Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Очень важный момент – выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой  каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная  последовательность игр, развивающих  те или иные аспекты общения детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая  представлена в системе, однако это  вовсе не означает, что детей нужно  знакомить со всеми играми каждого  этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным  играм следующих этапов. Кроме  того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые  могут вызвать затруднения у  педагога. Поэтому можно выбрать  именно те игры каждого этапа, которые  соответствуют возможностям педагог  и интересам детей.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и  тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники  по-разному и в разном темпе  усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых  действий. Сами дети очень любят  играть в знакомые игры и нередко  просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить  первую половину занятия, а новую  игру оставить на вторую половину.

Занятия последних этапов лучше делить на две части: в первой проводить  игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

выражение позитивного  отношения друг к другу (типа «Муравьи», «Обнималки» и пр.), и лишь вторую половину посвящать вербальному  общению или совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства  общности, что предотвращает возникновение  конфликтов по поводу предметов и  предметных действий.

Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда становиться заметным, что  дети устали от нее, начинают разбредаться, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего  использовать какой-нибудь ритуал, которым  будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а  дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя  круг; или дети ласково дотрагиваются  до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

Педагог может вносить в данные игры свои варианты, которые зависят как  от конкретных обстоятельств, так и  от его фантазии. Например, если день проведения занятия совпадает с  днем рождения кого-нибудь из детей, лучше  изменить ход занятия и посвятить  его этому ребенку (в этот день группа может уделять ему много  внимания, дарить подарки, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним и  получая от этого удовольствие).Все  это требует определенной гибкости и тонкости, умения импровизировать  и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Игры  и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных  эмоций, развитие эмпатии.

 

Назови  себя

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что- то рассказать о себе).

Снежный ком

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

Ласковое имя

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Давайте поздороваемся

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный. Способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

Встаньте те, кто…

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...  любит бегать; радуется хорошей погоде;имеет младшую сестру; любит дарить цветы и т. д.

При желании  роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто  у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем  вопросы усложняются (включают в  себя две переменные): «Кто у нас  в группе любит сладкое и имеет  младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может  ответить сам — ему помогает группа.

Представь свое имя в движении

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Представься с помощью куклы 

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? 0 чем ты мечтаешь? и т.д.

Опиши друга

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.

Что изменилось

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько  изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все  произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметитьпроисшедшие изменения.

Мое настроение

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Передача чувств

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто- то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушкокакое-нибудь настроение.

Цвета эмоций

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая – отгадывать.

 

 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Тихий разговор

Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Ход игры: Участники садятся в круг. Задание –невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.

Собери пиктограмму

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям. Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2 – 3 минуты):

– Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

– Снова  вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

–Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят  помириться. Ваши руки мирятся, они  просят прощения, вы снова друзья.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Обсудите, как проходило упражнение, какие  чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Передай улыбку по кругу

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

Интонация

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

Игры  основной части тренинга

 

1-й  ЭТАП ОТКАЗ ОТ РЕЧЕВЫХСПОСОБОВ  ОБЩЕНИЯ

 

  Жизнь в лесу

Взрослый  садится на пол и рассаживает  детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают  человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали  свой особый язык. Когда мы хотим  поздороваться, мы тремся друг о друга  носами (педагог показывает, как  это делать, подходя к каждому  ребенку), когда хотим спросить, как  дела, мы хлопаем своей ладонью  по ладони другого (показывает), когда  хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому  свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда  – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший  ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят  друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель  подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы

Педагог садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью  и, конечно же, очень уставали. И  тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали  к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они  не знали, что их сон – дело рук  добрых эльфов, ведь эльфы не

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Е

 

умели разговаривать  на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогдаоб этом неслышали? А ведь они прилетают к каждому  из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а  те, кто по левую – эльфами. А  потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и  убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы – подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья