Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

 

Фамилия, имя, возраст ______________________________________________

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     



 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

 

Фамилия, имя, возраст ____________________________________

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     



 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

 

Фамилия, имя, возраст ______________________________________________

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     



 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

«Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС

посредством тренинга общения»

 

 

ПРОГРАММА

«От сердца к сердцу»

Екатеринбург 2012

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Тренинг общения для детей старшего дошкольного  возраста

Пояснительная записка.

Авторы  данной системы отмечают, что в  последнее время формирование положительной  самооценки, поощрение и признание  достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается  на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная  самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое  воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и  отношение к себе со стороны окружающих. А это является источником большинства  проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность  на себе и собственных качествах  закрывает возможность увидеть  другого. В результате сверстник  зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент  и соперник. Все это порождает  разобщенность между детьми, в  то время как главной задачей  социального воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия  социального воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных  положительных и отрицательных  качествах, на достоинствах и недостатках  другого и в результате провоцирует  сравнение себя с другими. Все  это порождает желание угодить  взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность  этого принципа, его сложно выполнить  на практике. Поощрения и порицания  прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Необходимо  также отказаться от соревновательного  начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую  демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить  игры, содержащие соревновательные моменты  и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают  из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного  общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную  игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует  по возможности отказаться от использования  игрушек и предметов, чтобы максимально  направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним  поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки  и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым  обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное  выражение (ругательства, жалобы). Поэтому  работа педагога направленная на коммуникативное  развитие на первых этапах, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств  общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение  может вызвать реакцию, протеста, негативизма, замкнутости.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Таким образом, коммуникативное развитие на первых этапах должно базироваться на следующих  принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка ксверстнику. Минимизация речевых обращений и переход кнепосредственному общению (экспрессивно-мимическим или вестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2.Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, данная методика исключает игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций. 

Исходя  из этих положений, Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова разработали систему  игр для детей 4 - 6-летнего возраста. Главной задачей которой является привлечение внимания ребенка к  другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям  и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства  и переживания сверстника, учат общаться вербальными и невербальными  средствами и помогать им в игровом  и реальном взаимодействии. Данная разработка чрезвычайно проста в  использовании и не требует никаких  специальных условий. Проводить  ее может как воспитатель, так  и психолог, работающий в детском  саду.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Система игр состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа, является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки кним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всехпереживания –как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другуреальную помощь в совместной деятельности.

Методические рекомендации по проведению игр.

Как подчеркивалось выше, дошкольники действуют не в  соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных  впечатлений и непосредственного  опыта. Именно поэтому данная система  игр основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а  на организации непосредственных взаимоотношений  между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций,

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания  и разделение детей на хороших  и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого  ребенка, показывать ему, что другие дети – не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с  ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек  могут показаться детям странными  и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт  с другими детьми, ласковые прикосновения  и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют  защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если  в группе есть проблемные дети, которые  мешают другим играть (могут ударить  сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), таких  детей вводят в игру через собственное  общение с ними: подойти к ребенку  и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок  примет воображаемую ситуацию, переключить  его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного  ребенка можно мягко вывести  из игры, предложив ему индивидуальную деятельность. Как показывает практика, через некоторое время эти  дети вновь присоединяются к общей  игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

Ни в  коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно  только отбить интерес к игре, сделать  ее бессмысленной. Задача педагога –  заинтересовать ребенка, увлечь его  игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует  особой эмоциональности, выразительности  и артистизма. Именно в этом

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

заключается искусство воспитания, в особенности  это важно для дошкольного  педагога. Доброжелательность, установка  на сюрприз и разного рода неожиданности, удивление или восхищение взрослого, его эмоциональная выразительность  и заразительность – вот главные  средства в работе с маленькими детьми.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья