Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Приложение 3
Сводная таблица результатов
экспериментальной группы по методикам:
тест на оценку самоконтроля в общении
М.Снайдером методика изучения компетентности
в общении или оценка уровня общительности
(тест В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-
№ п/п |
Испытуемые |
Самоконтроля |
Уровень общительности |
КОС | |||||
До |
После |
До |
После |
Коммуникатив - ность |
Организаторские способности | ||||
До |
После |
До |
После | ||||||
1 |
А. М. |
5 |
8 |
17 |
17 |
0,65 |
0,75 |
0,4 |
0,4 |
2 |
Б. Д. |
7 |
8 |
10 |
17 |
0,8 |
0,8 |
0,55 |
0,6 |
3 |
Б. М. |
5 |
9 |
16 |
13 |
0,55 |
0,8 |
0,4 |
0,6 |
4 |
Б. С. |
7 |
8 |
13 |
16 |
0,8 |
0,7 |
0,55 |
0,65 |
5 |
В. П. |
8 |
5 |
19 |
9 |
0,45 |
0,6 |
0,35 |
0,6 |
6 |
Г. К. |
5 |
5 |
14 |
14 |
0,65 |
0,7 |
0,7 |
0,75 |
7 |
Г. Т. |
5 |
8 |
13 |
10 |
0,7 |
0,8 |
0,5 |
0,6 |
8 |
Г. А. |
4 |
8 |
14 |
9 |
0,75 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
9 |
Д. С. |
3 |
6 |
14 |
18 |
0,45 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
10 |
Д. А. |
6 |
8 |
15 |
16 |
0,45 |
0,65 |
0,65 |
0,7 |
11 |
К. В. |
7 |
9 |
17 |
17 |
0,3 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
12 |
К. В. |
8 |
8 |
15 |
11 |
0,6 |
0,65 |
0,35 |
0,65 |
13 |
К. Д. |
7 |
7 |
19 |
18 |
0,7 |
0,6 |
0,65 |
0,6 |
14 |
К. Т. |
4 |
7 |
14 |
14 |
0,5 |
0,6 |
0,45 |
0,6 |
15 |
М. Е. |
2 |
4 |
7 |
7 |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
16 |
М. И. |
5 |
7 |
10 |
12 |
0,8 |
0,8 |
0,5 |
0,6 |
17 |
Н. С. |
7 |
8 |
13 |
9 |
0,7 |
0,8 |
0,5 |
0,6 |
18 |
О. Е. |
5 |
6 |
11 |
16 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
19 |
П. С. |
5 |
8 |
11 |
11 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
20 |
Р. А. |
4 |
9 |
10 |
13 |
0,45 |
0,8 |
0.45 |
0,6 |
Приложение 4
Сводная таблица результатов
контрольной группы по методикам: тест
на оценку самоконтроля в общении М.Снайдером
методика изучения компетентности в общении
или оценка уровня общительности (тест
В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-
№ п/п |
Испытуемые |
Самоконтроля |
Уровень общительности |
КОС | |||||
До |
После |
До |
После |
Коммуникативность |
Организаторские способности | ||||
До |
После |
До |
После | ||||||
1 |
Д. С |
5 |
4 |
17 |
8 |
0,45 |
0,5 |
0,6 |
0,55 |
2 |
П. М. |
6 |
5 |
12 |
9 |
0,95 |
0,6 |
0,50 |
0,9 |
3 |
Ш. М. |
5 |
3 |
11 |
8 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
4 |
В. А. |
7 |
4 |
13 |
8 |
0,95 |
0,6 |
0,55 |
0,8 |
5 |
Е. А. |
4 |
7 |
13 |
8 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
6 |
К. Е. |
5 |
6 |
14 |
9 |
0,9 |
0,6 |
0,55 |
0,65 |
7 |
Б. В. |
6 |
7 |
15 |
7 |
0,8 |
0,5 |
0,8 |
0,4 |
8 |
М. В. |
7 |
4 |
13 |
8 |
0,95 |
0,65 |
0,55 |
0,75 |
9 |
Ф. Т. |
5 |
6 |
17 |
8 |
0,75 |
0,7 |
0,8 |
0,45 |
10 |
И. В. |
7 |
3 |
13 |
7 |
0,8 |
0,65 |
0,2 |
0,8 |
11 |
Ш. Е. |
7 |
5 |
7 |
7 |
0,4 |
0,45 |
0,4 |
0,65 |
12 |
Е. Р. |
7 |
6 |
8 |
7 |
0,45 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
13 |
К. П. |
3 |
4 |
12 |
11 |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
0,7 |
14 |
Л. Ю. |
6 |
7 |
10 |
14 |
0,9 |
0,65 |
0,7 |
0,45 |
15 |
А. М. |
6 |
6 |
10 |
8 |
0,65 |
0,7 |
0,55 |
0,6 |
16 |
С. Я. |
4 |
6 |
15 |
11 |
0,5 |
0,6 |
0,45 |
0,6 |
17 |
С. С. |
5 |
5 |
9 |
10 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
18 |
Т. Н. |
5 |
6 |
15 |
13 |
0,55 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
19 |
Ч. М. |
5 |
6 |
11 |
11 |
0,45 |
0,6 |
0,35 |
0,4 |
Приложение 5
Тренинг «Искусство общения».
ЗАНЯТИЕ №1 «ЗНАКОМСТВО».
Цели занятия:
- создание условий для
работы группы в режиме
- выявление степени социально-
Приветствие.
Ведущий. Добрый день. Меня зовут... я — психолог... Мы с вами будем встречаться... (как часто, где).
Наши занятия — не обычные уроки, они носят название «коммуникативный тренинг», или «тренинг общения». На этих занятиях нельзя делать то, что можно и нужно делать на других уроках: нельзя ставить оценки, нельзя отказывать в помощи, нельзя удалять из класса. Зато можно многое из того, что никак нельзя допустить на других уроках: можно всем разговаривать вслух, спорить, вставать с места, ходить по классу, разговаривать на равных с ведущим. Потому что это — тренинг общения. Хотя можно общаться и молча — вы убедитесь в этом.
Тренинг — это тренировка. Спортсменов тренируют в выполнении определенных действий. Для чего? Для того чтобы они на соревнованиях показали то, что умеют лучше других. Чтобы они чувствовали себя уверенно не только в спорте. Хорошо быть сильным, ловким, смелым. А почему спортсмен уверен в том, что он сможет прыгнуть выше или дальше обычного человека либо пробежать быстрее? Потому что он много раз бывал в таких ситуациях он знает точно — он это пробовал сделать много раз, и много раз у него получалось. Мы тоже будем пробовать. В жизни нет возможности по-другому прожить день, час, что-то исправить в своих словах и поступках. Тренинг дает такую возможность — много раз повторить один и тот же диалог, довести его до совершенства. Мы будем пробовать общаться по обычным правилам, по необычным правилам и по невероятным правилам. Иногда это бывает трудно, иногда неловко, иногда и обидно. Зато когда вы в жизни попадете в подобную ситуацию, вы не растеряетесь и будете знать — вы справитесь, выйдете победителем, потому что уже бывали в таких ситуациях. И пусть пять раз у вас не получилось ничего или получилось плохо, зато пять раз — грамотно, хорошо, эффектно, блистательно. Это и будет главный результат нашего тренинга, который называется коммуникативный тренинг, или тренинг общения.
Давайте запомним: общение и коммуникация, общительный человек и коммуникабельный человек — это не одно и то же. Коммуникация — это просто обмен информацией. Общение — это взаимодействие, взаимное влияние.
Общительный человек — это человек, который очень хочет, стремится и любит общаться: разговаривать, спорить, шутить, уговаривать и распоряжаться. Коммуникабельный человек — тот, кто умеет это делать.
Общительный может быть болтуном; коммуникабельный - нет, он говорит по делу, понятно и интересно.
Общительный может надоесть; коммуникабельный - нет, он всегда выбирает наиболее удачный момент, когда его готовы выслушать, когда в нем заинтересованы.
Общительный может быть навязчивым, коммуникабельный никогда не станет нагружать других людей своими проблемами.
Общительный перебивает собеседника: ему хочется высказать свои мысли. Коммуникабельному интересен собеседник.
Согласитесь, отличить общительного человека от коммуникабельного легко. Надо ли спрашивать, кому обеспечен успех в сложных ситуациях, конфликтах, срочных делах?
Общительным можно родиться.
Коммуникабельным можно стать. Именно этому мы и будем учиться.
Итак - коммуникативный тренинг!
(5 минут).
Предлагаю выслушать и принять правила работы на наших занятиях:
- Вы хотите еще что-то добавить?
Голосование.
Можно при возможности записать их на большом листе бумаги и вывешивать на последующих занятиях (5 минут).
- А теперь давайте познакомимся!
Разминка.
Снежный ком «Имя + движение».
(5 минут).
Основное содержание.
Упражнение «Восточный рынок».
Цели:
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.
Время: 10 мин.
Ход упражнения:
Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке "Али-Баба и сорок разбойников"? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание "восточный рынок"?
- Крики...
Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.
Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты.
(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)
- Вот теперь, когда все
приготовления закончены, мы с
вами и отправимся на
восемь штук.
Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена... найти и вернуть себе - купить - все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?
Начали!
...Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Итоги упражнения:
- Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали
во время торга: активный поиск,
ожидание встречных
- Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
Упражнение «Стаканчик».
Цели:
Ресурсы: стул для каждого из участников и несколько (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры стакан) разовых пластиковых стаканчиков.
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков