Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Заблудившиеся дети

Педагог собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все  мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет  нас, а легкий ветерок нежно треплет  наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через  некоторое время взрослый вновь  собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо  быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой  мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся  друг к другу, чтобы согреться, и  попробуем идти вперед. Мне страшно  и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит? Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь!»  Через несколько минут блужданий  педагог говорит: «Боюсь, сегодня  нам не добраться до дому. Еще  забредем куда-нибудь и вообще никогда  не выберемся отсюда! Я разожгу  костер, чтобы мы смогли у него погреться. И я спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, греют  руки, жмутся друг к другу, взрослый поет им тихую песенку. «А вот и  утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие  же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!» 

Шпионы

Для игры необходимы картонные или деревянные коробки. Педагог делит группу на несколько подгрупп по два-три человека. Предварительно взрослый прячет в разных местах комнаты телеграммы с шифровкой (это могут быть листы бумаги, на которой начертаны непонятные значки). «Вы – шпионы. Ваше государство  послало вас на очень ответственное  задание: вы должны достать документ государственной важности. Но сделать  это надо

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

так, чтобы  вас никто не заметил. Для этого  вам выдали маскировочные защитные коробки, забравшись в которые, вы будете медленно и очень аккуратно подбираться  к месту, где спрятана телеграмма с шифровкой. Задание это действительно  важное и крайне опасное, ведь в любой  момент вас могут поймать и  посадить в тюрьму. Иногда вы будете слышать сигнал тревоги (взрослый издает звук сигнализации): это полицейские  устраивают облаву на шпионов. В этот момент вы должны замереть на месте  и прекратить движение, иначе попадетесь. Будьте предельно осторожны, передвигайтесь медленно и очень тихо, Вы можете иногда смотреть в щелочку, приподнимая  коробку, но каждый раз при этом вы рискуете быть пойманными». Педагог  накрывает детей коробками, предварительно объяснив, где лежит важный документ, который должна найти каждая из подгрупп. Дети передвигаются по комнате по направлению каждый к своей телеграмме. Периодически взрослый дает сигнал тревоги, и дети прекращают движение. Когда  все группы добрались до своих  телеграмм, педагог подходит к каждой из них и благодарит за успешное выполнение секретного задания.

Две страны

Педагог распределяет всех детей в две  подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые  жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время  думали о печальном и много  грустили. Жителям веселого государства  было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались  прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим  весельем и смехом. Пусть те, кто  сидит от меня по левую руку, будут  грустными людьми. Попробуйте вспомнить  о чем-нибудь очень печальном  и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда  не радовались. Те,

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

кто сидят  от меня по правую руку, – будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть  те грустные ребята, которые заразятся  смехом веселых жителей, переходят  на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще  грустит».

Обнималки

На полу обозначается небольшой круг таким  образом, что вся группа может  поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы – скалолазы, которые с  большим трудом забрались на вершину  самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они  достигают вершины, они стоят  на ней и поют песенку:

Мы –  скалолазы

До верха  дошли,

Ветра проказы 

Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она  очень маленькая, а за чертой –  глубокая бездна. Поэтому на ней  можно стоять, только очень тесно  прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

Актеры

Дети  стоят в кругу. «Вы все –  актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший  актер играет так, что зрители  верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница. Улыбнитесь, как кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как  будто вы увидели солнце.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака. Вы устали, как  папа после работы, человек, поднявший  тяжелый груз, муравей, притащивший  большую муху. Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, помогший маме убрать весь дом, уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».

Заблудившиеся утята

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть  трое ребят будут утятами, а остальные  – деревьями, корягами и кустами  в лесу. Потом у каждого из вас  будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята убежали  с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась  погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут ветки под напором ветра почти  до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята  думают, что это кто-то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где  можно было спрятаться». В комнате  приглушается свет, дети изображают деревья, коряги и пни, они принимают угрожающие позы и издают громкие угрожающие звуки: завывают, ухают и пр. Утята  бродят по комнате, шарахаются от деревьев и коряг, дрожат от страха и холода. Через несколько минут взрослый указывает утятам на пещерку, где  они могут укрыться от дождя (под  столом). Дети забираются под стол, сжимаются  в комочек. Когда взрослый включает свет, он предлагает желающим поменяться с утятами ролями, и игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий не побывал в роли утенка.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Курица с цыплятами

В игре участвуют  мама-курица, маленькие цыплята и  хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый-ведущий). Сначала мама-курица с цыплятами  греются на солнышке, брызгаются около  пруда, ищут червячков на полянке  и пр. Вдруг налетает хищная птица  и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой  кусок ткани, чтобы дети могли  спрятаться под ним. Спрятанного  цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе  кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей  из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх  роль мамы-курицы и коршуна можно  поручать другим, особенно проблемным, детям.

 

5-Й ЭТАП ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ

 

На данном этапе становится возможным использование  игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений  целиком базируются на играх и  занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование  подобных игр без предварительной  подготовки приводит к тому, что  мотивация помощи другим детям носит  не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы  дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать  в группе благоприятный климат, атмосферу  непосредственного, свободного общения  и эмоциональной близости.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Итак, на 4-м этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания  другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в  некоторых ситуациях ребенок  может проявить помощь не только в  игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких  на прогулку и т.д.

Старенькая бабушка

Педагог делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень  старенькие, они ничего не видят  и не слышат. Но их обязательно нужно  привести к врачу, а для этого  нужно перейти через улицу  с очень сильным движением. Внуки  и внучки должны перевести их через  дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей  играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь  старичков от машин, провести через  опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы

Педагог разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что  один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а  ее хозяин – выполнять ее просьбы  и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом он предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы  куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей  игре они должны будут поменяться ролями.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Шляпа волшебника

Для игры необходимы разноцветные карточки и  шляпа. Педагог раздает детям  по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На свете  живет добрый волшебник, который  лечит больных детей. Он прилетает  к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок  моментально выздоравливает. К вам  он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник –  ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит  у нас с вами (педагог показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям  заодно? Нужно заполнить его шляпу  вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа  не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно  помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого  положить свою карточку, иначе шляпа  не будет больше лечить детей». В  течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа  должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после  того, как ребенок помог сверстнику. Вечером педагог опять собирает детей и торжественно ставит шляпу  на подоконник, чтобы ночью волшебник  нашел ее.

Химики

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик  должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный  колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу –  он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

получают  колокольчики. «Давайте послушаем, как  звенят ваши колокольчики! Каждый из вас  по очереди будет звенеть и  загадывать свое желание, а мы будем  слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, у одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его  желание? (Дети предлагают свои решения.) А может быть кто-то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?» Обычно кто-то из детей  обязательно предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность  ребенка и одобрение группы и  взрослого.

Заблудившийся ребенок

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем  зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в  лес, и сам не заметил, как упустил  ее из виду и заблудился. Так он и  пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел  под дерево и не заплакал. Тут- то его и обнаружили звери. Они очень  удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что  зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному  существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему  домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку  на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей  домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру. Напоминает детям, что они не знают человеческого  языка и поэтому не могут разговаривать. Помогает построить дом из воображаемых веток и камней. Сообщает о наступлении  ночи и приходе утра и т.д. Игру

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося  ребенка назначать проблемных –  агрессивных или, наоборот, замкнутых  – детей.

День помощника

 Педагог  собирает с утра всю группу  и говорит: «Сегодня у нас  свами необычный день. Мы будем  помогать друг другу, но так,  чтобы это не было заметно.  Сейчас я подойду к каждому  из вас и скажу, кому он  будет сегодня стараться помочь  во всем. Не говорите об этом  больше никому. Вечером мы с  вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто  же вам сегодня помогал, и  поблагодарите его». В течение  дня взрослый напоминает детям  о задании. Вечером педагог  вновь собирает группу и просит  каждого ребенка по очереди  рассказать о том, как и кто  помогал ему. 

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья