Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

М.А. Галагузова. Вып.3. – Екатеринбург. Изд-во «СВ-96», 1998. – 183, 192, 193 с.

  1. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 1997. – 210с.
  2. Растянников П.В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // введение в практическую социальную психологию. М., 1994 г.
  3. Романов М. Р. Реабилитация инвалидов / М. Р. Романов. – М.: Вагриус, 2000. – 175с.
  4. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. И. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 2001. – 364 с.
  5. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., Педагогика, 1989 г.
  6. Рабочий словарь психолога-консультанта / Под общ.ред. В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 496 с.
  7. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И. И. Калачаевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Левко. – 2-е изд. Минск: БелЭн, 2003. – 256 с.
  8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2005 г.
  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000 г.
  10. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995 г.
  11. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. Поликова А. – М, – КТМУ – 1996 – 207с.
  12. Фирсов М В. Технологии социальной работы: Учеб.пособие. – 2-е изд. / М. В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2009. – 428 с. 42.
  13. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005 г.
  14. Чепнецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов на Дону: Феникс, 2005 г.
  15. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов на Дону, 2005 г.
  16. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
  17. ЭйдемиллерЭ. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2009. - 700 с.
  18. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. – 2-е изд. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Отметьте тот вариант, который  соответствует Вашему представлению. Благодарим за сотрудничество. Опрос  анонимен. Ваше мнение будет учитываться при проведении последующих мероприятий.

 

1. Ваш пол:  женский, мужской.

2. Ваш возраст: до 20 лет, до 30 лет, до 40 лет, старше.

3. Семейное положение: состою в браке, одинок/ая.

4.Количество детей в семье: 1, 2, 3, более.

5.Ваша оценка состояния ребенка: здоров, болен, оформлена инвалидность.

6.Ваша оценка материальной обеспеченности семьи: недостаточная, достаточная.

7.Ваша занятость: работаю, занимаюсь домашним хозяйством.

8.Ваша оценка жилищных условий: удовлетворительная, неудовлетворительная.

9.Насколько жилищные условия приспособлены для потребностей 
ребенка: удовлетворительно, неудовлетворительно.

Насколько доступна для ребенка окружающая среда: доступна, недоступна

10. Можете ли с Вашим ребенком пользоваться услугами 
общественного транспорта: да, нет

11.Как часто Вы с ребенком посещается культурные мероприятия 
(музей, кинотеатр, театр, цирк, др.):  один или несколько раз в месяц, один или несколько раз в полгода. один или несколько раз в год.

12.Насколько часто вы испытываете стресс, напряженность из-за проблем, с ребенком: никогда, иногда, довольно часто, постоянно.

13.Что вам кажется самым трудным в организации жизни ребенка?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А 

 

14. Что вас беспокоит в поведении ребенка?

15. Как вы оцениваете отношение других детей к вашим детям?

16. Что вызывает у вас наибольшее беспокойство, когда вы думаете о будущем своего ребенка?

17. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?

18. «Какую помощь Вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребенка»?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Результаты  ответов на предложенную анкету

 

1 вопрос:  Ваш возраст - Возраст у 57% родителей превышает 40 лет, у 33% родителей превышает 30лет, у 10% родителей превышает 20лет.

2 вопрос: Посещаемость ребенком культурных мероприятий(музей, театр, кинотеатр, цирк и др.) –

1.не  менее одного раза в месяц-28%.

2. не  менее одного раза в полгода-47,6%.

3. не  менее одного раза в год-23,8%.

3 вопрос: Насколько часто родители испытывают стресс, напряженность из-за проблем, связанных с их ребенком -

1.Никогда-7%

2.Иногда-37%

3.Довольночасто-37%

4. Постоянно  -19%

4 вопрос: Что родителям кажется самым трудным в организации жизни ребенка?

  1. Трудности с формированием личности 14%
  2. Проблемы с физическим развитием 18%
  3. Проблемы с транспортом и передвижением 16%
  4. Проведение лечения 18%
  5. Регулярное проведение диеты 2,5%
  6. Трудности с организацией обучения 16%
  7. Уход за ребенком 4%
  8. Трудности с формированием навыков самообслуживания 9%
  9. Отдыха и досуга 2,5%

5 вопрос: Что родителей беспокоит в поведении их ребенка?

1. Агрессивность-19%

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

2.Застенчивость-16%

3.Лживость-4%

4.Грубость-4%

5.Невнимательность-5%

6.Тревожность-4%

7.Раздражительность-23%

8.Плаксивость-5%

9.Апатичность-4%

10.Подавленность-4%

11.Замкнутость-4%

12.Болтливость-4%

13.Неусидчивость  - 4%.

6 вопрос: Как оценивают родители  отношение других детей к их  детям?

  1. Хорошее 44%
  2. Равнодушное 4%
  3. Неприязненное 4%
  4. Снисходительное 18%
  5. Затрудняюсь ответить 30%.

7 вопрос: Что, по мнению родителей, нужно сделать, чтобы их дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?

  1. Обратить внимание на способности, талант 4%
  2. Дать образование 17%
  3. Лечить, вылечить 26%
  4. Нужны материальные средства 8%
  5. Воспитывать и обучать 17%
  6. Больше внимания, заботы 4%
  7. Навыки жизни, общения 4%
  8. Помогать 4%

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

Индивидуальный  профиль социального развития ребенка

 

  Фамилия, имя, возраст _________________________________________

 

Утверждение

+2

+1

0

-1

-2

Утверждение

1

2

3

4

5

6

7

Легко идет на контакт со взрослыми

         

Избегает контакта со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

         

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослым сообща

         

Не любит действовать совзрослыми сообща

Успешно действует под руководством взрослого

         

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

         

Не принимает помощь взрослого

Признает правила, предложенные взрослыми

         

Не признает правил, предложенных взрослыми 

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

         

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Часто взаимодействует со сверстниками

         

Избегает взаимодействия со сверстниками

Легко устанавливает дружеские отношения  со сверстниками

         

С трудом устанавливает дружеские  отношения со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

         

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

         

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо себя чувствует в большой  группе детей

         

Не любит большие группы детей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

         

Прерывает, мешает действиям других детей

Умеет занимать других детей

         

Не умеет занимать других детей

Успешно участвует в делах и  играх, предложенных другими детьми

         

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

         

Затрудняется разрешать конфликты  со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

         

Не может действовать самостоятельно

Может занять себя сам

         

Не может занять себя сам


 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

 

1

2

3

4

5

6

7

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

         

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Способен жертвовать своими интересами ради других

         

Ориентирован только на свои непосредственные интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

         

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

Признает правила, предложенные другими  детьми

         

Не признает правил, предложенных другими  детьми


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г  
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г  
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г  
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г  
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г  
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Обобщенная  схема наблюдений

 

Фамилия, имя, возраст ______________________________________________

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     



 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

 

Фамилия, имя, возраст ______________________________________________

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     



 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д

 

Фамилия, имя, возраст ______________________________________________

 

Показатель социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

 

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в          Р-с

Р-в       Р-с

 

2

3

4

Идет на контакт 

     

Откликается на просьбы и замечания

     

Действует сообща

     

Принимает помощь

     

Устанавливает дружеские отношения

     

Действует под руководством

     

Действует самостоятельно

     

Проявляет инициативу

     

Контролирует свое поведение

     

Конфликтует

     

Улаживает разногласия

     

Признает правили

     

Сочувствует

     

Подчиняет свои интересы интересам

     

Соблюдает очередь

     

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья