Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...........................................................................................................

3

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................

 

 

6

1.1. Основные подходы к  проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................

 

6

1.2. Роль и значение  коммуникативной стороны общения  в жизни подростков.........................................................................................................

26

1.3. Теоретические основы  социально-психологического тренинга  общения.............................................................................................................

36

Выводы по первой главе........................................................................

49

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................

51

2.1.Замысел и методика  исследования................................................

51

2.2. Анализ эффективности  социально-психологического тренинга  общения по активизации общительности подростков...............................

 

59

Выводы по второй главе.......................................................................

69

Заключение........................................................................................................

71

Список используемой литературы………..................................................

73

Приложения.....................................................................................................77

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:

- между социальной потребностью  в формировании межличностных  отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,

-между признанием общения в  качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Исследования показали, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности, общению. Она предполагает реальное сотрудничество ребенка сначала с взрослым, а затем со сверстником. Совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в общении формирует у ребенка гуманное отношение к другим, от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости  к опосредованным эмоциональным нормам,  и к оптимизации психических состояний.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение. В тоже время, проблема развития коммуникативных способностей у подростков относительно мало изучена в отечественных и зарубежных исследованиях. По мнению многих специалистов, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности (А.В. Батаршев; Л.А. Петровская; Г. Крайг, А.А. Леонтьев; Дж Сеймор; Я. Яноушек) в успешности профессиональной дальнейшей деятельности, (А.Б. Добрович; М.С. Каган; А.А.Максимов; А.Я. Наин), а также в сохранении и укреплении здоровья.

Объект исследования - общительность подростков.

Предмет исследования – социально психологический тренинг как средство развития общительности подростков.

Цель исследования. Эмпирическим путем выявить возможности социально-психологического тренинга по развитию общительности подростков.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа выявить критерии и показатели общительности подростков.

2. Опытным путем проверить эффективность специально организованного социально-психологического тренинга общения, направленного на развитие общительности подростков.

Гипотеза исследования. Специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития различных сторон общительности подростков.

Методика и эмпирическая база исследования. При проведении исследования в данной выпускной аттестационной работе был использован комплекс психодиагностических методик, объединенных замыслом квази-эксперимента формирующего типа: Тест «КОС», направленный на исследования коммуникативных и организаторских способностей, тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдера).

Выборку для эмпирического исследования составили учащиеся восьмых классов средней школы № 575 города Москвы.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1.Предложенная программа тренинга может быть внедрена в практическую работу  психологов тренеров и школьных психологов.

  2. Предложенные исследовательские методики и их сочетание могут использоваться для исследования эффективности тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей. 

 3. Обоснована и эмпирически проверена эффективность программы тренинга общения как метода развития коммуникативных способностей подростков .

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.  Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития коммуникативных способностей подростков. Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию коммуникативных способностей подростков.

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического

тренинга общения, как средства развития общительности подростков

 

 

    1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии

 

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера1.

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения2.

В дальнейшем предлагается использовать следующее определение, введенное Г.М.Андреевой: «Общение-это процесс установления, развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной»3.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов".

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Это разделение можно считать условным, так как в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Теперь можно рассмотреть коммуникативную сторону общения более подробно, так как благодаря ей происходит обмен и переработка информации между людьми. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс проговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" — в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого человека.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Американским исследователем Г.Лассуэллом предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет), включающая пять элементов:

  1. Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор.
  2. Что? (передаётся) - Сообщение (текст).
  3. Как? (осуществляется передача)  - Канал.
  4. Кому? (направлено сообщение)- Аудитория.
  5. С каким эффектом? - Эффективность.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

отстранённая — коммуникатор держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её[30].

Таким образом, в процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и, тем не менее, информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе.

В процессе общения часто встречаются так называемые коммуникативные барьеры  — это чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Они возникают тогда, когда чувства неприязни, недоверия  возникает к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков