Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.
знать своих питомцев, учитель должен уметь в соответствующий момент и не
расслышать того, что не предназначалось для его ушей: либо потому, что расслышать
было бы не тактично, либо потому, что расслышать значило бы немедленно реагировать,
а как – иной раз не ясно. Учителю нужно стараться не превратить общение с
учениками в серию окриков и мелких придирок. Наконец, иногда бывает полезным «не
понять» чеголибо. Все это предотвратит многие мелкие конфликты с учащимися и
поможет учителю сдолжным тактом вмешиваться в конфликты между учениками.
Последнее особенно важно и сложно. Педагогу надо очень осторожно реагировать на
противоречия, которые возникают между детьми, особенно в старшем школьном
возрасте. Есть сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма
ограниченным, и далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть
объектом обсуждения в коллективе. Эта мысль может стать одной из установок
учителя, помогающей ему решать проблему педагогического такта.
В учебно-воспитательном процессе учительпредъявляет и обосновывает определенные
требования к учащимся. Важнейшим условием эффективности этих требований является
установка учителя на соблюдение принципа целесообразности.
САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше
становится условием успеха в деятельности, а с другой – и это особенно важно –
оно спасает от интеллектуального оскудения личности.
С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься
самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги:
1) находятся в положении людей, задача которых – сообщать истину, которую они
нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за
десять и более лет до момента ее сообщения;
2) имеют ограниченные по
информации;
3) имеют сравнительно
ограниченное
В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать
изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира,
воспринимаемой его учениками.
Поэтому самообразование
двояко: с одной стороны, как постоянное пополнение профессиональной и общекультурной
информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального
опыта в самом широком плане.
Осознание этой необходимости учителем предполагает наличие у него адекватной
самооценки. Сама объективная позиция учителя предопределяет возможность
возникновения убежденности в своем всезнании.
Программа самообразования включает
в себя совершенствование
знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук,
обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми
тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение
знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей
науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений,
что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей литературой и
регулярном чтении периодических изданий.
Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих
обстоятельств: возраста, педагогического стажа, места жительства, преподаваемого
предмета, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности
учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т.
д. Самообразование учителя –
необходимое условие
деятельности. Как справедливо полагал К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор,
пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Коллектив педагогов школы – фактически трудовой коллектив, имеющий определенные
задачи, программу деятельности, план «выпуска продукции». Как и всякий коллектив,
он является частью нашего общества, созданной для выполнения определенной
функции – воспитания учащихся. Ему свойственны те ведущие отношения, которые
присущи обществу, та доминирующая атмосфера, которая характерна для общества, та
определяющая система
Важнейшее свойство эффективного коллектива учителей – единство педагогических
взглядов. Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру,
которая определяется содержанием деятельности коллектива. Структура определяет
отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива.
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и
кооперация впроцессе его.
Педагогический труд разделен:
1) между учителями разных
2) между учителями, ведущими один и тот же предмет в разных классах;
3) между учителями, работающими в одном классе, и его классным руководителем;
4) между педагогами, руководящими различными кружками, секциями, факультативами,
обществами, клубами учащихся;
5) между педагогами, отвечающими за определенный участок или направление в
воспитательной работе школы, и т. д.
Успешная работа педагогического коллектива зависит от хорошо налаженной кооперации
труда учителей. В первую очередь речь идет о кооперации между учителями одного
предмета в рамках методического объединения, что позволяет наладить обмен опытом,
взаимодополнение и
работе с учащимися по предмету. Важна и кооперация между учителями разных
предметов, работающим и в одном классе. Она позволяет сводить к минимуму перегрузку
учащихся, осуществлять согласованный дифференцированный и индивидуальный подход
к детям в зависимости от степени их учебной подготовленности, воспитанности и
других факторов. Весьма полезна кооперация между классными руководителями параллельных
классов и классов одной возрастной ступени.
Она дает возможность лучше использовать для организации воспитательной работы
индивидуальные возможности
возникновение группового эгоизма в отдельных классах, создает условия для
сближения различных коллективов. Разделение и кооперация труда требуют от
учителя владения навыками сотрудничества, впервую очередь умения вместе с
коллегами сосредоточиваться на объединяющем их в данный момент или на данном отрезке
времени деле.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредствуются
целями и содержанием их деятельности. В процессе совместной деятельности и общения
в коллективе образуется несколько систем отношений, которые в общем виде можно
представить так. Отношения, которые складываются между учителями для организации
и реализации их деятельности, можно условно назвать официальными (или формализованными).
Они включают в себя деловые отношения, которыми связаны между собой в той или
иной мере все учителя, и отношения управления, которые складываются между
администрацией и учителями, между учителями – руководителями отдельных участков
работы – и их коллегами в этой области работы и т. д.
Кроме того, в педагогическом коллективе складываются две системы неофициальных
отношений. Первая – общая система
межличностных нравственно-
охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая – сетка избирательных
отношений, основанных на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Обе
системы отношений складываются под сильнейшим влиянием содержания деятельности
учителей и их взаимоотношений в процессе ее организации и реализации.
Эффективность педагогического коллектива как воспитателя детского коллектива
самым существенным образом зависит от его ценностно-ориентационного единства.
Сюда входят установки членов коллектива по отношению к учащимся, целям воспитания,
методы воздействия на учеников,
стиль взаимоотношений с
этих вопросах нет единства, то в коллективе могут развиваться различные болезни
(конфликты между учителями, ревность, зависть, консерватизм), которые снижают
успешность учебно-
Здесь большую роль играет психологический климат педагогического коллектива.
Такой климат – одно из наиболее значимых проявлений ценностно-ориентационного
единства и межличностных
учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности.
Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя.
Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, общения,
оптимизма, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости и подобных
эмоциональных состояний его членов.
Климат педагогического
стиль руководства педагогическим коллективом администрацией школы. Определенное
значение имеют и условия труда.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Педагогическое общение –
в то же время подчиняющаяся общим
психологическим
общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей
коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение –
целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия
педагога и учащихся. Исследования в области педагогической психологии показывают,
что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками
научной и методической подготовки
преподавателей, сколько деформацией
сферы
общения.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его
педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных
взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность
и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к
победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования
показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм по
отношению к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность,
подчеркивают собственное
педагогов с центрацией «на другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся,
доходящее до самоуничижения. У педагогов с центрацией «я – другой» выявлено
устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической
форме. Исследования позволяют условно выделить четыре группы учителей с точки
зрения интенсивности их общения с учащимися.
К первой группе можно отнести тех учителей, кто постоянно общается с ребятами.
При чем это общение выходит далеко за рамки повседневных наставнических
обязанностей учителя и
доверительности.
Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся,
пользуются их доверием и симпатией. Для них характерен демократический стиль
руководства.
В третью группу можно включить учителей, которые довольно явно стремятся к близкому
общению со школьниками, но такового не имеют. Среди этих учителей преобладают
педагоги с авторитарным стилем руководства.
Четвертая группа – те педагоги, которые общение с учениками ограничивают узкими
рамками деловых вопросов. Это преимущественно учителя с автократическим и игнорирующим
стилями руководства.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Выделяют следующие стили
1. Общение на основе высоких
профессиональных установок
е к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты)
буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2. Общение на основе дружеского расположения . Оно предполагает увлеченность
общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника
совместной учебной деятельност
Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные