Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
- познание своих возможностей
и ограничений во
- осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
- развитие способности
прогнозировать поведение
2. Развитие межличностной чувствительности. Примером могут быть группы «Тренинга сенситивности». Их основные задачи:
- развитие способности к
- разделение наблюдаемых и
- развитие способности к
отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;
- развитие чувствительности
участников к групповому
3. Общее личностное развитие участников. Примером являются группы «Тренинга личностного роста». Их основные задачи:
-
формирование адекватного
- освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
- коррекция неадаптивных личностных установок;
- снятие внутри личностных
- формирование навыков
- психологического анализа ситуаций и т. п.
4. Развитие самосознания. Их основные задачи:
- коррекцию и развитие самовосприятия;
- развитие способности к самоанализу и рефлексии;
- осознание и преодоление
В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить следующие:
Развитие психических процессов:
- развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);
- развитие памяти (овладение мнемотехниками);
- развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.
Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- развитие способностей эмоциональной и поведенческой саморегуляции;
- овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;
- получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;
- работа с ресурсными состояниями и т. п.
Так же СПТ можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп) и людей в данных группах. Работа в тренинговых групп в данных направлениях может быть направлена на:
- сплочение коллективов;
- разрешение внутригрупповых конфликтов;
- снятие психоэмоционального напряжения в группе;
- облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;
- освоение социальных и профессиональных ролей.
Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и развивающую работу, направленную на:
- развитие профессионально значимых качеств и психических процессов
- развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;
- эмоциональной устойчивости;
- навыков само регуляции[16].
Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда психологу приходится блокировать эти попытки. Если дети говорят: «Пусть водящим будет тот-то», психолог отвечает: «Только если этот человек захочет». Необходимо избегать выражений со значением долженствования и побуждать детей заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу».
2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, психолог подбадривает его. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому психолог должен решительно пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь.
4.Дистанцирование и
5.Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.
6. Гармонизация
интеллектуальной и
7. Членство в группе. Само членство в группе может эффективно воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.
8. Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддержка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
9. Помощь другим участникам группы. Помощь остальным участникам, ощущение со принадлежности повышают чувство собственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает пре одолеть болезненную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.
10. Возможность эмоционального реагирования. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями и последующей их переработке.
11. Наблюдение
и осмысление. Даже пассивное
наблюдение, а тем более активное
участие в работе группы
В тренинге были применены два основных психологических механизма:
1)Экстериоризация (от лат. exterior — внешний, наружный) — вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте.
2) Интериоризация (от латинского interior - внутренний), переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
Таким образом, соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий.
Выводы по первой главе
1. Общение представляет собой сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Грамотное общение, не может существовать без соотвестсвующих способностей, которые очень важно и нужно развивать, особенно в подростковом возрасте, когда идет развитие и становление личности.
2. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Наше исследование касается развития у подростков коммуникативных способностей с помощью тренинга общения. Также рассмотрели теоретические направления, которые внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения. Это: — бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология.
3. Коммуникативная способность-это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Критериями коммуникативной способности являются:
-уровень коммуникабельности,
-уровень коммуникативности,
-коммуникативный контроль.
4.Среди методов практической психологии мы считаем наиболее приемлемым метод СПТ.
Согласно определению СПТ это- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности (психосоциальное качество, означающее силу и уверенность) в общении.
Базовыми методами СПТ являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и вариантах. В качестве ведущей цели социально - психологического тренинга выделяется повышение компетентности в общении. Ведущая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:
-овладение психологическим знаниями;
-формирование умения и навыков в сфере общения;
-коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;
-развитие способностей адекватного и полного познания себя и других людей;
-коррекция и развитие системы отношений личности.
Проведенный анализ СПТ, позволяет рассматривать его как процесс обучения, представляющего собой своеобразную форму сотрудничества между его руководителем и участниками группы с целью развития коммуникативных способностей. Это образовательный процесс, поскольку люди, формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей, эмоций.
Таким образом, согласно цели и задачам СПТ, изложенным выше, данный метод является эффективным для решения задач развития коммуникативных способностей подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
социально-психологического тренинга общения по развитию
общительности подростков
2.1. Замысел и методика исследования
Опираясь на результаты теоретического анализа, изложенного в первой главе нашей дипломной работы, а так же на роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков и с целью подтверждения гипотезы: специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития коммуникативных способностей в общении подростков, нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование. Критериями измерения коммуникативных способностей являются в нашем исследовании:
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков