Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя, не должны мешать ему оставаться человеком, который понимает свое несовершенство и не пытается воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение педагога к себе как к эталону образует, по мнению психолога А.Б. Орлова, его суперпозицию при общении с детьми. Жизнь такого учителя постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет быть человечным, извинить и принять слабости других и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда нормативные требования абсолютно подчиняют себе учителя, они становится своего рода культом. И только когда в деятельности учителя преобладает установка «человек – человек», он в состоянии полноценно реализовывать свою деятельность и быть свободным в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений с учениками.
10. ОБЩИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
К личностным свойствам педагога,
означающим мастерство и профессионализм
педагога, относятся общие и
Общие способности обусловливаются прежде всего врожденными качествами личности: темпераментом, характером, интеллектом. Способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию зависят от степени развития интеллектуальных способностей педагога.
Но интеллект – это не развитое мышление, а сложная многоступенчатая организация, обеспечивающая как постижение окружающего мира, так и принятие решений во всевозможных обстоятельствах и управление своим поведением. Психологи выделяют виды интеллекта, такие как: общий, обеспечивающий успешность в любом деятеле; профессиональный, основанный на решении специальных проблем; социальный, выражающийся в межличностном отношении. Высокий педагогический интеллект допустим лишь при едином развитии его эмоциональных и волевых качеств.
Выходит, что присутствие мыслительных способностей не обеспечивает высокого уровня мастерства.
Есть случаи, когда педагоги,
выделяющиеся теоретическим складом
ума, не могут решить практические педагогические
задачи. В мышлении педагога выявляется
внутренняя целостность умственных,
эмоциональных и волевых
Креативность – способность человека к творчеству. Она обусловливается как степенью формирования творческого мышления, так и проявлением учителем своей внутренней индивидуальности.
Общие способности отображаются в педагогических способностях. Их связывают в несколько групп.
Конструктивные способности
– прогнозирование и
Педагогическое воображение – способность предугадать, каким может стать какой-либо ученик в будущем.
Коммуникативные способности – способности межличностного и делового общения в воспитательном процессе и в обучении.
Перцептивные способности – умение определить эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям.
Экспрессивные способности – передача в ходе общения своего эмоционального состояния.
Организаторские способности – способность эффективно организовать урочную и внеурочную деятельность учеников.
Общие и педагогические способности едины в личности учителя, поэтому формирование каждой из них зависит от развития других.
11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Неотъемлемая составляющая
профессионализма и педагогического
мастерства учителя – это его
профессиональная компетентность. Понятие
«компетентность», которое характеризует
сплав теоретической и
А.К. Маркова определяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых определяет зрелость человека в профессиональной деятельности:
– специальная компетентность, которая представляет собой владение собственно профессиональной деятельностью на вполне высоком уровне, возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
– социальная компетентность, т. е. владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством и принятыми в определенной профессии приемами профессионального общения;
– социальная ответственность за результаты своего труда;
– личностная компетентность,
которая проявляется во владении
способами личностного
– индивидуальная компетентность,
наличие способов самореализации и
развития индивидуальности в рамках
профессии, способность к профессионально-
Своеобразие педагогической
деятельности делает непозволительнымналичие
только узкоспециальной
Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой – с выделением отдельных ком-петентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:
– самостоятельной
– воспитательной деятельности;
– научно-методической и
научно-исследовательской
– социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;
– коррекционно-развивающей управленческой деятельности.
Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:
1) системы знаний, определяющей
теоретическую готовность
2) системы умений и навыков,
составляющей основу его
Обобщенные требования к
уровню теоретической и практической
готовности педагога включаются в квалификационную
характеристику выпускника, получившего
специальность «учитель», представленную
в государственном стандарте
высшего профессионального
12. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА
Особенность педагогической деятельности требует от учителя обладания системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Учитель основной и средней школы общается с той возрастной группой учащихся, которая имеет достаточно разнообразные общие и складывающиеся профессиональные интересы. Действенное педагогическое взаимодействие, появление межличностных отношений с ними происходит только при наличии у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях – социальной, культурной, научной, технической. На основе всех представленных качеств и формируется творческая, духовно богатая личность, которая привлекает молодежь, притягивает ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя обусловливаются глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.
Успешная профессиональная
деятельность предусматривает овладение
наставником основами общетеоретических
дисциплин в объеме, который нужен
для решения педагогических, научно-методических
и организационно-
– знание государственного языка Российской Федерации – русского языка, на котором производится преподавание;
– знание об общих законах мышления и методах оформления его результатов в письменной и устной речи;
– знание основ философии, объясняющей общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей выяснение смысла собственной жизни и профессиональной деятельности;
– знание о мировой и
отечественной истории и
– знание основ экономической и социальной жизни общества.
Вне зависимости от специфики преподаваемой дисциплины педагогу нужно знать основы права и ведущие правовые документы, которые определяют социальную и образовательную политику государства. К таким документам относят:
– Конституцию и законы Российской Федерации;
– решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
– Конвенцию о правах ребенка.
Для защиты жизни и здоровья детей учитель обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Компетентность в области
самостоятельной
Система психолого-педагогических
знаний, которые нужны любому учителю,
состоит из несколько блоков. Прежде
всего это психологические
Учитель должен знать особенности
педагогической деятельности, ее структуры,
требований, которые она предъявляет
к личности педагога, основ профессионально-
13. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА
Многообразие осуществляемых учителем профессиональных функций и видов деятельности проявляется в перечне содержащихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического вуза должен уметь:
– реализовывать процесс обучения учащихся средней школы с установкой на задачи обучения, воспитания и развития личности ученика и с учетом специфики преподаваемого предмета;
– активизировать развитие
внеурочной деятельности учащихся с
учетом психолого-педагогических требований,
которые предъявляются к
– систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и в других ее формах;
– проводить работу классного
руководителя, общаться с родителями
школьников и оказывать им помощь
в осуществлении семейного
– исполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья школьников в образовательном процессе;
– решать организационно-управленческие
задачи. Для осуществления
Основа профессиональной
компетентности педагога заключается
в его практической готовности к
самоорганизации своей
Система педагогических умений, которые представляют собой освоенные педагогом способы данных деятельностей, система гностических, прогностических проектировочных, конструктивных и аналитических умений, формирующихся в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в сумме педагогическую технологию учителя.
Понятие «педагогическая
технология» неоднозначно. Анализируемая
как компонент педагогического
мастерства и основа профессиональной
компетентности учителя, педагогическая
технология состоит из системы умений,
которые обеспечивают проектирование
и осуществление
Для любого вида деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т. д.) технологическая цепочка действий имеет такой вид: