Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной группы по методике:
Тест «КОС». Результаты тестирования экспериментальной и контрольной группы по методикам: тест «КОС» направленный на исследования коммуникативных и организаторских способностей, тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдера) представлены в приложении 1.
По тесту «КОС» в экспериментальной группе преобладает низкий уровень коммуникативности и организаторских способностей. В контрольной группе коммуникативные способности находятся несколько ниже показателей экспериментальной группы, а организаторские способности находятся на одном уровне с экспериментальной группой. ( Рис.1)
Рис.1 Уровень коммуникативных и организаторских способностей Э.Г. и К.Г. по тесту КОС
Тест В.Ф.Ряховского. Согласно данным полученным по методике В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» экспериментальная группа весьма общительная, обладает нормальной коммуникабельностью, предпочитает быть в курсе всех дел и высказывать свое мнение по любому поводу; контрольной группа так же весьма общительные, активны, предпочитают быть в курсе всех дел и высказывать свое мнение. Однако, средние баллы К.Г. несколько ниже балов Э.Г. ( Рис.2)
Рис 2. Уровень общительность в Э.Г. и К.Г. по методике «Оценка уровня
общительности» В.Ф.Ряховского
Тест «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера. По тесту «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера, среднее значение самоконтроля в экспериментальной группе оказалось несколько ниже показателей контрольной группы. Среднее значение в Э.Г. составило 5,45,а в К.Г. 5,68 Но в целом средние значения К.Г. и Э.Г. оказались близкими по значениям. А именно разница между средними значениями Э.Г. и К.Г. составила 0,23 . ( Рис.3)
Для более точного анализа данных полученных в результате первичного исследования экспериментальной и контрольной групп был использован t-критерий Стьюдента.
Сравнение данных с помощью сравнения отклонений от среднего с использованием t-критерия Стьюдента показало следующее:
- по методике
КОС (уровень коммуникативных
- по методике
КОС (уровень организаторских
- по методике В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» отсутствие значимых отличий. (t стат.= 0,77,t критич.=2,023,при p=0,05)
- по методике «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера отсутствие значимых показателей. (t стат.=-0,5 t критич.=2,023,при p=0,05).
Рис3. Распределение уровня самоконтроля по методике М.Снайдера
Таким образом, можно отметить, что у большинства испытуемых оказались низкие результаты по всем трем методикам (КОС, В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера ). Что было так же подтверждено анализом полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента.
3 этап. Проведение социально-психологического тренинга с экспериментальной группой. Осуществлялось изучение различных тренинговых программ, упражнений, игр, на основе которых был составлен коммуникативный тренинг «Искусство общения», который нацелен на развитие коммуникативных способностей подростков, а именно:
- умения
грамотно вступать в контакт
с незнакомым человеком и
- понимания
мимики и жестов, эффективного
считывания невербальной
- изучения
стратегий поведения в
- умения давать и получать эффективную обратную связь от окружающих.
В тренинг были включены упражнения, нацеленные на развитие критериев коммуникативных способностей:
1.Упражнения на развитие критерия уровня коммуникабельности :
«зеркало», « восточный рынок», « карта эмоций», «крокодил».
2.Упражнения
на развитие уровня
«передай текст», «спина к спине», «крокодил», «что помню?», « найди свою пару»,
3.Упражнения
на развитие критерия
«переводчики».
Тренинг включал в себя пять занятий, продолжительностью 1,5 часа каждое занятие. Нашей задачей было заинтересовать школьников, активизировать их способности. В ходе работы большое внимание уделялось рассказу о тренинговой форме работы в связи с тем, что подростки не совсем четко представляли функцию психолога и были мало знакомы с понятием «тренинг».
Тренинг проводился 1 раз в неделю, его основными целями являлись:
- знакомство с приемами общения;
- расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
- развитие базовых коммуникативных умений.
Тренинг включал в себя различные упражнения, направленные на развитие и активизацию коммуникативных способностей подростков. Каждое занятие строилось по схеме:
1)Разминка;
2)Основная часть;
3)Обратная связь;
4) Выводы в конце каждого занятия.
1 занятие «ЗНАКОМСТВО».
Цели занятия:
- создание условий для работы группы в режиме психологического тренинга (ознакомление учащихся с особенностями и правилами тренинговой работы, создание особой доброжелательной атмосферы);
- выявление степени социально-психологической адаптированности учащихся (по состоянию на начало работы по данной программе).
2 занятие «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ».
Цели занятия:
- закрепление знакомства, создание непринужденной и доверительной обстановки между членами группы;
- знакомство с приемами общения;
- развитие
базовых коммуникативных
3 занятие «ПОЙМИ МЕНЯ БЕЗ СЛОВ».
Цели занятия:
- формирование представлений о
возможности «чтения»
- приобретение навыков анализа
и контроля собственных
- приобретение навыков
эффективной невербальной
4 занятие «КОНФЛИКТНОСТЬ И АГРЕССИЯ».
Цели занятия:
- формирование понятий «негативные эмоции», «конфликтность», «агрессия»;
- наглядное объяснение того, как появляются гнев, злоба и агрессия;
- изучение
стратегий поведения в
занятие 5 «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБЩЕНИИ».
Цели занятия:
-
теоретическое и наглядное
-
обсуждение роли обратной
-
укрепление теплых
- подведение итогов тренинга;
- обратная связь участникам и ведущему.
4 этап. Повторное тестирование по методикам: Тест «КОС» направленный на исследования коммуникативных и организаторских способностей, тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля в общении» тест разработан американским психологом М.Снайдером, контрольной и экспериментальной групп и сравнение экспериментальной и контрольной групп по результатам вторичного тестирования. Сравнение экспериментальной и контрольной групп по результатам 2 тестирований.
Повторное тестирование экспериментальной контрольной групп мы проводили через 2 недели после проведения тренинга.
Повторные результаты тестирования коммуникативных способностей подростков контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице (см. приложение 2).
По тесту «КОС» в экспериментальной группе показатель средних значений после проведения тренинга увеличился на 0,17 по сравнению среднего значения показателя, после первичного тестирования, в контрольной группе показатель средних значений увеличился на 0,09. ( Рис.4)
Рис 4 Уровень коммуникативных способностей Э.Г. и К.Г по методике КОС до и после проведения тренинга.
Уровень организаторских способностей повысился в Э.Г. и К.Г на 0,12. Это подтверждает тот факт, что наш тренинг более эффективен для развития коммуникативных способностей, чем организаторских способностей.
В тесте В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» результаты экспериментальной и контрольной групп распределились следующим образом: в экспериментальной группе средний показатель увеличился на 0,3 по сравнению со средним показателем первичного тестирования, а в контрольной группе средний показатель уменьшился на 12 по сравнению со средним показателем первичного тестирования соответственно уровень коммуникабельности повысился у Э.Г., а у К.Г. понизился ( Рис. 5)
Рис.5 Уровень общительности в Э.Г. и К.Г. по методике «оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского.
По тесту «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера, уровень средних показателей в экспериментальной группе увеличился по сравнению с показателями первого тестирования на 1,85,уровень средних показателей контрольной группы остался практически без изменений, следовательно уровень коммуникативного контроля у Э.Г.повысился, а у К.Г остался без изменений9 (Рис.6)
Рис 6. Распределение уровня самоконтроля по методике М.Снайдера
Все выше приведенные данные
представлены в сводной таблице результатов
экспериментальной и контрольной группы
по методикам: тест на оценку самоконтроля
в общении М.Снайдером методика изучения
компетентности в общении или оценка уровня
общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест
КОС (коммуникативно-
Для подтверждения эффективности выбранных нами методик был проведен математический анализ показателей экспериментальной и контрольной групп по t-критерию Стьюдента.
Сравнение данных с помощью сравнения отклонений от среднего с использованием t-критерия Стьюдента показало следующее:
- по методике
КОС (уровень коммуникативных
- по методике
КОС (уровень организаторских
- по методике В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» значимые различия в показателях двух групп. (t стат.=4,7 t критич.=2,023,при p=0,05).
- по методике «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера наличие значимых отличий. (t стат.=5,6 t критич.=2,023,при p=0,01).
Таким образом, математический анализ полученных в ходе эксперимента данных подтвердил выдвинутую нами гипотезу - специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития коммуникативных способностей подростков. Произошли значимые изменения по критериям уровня коммуникативности, уровня коммуникабельности, уровню коммуникативного контроля.
Таким образом, разработанная нами программа тренинга «искусство общения» действительно способствует развитию коммуникативных способностей подростков.
Выводы по второй главе
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга направленного на развитие коммуникативных способностей подростков, позволяет сделать следующие выводы:
3. В разработанный нами тренинг были включены упражнения, нацеленные на развитие критериев коммуникативных способностей:
a.Упражнения на развитие критерия уровня коммуникабельности :
«зеркало», « восточный рынок», « карта эмоций», «крокодил».
б.Упражнения на развитие уровня коммуникативности:
«передай текст», «спина к спине», «крокодил», «что помню?», « найди свою пару»,
в.Упражнения на развитие критерия коммуникативного контроля:
«переводчики».
4. Сравнение результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах позволяют увидеть значительные изменения показателей по трем методикам у экспериментальной группы, а именно повышение уровня общительности самоконтроля в общении, что может свидетельствовать об эффективности социально психологического тренинга общения направленного на развитие коммуникативных способностей подростков.
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков