Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

В процессе коммуникации выделяют вербальные и невербальные уровни.

В процессе общения могут возникать так называемые коммуникативные барьеры. Например, информационно-дифецитный, эмоциональный и т.д.

В отечественной психологии  общение рассматривается как вид деятельности, и уделяется внимание роли способностей в овладении различными видами деятельности. В зарубежной психологии так же разрабатывается проблема межличностного общения. Среди психологических школ занимающихся вопросами межличностного общения выделяется бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология.

 

    1. Роль и значение коммуникативной стороны общения  в жизни

подростков

 

Отрочество - этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет(V-VIII классы).

Главная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то их опережают.

Подростки в этом возрасте стремятся противопоставлять себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но одновременно с этим они нуждаются в помощи, защите, поддержке, доверии к ним со стороны взрослых.

Центральное личностное новообразование подростков 12-14  лет это становление нового уровня самосознания, Я - концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходстве с другими людьми и свое отличие-уникальность и неповторимость. Подросток смотрит на себя, как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками - ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому, подросток постепенно вырабатывает собственные критерии оценки себя и переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри».

Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я - идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становиться подлинной основой Я - концепции школьника.

Подростковый период относиться к так называемым критическим периодам жизни человека или к периодам возрастных кризисов.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодарящему, благодаря борьбе  за независимость, проходящей  в относительно безопасных условиях и не принимающих крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, а так же формируются способы поведения, которые позволяют ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем.

Главная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то их опережают.

Возрастной кризис может проходить двух основных формах.

Первая – это кризис независимости. Его симптомы - упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собственности. Остро ощущаемый собственный внутренний мир – главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая его от других.

Вторая форма, кризис зависимости, противоположна первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс  к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если кризис независимости – это некоторый рывок вперед за пределы старых норм или  правил, то  кризис зависимости – возврат назад, к той своей  позиции,  к то системе отношений, которая гарантировала эмоционально благополучие, чувство уверенности,  защищенности. И то и другое -  варианты самоопределения. В первом случаи это – «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается  именно первый вариант. 11

Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников. Из-за этого возникает множество проблем во взаимоотношениях подростков с родителями и учителями. Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка и старшего школьника, их ложные или примитивные представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Что же происходит, когда родители не умеют понять новые стремления подростка, юноши? А происходит то, что он все равно отправляется на поиск удовлетворяющих его отношений. Он находит их в среде сверстников. Здесь стремление подростка к взрослости понятно остальным, это стремление признают и поддерживают другие, подобные ему. Здесь отыскиваются своеобразные пути приобщения к взрослости. Здесь может получить поддержку протест подростка такого отношения взрослых, которое его не удовлетворяет, - зачастую на этой основе может возникнуть так называемая солидарность группы: подростки против «взрослых вообще. Подростки и старшие школьники «освобождаются» от своих родителей

Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. Невнимание к новым особенностям и стремлениям подростка и старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

Одновременное присутствие и стремление к независимости, и стремление к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи поддержки и защиты, ждет неосознанно, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов.

В этот период наиболее значимо групповое общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет. Подростки ищут поддержку у тех, кто испытывает те же проблемы и неудобства в связи с физическими, эмоциональными и социальными проблемами этого возраста.

Чувства одиночества и неприкаянности, связанные с возрастными трудностями становления личности, порождают неутолимую жажду общения. В обществе сверстников подростки надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

В начале подросткового периода наиболее распространена подростковая дружба. Группы обычно большие, состоящие и из мальчиков, и из девочек. В них есть лидеры (ядро, состоящее из нескольких человек, которые регулярно участвуют в общих затеях). На этом этапе внимание подростка сосредотачивается на внешности и качествах личности тех, кто входит в эту группу (чувство юмора, дружелюбие и т.д.).

Со временем ситуация меняется. Подросток начинает искать друзей по принципу подобия, замещая количество качеством близких отношений с немногими, разделяющими его взгляды.

Два дружащих между собой подростка могут удовлетворить различные потребности друг друга. Одному может нравиться командовать, другому – подчиняться; один может воспринимать другого как модель, а другой – наслаждаться возможностью учить своего друга, как «правильно» себя вести и одеваться. Иногда отношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет четко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого подростка в доминировании, подчинении и автономии.

С другом подростки могут поделиться своими чувствами и страхами, подробно обсудить все детали жизни. Когда есть лучший друг, которому можно доверять, подросток учиться преодолевать смущение в отношениях и общении с другими людьми. Однако такой характер отношений между друзьями более распространен среди девочек. Мальчикам более свойственны большие группы, и они, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба также может служить средством самовыражения. Подростки иногда выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Открытый или импульсивный ребенок может выбрать своим другом более сдержанного или замкнутого ребенка.

Именно в подростковом возрасте дружба начинает пониматься как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии; формируется способность смотреть на дружеские отношения с позиции третьей стороны.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [6].

Во-первых, общение с ровесниками – это очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.[20]

Как отмечал А.В. Мудрик, урбанизация ведет к тому, что большее число подростков живет в городах, где они имеют возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний – средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни[31;32].

По мнению А.В. Мудрика, в группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы. Имея определенную возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации, тем не менее, универсальны [31].

Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, приличествующих с точки зрения сверстников в определенном возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В-третьих, группа сверстников играет большую роль в процессе автономизацию подростков от взрослых вообще и от родительского влияния в частности.

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры. Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы время провождения и т.д.).

В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, стимулирует или тормозит решение подростками социально-педагогических задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, - определяет содержательную сторону решений этих задач.

В-шестых, группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как особая ниша (в этой функции как бы суммируются все предыдущие, но в новом качестве).

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков