Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
– диагностика педагогической ситуации;
– целеполагание;
– выбор соответствующего содержания, форм и методов;
– организация педагогического взаимодействия;
– обратная связь;
– итоговая диагностика;
– постановка новых целей и задач.
14. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Овладение нормами педагогической профессии происходит во время приобщения преподавателя к человеческой и педагогической культуре. На основе этого формируется личная и профессиональная культура. Слово «культура» воспринимается человеком как улучшение, достижение им высот в жизнедеятельности и приобщении к системе нравственных ценностей.
Культура может быть как вне человека, так и в нем самом. Культура – это целое, органичное сочетание множества сторон человеческой деятельности, отсюда можно условно поделить культуру на общественную и индивидуальную. Началом определения культуры, ее сути выступает мировоззрение, самосознание создателей этой культуры, отсюда делаем вывод, что каждый из нас является создателем и носителем культуры своего времени.
Основой становления культуры педагога выступает его общая культура.
Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.
Главное культурное качество
человека – это его универсальность.
Однако общая культура – это не
просто универсальность и
Духовность – характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными требованиями, но и включает в себя непрекращающийся духовный труд, понимание мира и себя в нем, тягу к улучшению себя, перестройке своего внутреннего мира, расширению своего кругозора.
Считается, что совершенно
бездуховных людей нет и
Интеллигентность – это качество культурного человека. Оно не заключается в приобретении высшего образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого человека. Интеллигентность выражается в тысяче тонкостей: в умении вежливо спорить, неприметно помогать другим, восхищаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижениях. Истинно интеллигентный человек должен полностью нести ответственность за свои слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать их.
Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного педагога.
Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества.
15. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
Профессионально-педагогическая
культура основывается на общей культуре
личности. Она выступает как
Методологическая культура
учителя – это достаточно сложное
личностное образование. Она состоит
из педагогической философии преподавателя,
представленной в его педагогической
концепции как системе основных
педагогических идей и принципов, определяющих
его педагогическое мировоззрение,
цели и смысл его деятельности.
В основе концепции педагога находится
система представлений о
Построение своей
Методологическая деятельность педагога состоит из таких этапов:
– осознание задач, которые ставят жизнь, общество, профессиональную деятельность перед системой образования;
– анализ существующего состояния
дел в области общего образования
и преподаваемой сфере
– определение противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности;
– изучение существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению педагогических проблем;
– выявление основных принципов своей деятельности, основных направлений, задач и предполагаемых результатов;
– организация поисково-
– диагностика (изучение и анализ) результатов своей работы.
То есть обеспечивается системное построение педагогического процесса, которое дает возможность педагогу обоснованно определять программу своей деятельности.
16. АКСИОЛОГИЧЕСКАЙ КОМПОНЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры состоит из системы ценностей, которые определяют отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, свойствам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как учителю, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые являются основой педагогической деятельности.
Самая полная система ценностей, которые образуют содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Он включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), определяя их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому каждое разделение профессиональных ценностей очень условно, так как лишь в процессе целостного их присвоения происходит становление профессионально-ценностных ори-ентаций учителя.
Педагогические ценности являются ориентиром и стимулом его социальной и профессиональной активности, гуманистические по природе и сущности, так как сосредоточивают в себе широкий спектр всех духовных ценностей общества. На основе их образуется ценностное сознание педагога, которое является не только итогом его эмоционального отзвука на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого понимания и личностного принятия; осуществляется становление гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения, системы профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, их развитие и личностное становление, творчество в работе, реализацию высокого социального назначения своей профессии, сотрудничество с коллегами и т. д.
На основе основных ценностей
в структуре профессионально-
Конформная центрация имеет место, если педагог ориентируется на оценку деятельности коллег, подвержен коллективным идеям, неконфликтен. Кроме того, ее явное преобладание говорит о стремлении «быть как все», подстраиваться под общее мнение.
Эгоцентрация –
Альтруистическая центрация
описывает педагогов с ярко выраженной
направленностью на интересы учащихся
в процессе обучения. Они отличаются
вниманием и чуткостью к
17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Технологическая культура учителя
определяет деятельностную природу
педагогического труда и
Педагогические задачи могут
быть как задачами по преобразованию
конкретных ситуаций педагогического
взаимодействия для научения, развития,
становления личности ученика, производимыми
посредством некоторорых
Профессионально-педагогическая культура общества состоит из множества различных технологий. Их освоение учителем состоит из двух этапов:
1) выбора из культурного
многообразия педагогических
2) перевода их в практическую деятельность, в соответствующую систему собственных действий.
В способности произвести
адекватный поставленной задаче выбор
из существующего множества
В.А. Сластенин считает
технологию философией педагогического
действия. Развертывая это положение,
И.А. Колесникова рассматривает
Технологическая культура отображает
умение педагога производить переход
с философско-педа-гогического
Анализ практической педагогической
деятельности говорит о том, что
одним из условий осуществления
современных концепций обучения
и воспитания является соответствие
им степени технологической
18. ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ
Личностно-творческий компонент
профессиональной культуры учителя
определяет творческую направленность
и оригинальность его личности. В
основе его находится потребность
педагога в творческой самореализации,
проявлении собственной индивидуальности,
которая, по мнению А.К. Марковой, представляет
собой самое позднее
При профессиональном становлении
есть опасность нивелировки