Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

-уровень коммуникабельности (измеряется  с помощью теста В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности»);

-уровень коммуникативности (измеряется  с помощью теста «КОС»);

-коммуникативный контроль (измеряется с помощью «Оценка самоконтроля в общении» тест разработан американским психологом М.Снайдером).

Целью нашего исследования является эффективность разработанного нами тренинга общения направленного на развитие коммуникативных способностей подростков.

Сложность изучаемых процессов, неполнота контроля независимой переменной позволяют нам говорить о квазиэкспериментальном характере нашего исследования. Определяющим фактором, позволившим сделать нам такой вывод, является ограниченность нашего исследования  в управлении независимой переменной как причинно-действующим фактором. Это определяется смешением реально организуемых экспериментатором воздействий с процессами, происходящими в личности каждого участника тренинга. В результате чего мы не можем говорить о полном экспериментальном контроле переменных

Направленность экспериментальных воздействий на развитие коммуникативных способностей подростков, а также знаний, умений и навыков в процессе эксперимента, позволяет говорить о формирующем характере нашего исследования. Таким образом, далее мы будем подразумевать то, что наше исследование носит характер квазиэксперимента формирующего типа. Эксперимент проводился в соответствии с квазиэкспериментальным планом для экспериментальной и контрольной групп с предварительным тестированием (схема 1)

       О1     X   О2

                  О3           О4            (схема 1)

 (Квазиэксперимент любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между переменными («если А, то. В»)  в котором отсутствует процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов не однократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия). В качестве независимой переменной в эксперименте выступал социально-психологический тренинг. В качестве зависимой переменной выступали коммуникативные способности. Контроль  над переменными осуществлялся: 1) выделением экспериментальной и контрольной групп; 2) процедурой сравнения ЭГ и КГ до и после воздействия методом СПТО.

Испытуемые. Диагностику  развития коммуникативных способностей  подростков средствами тренинга общения мы осуществляли в условиях средней общеобразовательной школы.

В эксперименте участвовали школьники 8-х классов из них 18 девочек и 21 мальчик. Количество участников тренинга составляло 20 человека экспериментальной группы и 19 человек контрольной группы. Возрастной состав испытуемых – 13-14 лет. Была составлена программа тренинга «Искусство общения», нацеленная на активизацию коммуникативных подростков, который включал в себя пять занятий. Продолжительностью 1,5 часа каждое занятие.

Общий замысел исследования заключается в том, чтобы выявить эффективность влияния разработанного нами тренинга общения направленного на развитие коммуникативных способностей подростков.

В соответствии с замыслом квазиэксперимента формирующего типа нам необходимо провести следующие процедуры:

1 этап. Первичное обследование по методикам: тест «КОС» направленный на исследования коммуникативных и организаторских способностей, тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля в общении» тест разработан американским психологом М.Снайдером. контрольной и экспериментальной группы.

2 этап. Сравнение экспериментальной и контрольной групп по результатам первичного тестирования.

3 этап. Проведение  социально-психологического тренинга с экспериментальной группой.

4 этап. Повторное тестирование по методикам: Тест «КОС» направленный на исследования коммуникативных и организаторских способностей, тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня  общительности»,  «Оценка самоконтроля в общении» тест разработан американским психологом М.Снайдером, контрольной и экспериментальной группы. Сравнение  экспериментальной и контрольной групп по результатам вторичного тестирования. Сравнение экспериментальной и контрольной групп по результатам 2 тестирований.

5 этап. Интерпретация полученных результатов и разработка методических рекомендаций.

 

Описание опросника « КОС» (Коммуникативные и организаторские способности).

Опросник позволяет определить уровень коммуникативных и организаторских способностей. Опросник включает в себя 40 вопросов.

Инструкция: Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, не знаю. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.

Ключ: Коэффициент коммуникативности (Кк) определяется путем выяснения отношения количества "сырых" баллов по данной шкале к числу вопросов (20).Начисляется по 1 баллу за каждый ответ "да" на 1, 5, 9,13, 17, 21, 25, 29, 33, 37-й вопросы и за каждый ответ "нет" на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39-й вопросы. Величина коэффициента от 0,10 до 0,45 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,46 до 0,55 - № 2; от 0,56 до 0,65 - № 3; от 0,66 до 0,75 - № 4; от 0,76 до 1,00 - № 5.

Коэффициент организаторских склонностей (Ко) определяется путем выяснения отношения количества "сырых" баллов по данной шкале к числу вопросов (20). Начисляется по 1 баллу за каждый ответ "да" на 2, 6,10,14,18, 22, 26, 30, 34, 38-й вопросы и за каждый ответ "нет" на 4, 8,12,16, 20, 24, 28, 32, 36, 40-й вопросы. Величина коэффициента от 0,20 до 0,55 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,56 до 0,65 - № 2; от 0,66 до 0,70 - № 3; от 0,71 до 0,80 - № 4; от 0,81 до 1,00 - № 5.

№ 1. Характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей (далее - КОС).

№ 2. КОС присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

№ 3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Такие люди нуждаются в серьезной дальнейшей и планомерной работе по формированию и развитию КОС.

№ 4. Относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

№ 5. Обладают высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Описание опросника В.Ф.Ряховского «Оценка уровня  общительности».

Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Опросник включает в себя 16 вопросов.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно, используя три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю».

Ключ: За каждый  ответ «нет» – 0 баллов, «да» –2 балла, «иногда» – 1 балл.

Классификатор теста.

30-З2 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 баллов. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуйте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы мо-/М гут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово "' по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

Описание опросника «Оценка самоконтроля в общении». Тест разработан американским психологом М.Снайдером. Тест определяет, насколько человек может себя контролировать в общении. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их Позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у 6них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Инструкция: Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или не верное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным, поставьте рядом с порядковым номером букву « В», если неверным - букву «Н».

Ключ: 1 балл начисляется за ответ на 1,5, и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные вопросы.

Классификатор теста.

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считайте нужными изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас « неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в  своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируйте на изменение ситуации, хорошо чувствуйте  и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Для усовершенствования данного вида тренинга мы выделили заключительный этап – разработка рекомендаций. Рекомендации мы представили в виде новой тренинговой программы, нацеленной на развитие коммуникативных способностей подростков, которая может быть использована психологами тренерами, школьными психологами как практический материал для работы с подростками.

 

 

2.2. Анализ эффективности  социально-психологического тренинга  общения по активизации общительности  подростков

 

1 этап. Первичное исследование проводилось за 2 недели до проведения тренинга по методикам:

-тест «КОС»

-тест В.Ф.Ряховского «Оценка  уровня общительности»

-тест «Оценка самоконтроля  в общении» М.Снайдера


2 этап. Сравнение экспериментальной и контрольной групп по результатам первичного тестирования.

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков