Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Фамилия, имя, возраст ______________________________
Показатель социализации |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная игра |
Р-р Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
Р-в Р-с | |
2 |
3 |
4 | |
Идет на контакт |
|||
Откликается на просьбы и замечания |
|||
Действует сообща |
|||
Принимает помощь |
|||
Устанавливает дружеские отношения |
|||
Действует под руководством |
|||
Действует самостоятельно |
|||
Проявляет инициативу |
|||
Контролирует свое поведение |
|||
Конфликтует |
|||
Улаживает разногласия |
|||
Признает правили |
|||
Сочувствует |
|||
Подчиняет свои интересы интересам |
|||
Соблюдает очередь |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Фамилия, имя, возраст ______________________
Показатель социализации |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная игра |
Р-р Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
Р-в Р-с | |
2 |
3 |
4 | |
Идет на контакт |
|||
Откликается на просьбы и замечания |
|||
Действует сообща |
|||
Принимает помощь |
|||
Устанавливает дружеские отношения |
|||
Действует под руководством |
|||
Действует самостоятельно |
|||
Проявляет инициативу |
|||
Контролирует свое поведение |
|||
Конфликтует |
|||
Улаживает разногласия |
|||
Признает правили |
|||
Сочувствует |
|||
Подчиняет свои интересы интересам |
|||
Соблюдает очередь |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Фамилия, имя, возраст ______________________________
Показатель социализации |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная игра |
Р-р Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
Р-в Р-с | |
2 |
3 |
4 | |
Идет на контакт |
|||
Откликается на просьбы и замечания |
|||
Действует сообща |
|||
Принимает помощь |
|||
Устанавливает дружеские отношения |
|||
Действует под руководством |
|||
Действует самостоятельно |
|||
Проявляет инициативу |
|||
Контролирует свое поведение |
|||
Конфликтует |
|||
Улаживает разногласия |
|||
Признает правили |
|||
Сочувствует |
|||
Подчиняет свои интересы интересам |
|||
Соблюдает очередь |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
«Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС
посредством тренинга общения»
ПРОГРАММА
«От сердца к сердцу»
Екатеринбург 2012
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Авторы данной системы отмечают, что в последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.
Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей социального воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия социального воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.
Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.
Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому работа педагога направленная на коммуникативное развитие на первых этапах, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.
Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию, протеста, негативизма, замкнутости.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
Таким образом, коммуникативное развитие на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка ксверстнику. Минимизация речевых обращений и переход кнепосредственному общению (экспрессивно-мимическим или вестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.
2.Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, данная методика исключает игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Исходя
из этих положений, Е.О. Смирнова и В.М.
Холмогорова разработали
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
Система игр состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа, является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки кним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всехпереживания –как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другуреальную помощь в совместной деятельности.
Методические рекомендации по проведению игр.
Как подчеркивалось
выше, дошкольники действуют не в
соответствии с нормами и представлениями,
а на основе собственных чувственных
впечатлений и
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
нравоучений
и приведения положительных образцов.
Следует исключить также
На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.
Если в группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), таких детей вводят в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную деятельность. Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача педагога – заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е
заключается
искусство воспитания, в особенности
это важно для дошкольного
педагога. Доброжелательность, установка
на сюрприз и разного рода неожиданности,
удивление или восхищение взрослого,
его эмоциональная