только профессия, но и социальный статус.

9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ  УЧИТЕЛЯ 

 

Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется чувство меры в выборе средств  педагогического воздействия, умение в любом случае использовать самые  оптимальные способы воспитательного  воздействия, не переходя некоторую  грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя, среди которых  доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и  своего собственного объединяются с  терпением и выдержкой, умением  контролировать свое эмоциональное  состояние и принимать обдуманные решения.

 

Тактичность совсем не предполагает то, что учитель будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим  на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается  в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью  к нему.

 

Учитель может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям  педагогической культуры и этики. Действия учителя не должны унижать достоинство  личности. По мнению А.С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

 

Обычно педагогический такт нужен учителю в сложных и  неоднозначных ситуациях педагогического  взаимодействия, в которых, кроме  нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство  юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка дает возможность иногда найти наиболее эффективный и  тактичный способ педагогического  взаимодействия. Ведь еще Гете говорил, что юмор – это мудрость души. Ш.А. Амо-нашвили также считает, что  «улыбка – есть особая мудрость». Иногда хватает улыбки учителя, чтобы  изменить ситуацию, снять появившееся  в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором  он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая  пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"