Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Дети  становятся в круг и закрывают  глаза. Взрослый, находясь в общем  кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит  бабочку и т.д.), затем будит  своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и  показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все  желающие не загадают свое движение и  не передадут его по кругу.

Передай настроение

Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать  настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое  именно настроение было загадано. Затем  ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему  на ушко какое-нибудь настроение.

Тень

Педагог собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в теней несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (педагог помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой – его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например:

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

украсить  новогоднюю елку; сходить в магазин  и купить продукты; проснуться, умыться  и сделать зарядку и пр.

Выбери партнера

Дети  сидят в кругу. Педагог говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться  на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы  другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно  ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все  договорились? Сейчас мы выясним, кто  не сумел договориться. На счет три  подбегите к своему партнеру и  возьмите его за руку». Если с первого  раза не получается, следует повторить  упражнение несколько раз, педагог  при этом должен следить за тем, чтобы  дети менялись парами.

Разговор сквозь стекло

Воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что  один из вас находится в большом  магазине, а другой – ждет его  на улице. Но вы забыли договориться о  том, что нужно купить, а выход  – на другом конце магазина.

Попробуйте  договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет  такое толстое стекло, что попытки  кричать бесполезны: партнер все  равно вас не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и  пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом  спрашивает его, все ли он понял. Затем  дети играют самостоятельно. Воспитатель  следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем  можно поменяться ролями.

Найди своего брата или сестру

Собрав  детей вокруг себя, педагог говорит: «Вы знаете о том, что все звери  рождаются слепыми? И только через  несколько дней они открывают 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

глазки. Давайте  поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему  глаза платком и скажу, чей  он детеныш. У каждого из вас будет  свой братик или сестричка, которые  будут говорить на одном языке  с вами: котята – мяукать, щенки  – скулить, телята – мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза  и шепотом говорит каждому, чей  он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно  таким образом, чтобы, в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят»  на своем языке и ищут другого  ребенка, «говорящего» на том же языке. После того как дети нашли свои пары, педагог развязывает им глаза  и предлагает познакомиться с  другими парами детенышей.

Кто сказал?

Выбирается  ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто  сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим  становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в  роли ведущего.

Радио

Дети  сидят в кругу. Воспитатель садится  спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные  детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят  друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя  этого ребенка. В роли диктора  радио может побывать каждый желающий.

Магазин зеркал

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем  лесу открылся магазин зеркал. Пусть  те, кто сидит от меня по

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

правую руку, – будут зеркалами, а те, кто  по левую, – зверушками. А потом  мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время  зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала  становятся в ряд, зверушки подбегают  к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала  в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям.

Упрямое зеркало

 Собрав  детей, педагог говорит: «Вы  представляете, просыпаетесь вы  утром, заходите в ванную, смотритесь  в зеркало, а оно повторяет  все ваши движения наоборот: вы  поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно – направо, вы закрываете  один глаз, а оно – другой. Давайте  поиграем в такие зеркала. Разбейтесь  на пары. Пусть один из вас  будет человеком, а другой –  упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь  ролями». Взрослый помогает детям  разделиться на пары и распределить  роли. Затем, выбрав одного ребенка,  воспитатель предлагает ему сделать  что-нибудь, а сам повторяет все  его движения наоборот. Затем  дети играют самостоятельно под  присмотром педагога, который помогает  им в случае затруднений. 

Запрещенное движение

Дети  стоят полукругом. Воспитатель стоит  в центре и говорит: «Следите за моими  руками. Вы должны в точности повторять  все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут  опускаться вниз, вы должны поднять  свои вверх. А все остальные мои  движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и  следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям  нравится игра, можно предложить любому желающему побыть в роли ведущего.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Из семечка – в дерево

Дети  стоят в кругу. Педагог стоит  в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый (садовник) очень бережно относится  к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Педагог ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети свернутся на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

3-й ЭТАП  СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Основная  задача следующего этапа – научить  ребенка согласовывать собственное  поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа задаются таким  образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

сверстникам и, во-вторых, умения действовать с  учетом потребностей, интересов и  поведения других детей. Такая согласованность  способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Сороконожка

Педагог рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте  поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда  начинаем двигаться вперед. Сначала  медленно, чтобы не запутаться. А  теперь – чуть быстрее». Педагог  помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки, затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа  соседей за плечи, падают на ковер.

Лепим скульптуры

Педагог помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас  будет скульптором, а другой –  глиной. Глина – очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей  в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и  не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребенка  и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры педагогу и остальным  парам. После этого взрослый вновь  раздает фотографии, и дети меняются ролями.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Составные фигуры

 Педагог  рассаживает детей вокруг себя  и говорит: «Тот из вас, кто  был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона.  А кто не был – видел его  изображение на картинке в  книжке. Давайте попробуем его  изобразить. Сколько у него ног?  Правильно, четыре. Кто хочет быть  ногами слона? Кто будет хоботом?»  и т.д. Таким образом, выбираются  дети, каждый из которых будет  изображать какую-нибудь часть  тела слона. Взрослый помогает  детям расположиться на полу  в правильном порядке. Впереди  – хобот, за ним – голова, по бокам – уши и т.д. Когда  слон составлен, педагог предлагает  ему пройтись по комнате: каждая  часть должна соблюдать очередность  движений. В качестве такой составляемой  фигуры могут быть любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей  в группе много, можно усложнить  игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать  друг другу руки, обнюхивать друг  друга, вилять при встрече хвостами  и т.д. 

Живые картины

Педагог делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает  художника, которому дает репродукцию  какой-либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника  – молча расположить детей  в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять. Перед началом игры педагог  сам рисует картину с помощью  нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины  готовы, художники показывают репродукции  остальным участникам подгрупп. Затем  можно устроить вернисаж: каждая подгруппа  будет показывать свою картину остальным  детям. Педагог следит за ходом игры и помогает детям, столкнувшимся  с трудностями.

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Работаем  вместе

Педагог делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т.д. Затем помогает детям  распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой – опускает в яму дерево и расправляет  корни, третий – закапывает яму, четвертый  – поливает дерево). После этого  в течение пяти минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

Слепой и поводырь

Педагог помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он – слепой, его  партнер – поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные  препятствия, которые заранее созданы  воспитателем из стульев, столов, коробок  и т.п. Цель поводыря – провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом  игры, помогает в случаях, если возникают  затруднения.

На тропинке

На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Педагог обращает внимание детей  на полоску: «Это – узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас  встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача – пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они  не долетают до товарища». Педагог помогает детям разбиться на пары и наблюдает  вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья