Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по психологии и педагогике, И.Резепов.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

знать своих питомцев, учитель должен уметь в соответствующий момент и не

расслышать того, что не предназначалось  для его ушей: либо потому, что  расслышать

было бы не тактично, либо потому, что  расслышать значило бы немедленно реагировать,

а как – иной раз не ясно. Учителю  нужно стараться не превратить общение  с 

учениками в серию окриков и  мелких придирок. Наконец, иногда бывает полезным «не 

понять» чеголибо. Все это предотвратит многие мелкие конфликты с учащимися  и 

поможет учителю сдолжным тактом вмешиваться в конфликты между учениками.

Последнее особенно важно и сложно. Педагогу надо очень осторожно реагировать  на

противоречия, которые возникают  между детьми, особенно в старшем  школьном

возрасте. Есть сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма

ограниченным, и далеко не все конфликты  и противоречия могут и должны быть

объектом обсуждения в коллективе. Эта мысль может стать одной  из установок 

учителя, помогающей ему решать проблему педагогического такта.

В учебно-воспитательном процессе учительпредъявляет и обосновывает определенные

требования к учащимся. Важнейшим  условием эффективности этих требований является

установка учителя на соблюдение принципа целесообразности.

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше

становится условием успеха в деятельности, а с другой – и это особенно важно – 

оно спасает от интеллектуального  оскудения личности.

С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься

самообразованием, поскольку специфика  учительского труда такова, что педагоги:

1) находятся в положении людей,  задача которых – сообщать  истину, которую они 

нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за

десять и более лет до момента ее сообщения;

2) имеют ограниченные по сравнению  с учениками временные возможности  для получения 

информации;

3) имеют сравнительно ограниченный  круг общения со своими сверстниками  и нередко 

ограниченное профессиональными  интересами содержание общения.

В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать 

изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с  картиной мира,

воспринимаемой его учениками. Поэтому самообразование учителя  следует понимать

двояко: с одной стороны, как  постоянное пополнение профессиональной и общекультурной

информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального 

опыта в самом широком плане.

Осознание этой необходимости учителем предполагает наличие у него адекватной

самооценки. Сама объективная позиция  учителя предопределяет возможность 

возникновения убежденности в своем  всезнании.

Программа самообразования включает в себя совершенствование общественнополитических 

знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук,

обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми

тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение

знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей

науки, развитие педагогических, психологических  и методических знаний и умений,

что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей  литературой и 

регулярном чтении периодических  изданий.

Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих

обстоятельств: возраста, педагогического  стажа, места жительства, преподаваемого

предмета, индивидуальных интересов  и увлечений, возраста и уровня подготовленности

учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т.

д. Самообразование учителя –  необходимое условие эффективности  педагогической

деятельности. Как справедливо  полагал К.Д. Ушинский, учитель живет  до тех пор,

пока он учится, как только он перестает  учиться, в нем умирает учитель.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Коллектив педагогов школы –  фактически трудовой коллектив, имеющий  определенные

задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив,

он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной

функции – воспитания учащихся. Ему  свойственны те ведущие отношения, которые 

присущи обществу, та доминирующая атмосфера, которая характерна для общества, та

определяющая система человеческих ценностей, которая в нем принята.

Важнейшее свойство эффективного коллектива учителей – единство педагогических

взглядов. Педагогический коллектив  имеет определенную организационную  структуру,

которая определяется содержанием  деятельности коллектива. Структура  определяет

отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива.

В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и 

кооперация впроцессе его.

Педагогический труд разделен:

1) между учителями разных предметов,  работающими в одном классе;

2) между учителями, ведущими один и тот же предмет в разных классах;

3) между учителями, работающими  в одном классе, и его классным  руководителем;

4) между педагогами, руководящими  различными кружками, секциями, факультативами,

обществами, клубами учащихся;

5) между педагогами, отвечающими  за определенный участок или  направление в 

воспитательной работе школы, и  т. д.

Успешная работа педагогического  коллектива зависит от хорошо налаженной кооперации

труда учителей. В первую очередь  речь идет о кооперации между учителями одного

предмета в рамках методического  объединения, что позволяет наладить обмен опытом,

взаимодополнение и взаимозаменяемость в методической работе и во внеурочной

работе с учащимися по предмету. Важна и кооперация между учителями  разных

предметов, работающим и в одном  классе. Она позволяет сводить  к минимуму перегрузку

учащихся, осуществлять согласованный  дифференцированный и индивидуальный подход

к детям в зависимости от степени  их учебной подготовленности, воспитанности  и 

других факторов. Весьма полезна кооперация между классными руководителями параллельных

классов и классов одной возрастной ступени.

Она дает возможность лучше использовать для организации воспитательной работы

индивидуальные возможности классных руководителей, предупреждает соперничество и

возникновение группового эгоизма  в отдельных классах, создает  условия для 

сближения различных коллективов. Разделение и кооперация труда требуют  от

учителя владения навыками сотрудничества, впервую очередь умения вместе с 

коллегами сосредоточиваться на объединяющем их в данный момент или на данном отрезке

времени деле.

 

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредствуются

целями и содержанием их деятельности. В процессе совместной деятельности и общения 

в коллективе образуется несколько  систем отношений, которые в общем  виде можно 

представить так. Отношения, которые  складываются между учителями для  организации 

и реализации их деятельности, можно условно назвать официальными (или формализованными).

Они включают в себя деловые отношения, которыми связаны между собой  в той или 

иной мере все учителя, и отношения  управления, которые складываются между 

администрацией и учителями, между учителями – руководителями отдельных участков

работы – и их коллегами в  этой области работы и т. д.

Кроме того, в педагогическом коллективе складываются две системы неофициальных 

отношений. Первая – общая система  межличностных нравственно-психологических отношений,

охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая – сетка избирательных 

отношений, основанных на взаимных симпатиях  между отдельными учителями. Обе 

системы отношений складываются под  сильнейшим влиянием содержания деятельности

учителей и их взаимоотношений  в процессе ее организации и реализации.

Эффективность педагогического коллектива как воспитателя детского коллектива

самым существенным образом зависит  от его ценностно-ориентационного  единства.

Сюда входят установки членов коллектива по отношению к учащимся, целям воспитания,

методы воздействия на учеников, стиль взаимоотношений с учащимися  и т д. Если в 

этих вопросах нет единства, то в коллективе могут развиваться  различные болезни 

(конфликты между учителями,  ревность, зависть, консерватизм), которые снижают

успешность учебно-воспитательного  процесса, отражаются на самочувствии учителей.

Здесь большую роль играет психологический  климат педагогического коллектива.

Такой климат – одно из наиболее значимых проявлений ценностно-ориентационного

единства и межличностных отношений. От него во многом зависит самочувствие

учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности.

Климат коллектива в немалой  степени определяет и меру творчества каждого учителя.

Благоприятный климат предполагает наличие  в коллективе радости труда, общения,

оптимизма, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости и  подобных

эмоциональных состояний его членов.

Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств. На климат влияет

стиль руководства педагогическим коллективом администрацией школы. Определенное

значение имеют и условия  труда.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Педагогическое общение – специфическая  форма общения, имеющая свои особенности  и 

в то же время подчиняющаяся общим  психологическим закономерностям, присущим

общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей

коммуникативный, интерактивный и  перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию

целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия

педагога и учащихся. Исследования в области педагогической психологии показывают,

что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками

научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией  сферы профессиональнопедагогического

общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его 

педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных

взаимоотношений со студентами преподаватель  должен проявлять доброжелательность

и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к 

победам и поражениям, успехам и  ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования

показывают, что педагоги, акцентирующие  собственное «я», проявляют формализм  по

отношению к учащимся, поверхностную  включаемость в ситуации обучения, авторитарность,

подчеркивают собственное превосходство  и навязывают свои способы поведения. У

педагогов с центрацией «на другом»  проявляется неосознанное подлаживание к учащимся,

доходящее до самоуничижения. У педагогов  с центрацией «я – другой» выявлено

устойчивое стремление строить  общение на равных началах и развивать его в диалогической

форме. Исследования позволяют условно  выделить четыре группы учителей с  точки 

зрения интенсивности их общения  с учащимися.

К первой группе можно отнести тех  учителей, кто постоянно общается с ребятами.

При чем это общение выходит  далеко за рамки повседневных наставнических

обязанностей учителя и отличается большой степенью интенсивности  и 

доверительности.

Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся  к учащимся,

пользуются их доверием и симпатией. Для них характерен демократический стиль

руководства.

В третью группу можно включить учителей, которые довольно явно стремятся  к близкому

общению со школьниками, но такового не имеют. Среди этих учителей преобладают 

педагоги с авторитарным стилем руководства.

Четвертая группа – те педагоги, которые общение с учениками ограничивают узкими

рамками деловых вопросов. Это преимущественно  учителя с автократическим и  игнорирующим

стилями руководства.

 

 

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Выделяют следующие стили педагогического  общения.

1. Общение на основе высоких  профессиональных установок педагога, его отношен и 

е к педагогической деятельности в  целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты)

буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении  стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского  расположения . Оно предполагает  увлеченность 

общим делом. Педагог выполняет  роль наставника, старшего товарища, участника 

совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства.

Особенно это касается молодых  педагогов, не желающих попасть в  конфликтные 

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике