Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

- развитие способности  в установлении и поддержании  психологического контакта в общении;

- познание своих возможностей  и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

- осознание и снятие  внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;

- развитие способности  прогнозировать поведение другого  человека и т. п.

  2. Развитие межличностной чувствительности. Примером могут быть группы «Тренинга сенситивности». Их основные задачи:

- развитие способности к самоанализу  и пониманию других;

- разделение наблюдаемых и переживаемых  компонентов в восприятии другого человека;

- развитие способности к пониманию  и прогнозированию

отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;

- развитие чувствительности  участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других, и т. п.

3. Общее личностное развитие участников. Примером являются группы «Тренинга личностного роста». Их основные задачи:

- формирование адекватного представления  о себе;

- освоение системы понятий  и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций

- коррекция неадаптивных  личностных установок;

- снятие внутри личностных конфликтов  и напряжений;

- формирование навыков организации  оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении,

- психологического анализа ситуаций и т. п.

4. Развитие самосознания. Их основные задачи:

          - коррекцию и развитие самовосприятия;

- развитие способности  к самоанализу и рефлексии;

- осознание и преодоление интерпретационных  ограничений, накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания, и т. п.

В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить следующие:

 Развитие  психических процессов:

- развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);

- развитие памяти (овладение мнемотехниками);

- развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- развитие способностей эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

- овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;

- получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;

- работа с ресурсными состояниями и т. п.

Так же СПТ  можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп) и людей в данных группах. Работа в тренинговых групп в данных направлениях может быть направлена на:

- сплочение коллективов;

   - разрешение внутригрупповых конфликтов;

- снятие психоэмоционального напряжения в группе;

     - облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;

           - освоение социальных и профессиональных ролей.

Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и развивающую работу,  направленную на:

- развитие профессионально значимых качеств и психических процессов

- развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;

- эмоциональной устойчивости;

- навыков само регуляции[16].

Принципы работы тренинговой группы

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

1. Ненасильственность общения. При  объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда психологу приходится блокировать эти попытки. Если дети говорят: «Пусть водящим будет тот-то», психолог отвечает: «Только если этот человек захочет». Необходимо избегать выражений со значением долженствования и побуждать детей заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу».

2.  Самодиагностика, т. е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.

3. Положительный  характер обратной связи. Поскольку  большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, психолог подбадривает его. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому психолог должен решительно пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь.

4.Дистанцирование и идентификация. Ситуации не успешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация не успешности может стать причиной отказа ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписав его затруднение его герою. Вместо того чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу». Именно для облегчения дистанцирования детям предлагают в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» психолог говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный».

5.Включенность. В предлагаемой  программе психолог выполняет  традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.

6. Гармонизация  интеллектуальной и эмоциональной  сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное  общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы Главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая, используется на протяжении всех занятий.

7. Членство в группе. Само членство  в группе может эффективно воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.

8. Эмоциональная  поддержка группы. Эмоциональная  поддержка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

9. Помощь  другим участникам группы. Помощь  остальным участникам, ощущение со принадлежности повышают чувство собственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает пре одолеть болезненную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.

10. Возможность  эмоционального реагирования. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями и последующей их переработке.

11. Наблюдение  и осмысление. Даже пассивное  наблюдение, а тем более активное  участие в работе группы позволяет  участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мотивов, лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях, своей роли в происхождении конфликтных ситуаций[2].

В тренинге были применены два основных психологических механизма:

1)Экстериоризация (от лат. exterior — внешний, наружный) — вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте.

2) Интериоризация (от латинского interior - внутренний), переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Таким образом, соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий.

 

 

Выводы по первой главе

1. Общение представляет собой сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Грамотное общение, не может существовать без соотвестсвующих способностей, которые очень важно и нужно развивать, особенно в подростковом возрасте, когда идет развитие и становление личности.

2. Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Наше исследование касается развития у подростков коммуникативных способностей с помощью тренинга общения. Также рассмотрели теоретические направления, которые внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения. Это: — бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология.

3. Коммуникативная способность-это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Критериями коммуникативной способности являются:

-уровень коммуникабельности,

-уровень коммуникативности,

-коммуникативный контроль.

4.Среди методов практической психологии мы считаем наиболее приемлемым метод СПТ.

Согласно определению СПТ это- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности (психосоциальное качество, означающее силу и уверенность) в общении.

Базовыми методами СПТ являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и вариантах.  В качестве ведущей цели социально - психологического тренинга выделяется повышение компетентности в общении. Ведущая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:

-овладение психологическим знаниями;

-формирование умения и навыков в сфере общения;

-коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;

-развитие способностей адекватного и полного познания себя и других людей;

-коррекция и развитие системы отношений личности.

Проведенный анализ СПТ, позволяет рассматривать его как процесс обучения, представляющего собой своеобразную форму сотрудничества между его руководителем и участниками группы с целью развития коммуникативных способностей. Это образовательный процесс, поскольку люди,  формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей, эмоций.

Таким образом, согласно  цели и задачам СПТ, изложенным выше, данный метод  является эффективным  для решения задач развития коммуникативных способностей подростков.

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

социально-психологического тренинга общения по развитию

общительности подростков

 

2.1. Замысел и методика исследования

 


Опираясь на результаты теоретического анализа, изложенного в первой главе нашей дипломной работы, а так же на роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков и с целью подтверждения гипотезы: специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития коммуникативных способностей в общении подростков, нами было спланировано и проведено  экспериментальное исследование. Критериями  измерения коммуникативных способностей являются в нашем исследовании:

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков