Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя, не должны мешать ему оставаться человеком, который понимает свое несовершенство и не пытается воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение  педагога к себе как к эталону  образует, по мнению психолога А.Б. Орлова, его суперпозицию при общении  с детьми. Жизнь такого учителя  постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет  быть человечным, извинить и принять  слабости других и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда  нормативные требования абсолютно  подчиняют себе учителя, они становится своего рода культом. И только когда  в деятельности учителя преобладает  установка «человек – человек», он в состоянии полноценно реализовывать  свою деятельность и быть свободным  в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений  с учениками.

10. ОБЩИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  СПОСОБНОСТИ 

 

К личностным свойствам педагога, означающим мастерство и профессионализм  педагога, относятся общие и педагогические способности. Эти предпосылки проявляются  в быстроте, глубине и прочности  усвоения приемов и способов педагогической деятельности. В состав необходимых  учителю навыков включаются общие  для выполнения любого рода занятия  и специальные, снабжающие только педагогическую деятельность. Специальные способности  составляют большую часть одаренности. Однако способности не могут быть врожденным, они формируются из задатков в ходе определенной деятельности. Формирование нужных педагогу умений и навыков основывается на существующих у него способностях.

 

Общие способности обусловливаются  прежде всего врожденными качествами личности: темпераментом, характером, интеллектом. Способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию зависят от степени развития интеллектуальных способностей педагога.

 

Но интеллект – это  не развитое мышление, а сложная  многоступенчатая организация, обеспечивающая как постижение окружающего мира, так и принятие решений во всевозможных обстоятельствах и управление своим  поведением. Психологи выделяют виды интеллекта, такие как: общий, обеспечивающий успешность в любом деятеле; профессиональный, основанный на решении специальных  проблем; социальный, выражающийся в  межличностном отношении. Высокий  педагогический интеллект допустим лишь при едином развитии его эмоциональных  и волевых качеств.

 

Выходит, что присутствие  мыслительных способностей не обеспечивает высокого уровня мастерства.

 

Есть случаи, когда педагоги, выделяющиеся теоретическим складом  ума, не могут решить практические педагогические задачи. В мышлении педагога выявляется внутренняя целостность умственных, эмоциональных и волевых качеств. В трудной ситуации с учеником педагогу нужно прежде всего понять логику мышления ученика, совершенно другую, чем у взрослого.

 

Креативность – способность  человека к творчеству. Она обусловливается  как степенью формирования творческого  мышления, так и проявлением учителем своей внутренней индивидуальности.

 

Общие способности отображаются в педагогических способностях. Их связывают в несколько групп.

 

Конструктивные способности  – прогнозирование и проектирование процессов в педагогике. В способности  человека предсказывать свою деятельность находится союз мышления и воображения.

 

Педагогическое воображение  – способность предугадать, каким  может стать какой-либо ученик в  будущем.

 

Коммуникативные способности  – способности межличностного и  делового общения в воспитательном процессе и в обучении.

 

Перцептивные способности  – умение определить эмоциональное  состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям.

 

Экспрессивные способности  – передача в ходе общения своего эмоционального состояния.

 

Организаторские способности  – способность эффективно организовать урочную и внеурочную деятельность учеников.

 

Общие и педагогические способности  едины в личности учителя, поэтому  формирование каждой из них зависит  от развития других.

11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ПЕДАГОГА И ЕЕ СТРУКТУРА 

 

Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического  мастерства учителя – это его  профессиональная компетентность. Понятие  «компетентность», которое характеризует  сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности, широко применяется сегодня  в теории и практике общего и профессионального  образования.

 

А.К. Маркова определяет несколько  видов профессиональной компетентности, наличие которых определяет зрелость человека в профессиональной деятельности:

 

– специальная компетентность, которая представляет собой владение собственно профессиональной деятельностью  на вполне высоком уровне, возможность  проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

 

– социальная компетентность, т. е. владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством и  принятыми в определенной профессии  приемами профессионального общения;

 

– социальная ответственность  за результаты своего труда;

 

– личностная компетентность, которая проявляется во владении способами личностного самовыражения  и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

 

– индивидуальная компетентность, наличие способов самореализации и  развития индивидуальности в рамках профессии, способность к профессионально-личностному  росту, самоорганизации и самореабилитации.

 

Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительнымналичие  только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством  общей компетентности, необходимой  для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

 

Можно выделить различные  подходы к нахождению структуры  профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой – с выделением отдельных  ком-петентностей в соответствии с  ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:

 

– самостоятельной образовательной  и преподавательской деятельности;

 

– воспитательной деятельности;

 

– научно-методической и  научно-исследовательской деятельности;

 

– социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;

 

– коррекционно-развивающей  управленческой деятельности.

 

Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:

 

1) системы знаний, определяющей  теоретическую готовность учителя;

 

2) системы умений и навыков,  составляющей основу его практической  готовности к осуществлению профессиональной  деятельности.

 

Обобщенные требования к  уровню теоретической и практической готовности педагога включаются в квалификационную характеристику выпускника, получившего  специальность «учитель», представленную в государственном стандарте  высшего профессионального образования.

 

12. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА 

 

Особенность педагогической деятельности требует от учителя  обладания системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Учитель основной и средней  школы общается с той возрастной группой учащихся, которая имеет  достаточно разнообразные общие  и складывающиеся профессиональные интересы. Действенное педагогическое взаимодействие, появление межличностных  отношений с ними происходит только при наличии у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в  различных областях – социальной, культурной, научной, технической. На основе всех представленных качеств и формируется  творческая, духовно богатая личность, которая привлекает молодежь, притягивает  ее к себе. Кроме того, профессионализм  и педагогическое мастерство преподавателя  обусловливаются глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

 

Успешная профессиональная деятельность предусматривает овладение  наставником основами общетеоретических  дисциплин в объеме, который нужен  для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. Среди этих задач можно выделить следующие:

 

– знание государственного языка Российской Федерации –  русского языка, на котором производится преподавание;

 

– знание об общих законах  мышления и методах оформления его  результатов в письменной и устной речи;

 

– знание основ философии, объясняющей общие законы природы  и бытия человека, обеспечивающей выяснение смысла собственной жизни  и профессиональной деятельности;

 

– знание о мировой и  отечественной истории и культуре, формах и способах научного познания и их эволюции, места науки в  развитии общества;

 

– знание основ экономической  и социальной жизни общества.

 

Вне зависимости от специфики  преподаваемой дисциплины педагогу нужно знать основы права и  ведущие правовые документы, которые  определяют социальную и образовательную  политику государства. К таким документам относят:

 

– Конституцию и законы Российской Федерации;

 

– решения Правительства  РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

 

– Конвенцию о правах ребенка.

 

Для защиты жизни и здоровья детей учитель обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной  защиты.

 

Компетентность в области  самостоятельной образовательной  деятельности обеспечивается владением  основ научной организации труда: способов поиска, обработки, хранения и использования информации, современных  информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной  работы, соблюдения режима труда и  отдыха и т. д.

 

Система психолого-педагогических знаний, которые нужны любому учителю, состоит из несколько блоков. Прежде всего это психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах  и психологических механизмах, лежащих  в основе воспитания и обучения.

 

Учитель должен знать особенности  педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет  к личности педагога, основ профессионально-личностного  самовоспитания и саморазвития.

13. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА 

 

Многообразие осуществляемых учителем профессиональных функций  и видов деятельности проявляется  в перечне содержащихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического  вуза должен уметь:

 

– реализовывать процесс  обучения учащихся средней школы  с установкой на задачи обучения, воспитания и развития личности ученика и  с учетом специфики преподаваемого предмета;

 

– активизировать развитие внеурочной деятельности учащихся с  учетом психолого-педагогических требований, которые предъявляются к образованию  и обучению;

 

– систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в  составе школьных методических объединений  и в других ее формах;

 

– проводить работу классного  руководителя, общаться с родителями школьников и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

 

– исполнять правила и  нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья школьников в образовательном процессе;

 

– решать организационно-управленческие задачи. Для осуществления самообразования  и совершенствования методического  мастерства учителю следует быть в курсе новинок в новейшей специальной и психолого-педагогической литературе, владеть разными способами  познания и освоения окружающего  мира, методами поиска, обработки и  использования информации, уметь  интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.

 

Основа профессиональной компетентности педагога заключается  в его практической готовности к  самоорганизации своей деятельности, складывающейся из умения планировать  свою работу, правильно распределять свое время и отыскивать оптимальные  способы ее организации, умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.

 

Система педагогических умений, которые представляют собой освоенные  педагогом способы данных деятельностей, система гностических, прогностических  проектировочных, конструктивных и  аналитических умений, формирующихся  в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в сумме  педагогическую технологию учителя.

 

Понятие «педагогическая  технология» неоднозначно. Анализируемая  как компонент педагогического  мастерства и основа профессиональной компетентности учителя, педагогическая технология состоит из системы умений, которые обеспечивают проектирование и осуществление педагогического  процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог выстраивает  учебно-воспитательную работу технологично тогда, когда он понимает логику и  структуру данной деятельности.

 

Для любого вида деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей  и т. д.) технологическая цепочка  действий имеет такой вид:

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"