Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в дипломном исследовании был проведен теоретический анализ проблемы развития коммуникативных способностей подростков, выделены критерии коммуникативных способностей, обозначены роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков. Также было проведено эмпирическое исследование эффективности специально организованного социально-психологического тренинга общения, направленного на развитие коммуникативных способностей подростков. Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом.
1. Анализ существующих подходов к пониманию сущности коммуникативных способностей, а также изучение критериев данного явления, позволяет рассматривать коммуникативную способность, как неотъемлемую часть общения, благодаря которой происходит обмен и переработка информации между людьми. Коммуникативная способность человека также приводит к успешности выполнения какой-либо деятельности и удовлетворению потребностей.
2. Проблема развития коммуникативных способностей в психологии до сих пор остается недостаточно теоретически проработанной и экспериментально изученной именно у подростков. Недостаточное развитие общения у подростков сопровождается значительным снижением критериев коммуникативных способностей: понижается уровень коммуникабельности ; уровень коммуникативности и снижается коммуникативный контроль, и в связи с этим подросткам трудно устанавливать контакты с другими людьми, грамотно передавать и получать информацию, давать и получать обратную связь.
3. В подростковом
возрасте коммуникативная
Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативных способностей является социально психологический тренинг так как, научение способности грамотно вступать в контакт с незнакомым человеком и располагать его к себе, повышение уровня коммуникабельности, эффективного считывания невербальной информации, умения давать и получать эффективную связь является важнейшей предпосылкой развития грамотного общения и сохранения психического здоровья.
4. Проведенный анализ СПТ, позволяет рассматривать его как процесс обучения, представляющего собой своеобразную форму сотрудничества между его руководителем и участниками группы с целью развития коммуникативных способностей. Это образовательный процесс, поскольку люди, формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей, эмоций.
5. В данной дипломной работе был применен СПТ с целью развития коммуникативных способностей и изменения критериев коммуникативных способностей таких как: уровень коммуникабельности; уровень коммуникативности; коммуникативный контроль.
6. Проведенное эмпирическое исследование эффективности СПТ, а также количественный и качественный анализ критериев его результативности подтверждает основную гипотезу исследования о том, что специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития коммуникативных способностей в общении подростков.
7.Разработанная тренинговая программа, может быть внедрена в практическую работу психологов тренеров и школьных психологов.
8. Предложенные исследовательские методики и их сочетание могут использоваться для исследования эффективности тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПБ.: Питер,2010.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Изд-во «Питер» 2005.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во «Аспект пресс», 2012.
4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2014.
5. Берн Э. Игры в которые играют люди, Люди, которые играют в игры - М.:Прогресс, 2008.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- М.:Изд-во «Ось-89», 2010.
8. Вацлавик П., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. – СПБ., 2010.
9. Выготский Л.С. Психология подростка. – М.: «Роспедагенство», 1998.
10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М., 2006.
11. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 2009.
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога практика. – М.: Изд-во «Харвест АС», 2006
13. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2008.
14. Формирование личности старшеклассника. – М., 2011.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Изд. «Питер» 2004.
16. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПБ., 2005.
17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
18. Журавлев А.Л.Социальная психология. - М., 2012.
19. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Изд-во «Ось-89», 2004.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. - М., 2006.
22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольщина В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Издво «Питер», 2013.
23. К. Торн, Д Маккей Тренинг. Настольная книга тренера. – СПБ., 2012.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2012.
25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2003.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза в общении. - М.,2006.
27. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2007.
28. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.,2013.
29. Монина Г.Б. , Лютова-Роберте Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. - СПб.: Изд-во « Речь», 2006.
30. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Изд. «Союз», 2012.
31. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.
32. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. // Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. «Академия», 2010
34. Мясищев В.Н.Психология отношений //Избр.психол.труды. - М., Воронеж, 1998.
35. Нагао Т., Сайто И. Кокология. Игра самораскрытия. – София: Изд. «Гелиос», 2003
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
37. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: Изд. МГУ, 1989.
38. Психология. Словарь /под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990
39. Практикум по социально-психологическому тренингу /под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб., 2010.
40. Пособие практического психолога. М., 2008.
41. Потемкина О., Потемкина Е. Тесты для подростков. - М.: Изд-во «АСТ-Пресс Книга», 2005.
42. Райс Ф. Типология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2011.
43. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. - М., 2002.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ., 2009.
45.Рогов
Е.И. Настольная книга
46. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2012.
47. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Изд-во «Речь», 2005.
48. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПБ.: Изд-во «Речь», 2006.
49. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2004.
50. Скрыпко М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга. Автореферат Дис. …канд. психол. наук. - Челябинск, 2002.
51. Теплов Б.М. Психология способностей. - М., 2008.
52. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. –СПБ, 2012
53Фопель К. Энергия паузы. - М., 2005.
54. Психология подростка. Хрестоматия / Составитель Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое общество, 1977.
55. Словарь практического психолога. / В.Б. Шапарь. - М., 2004.
56. Хрящева Н.Ю. Основы социально-психологического тренинга. - Л., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица результатов первого
тестирования экспериментальной и контрольной
группы по методикам: тест на оценку
самоконтроля в общении М.Снайдера, методика изучения компетентности
в общении или оценка уровня общительности
(тест В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-
Испытуемые |
Самоконтроля |
Компетентности |
КОС | ||
Коммунитивность |
Организаторские способности | ||||
1 |
А. М. |
5 |
17 |
0,65 |
0,4 |
2 |
Б. Д. |
7 |
10 |
0,8 |
0,55 |
3 |
Б. М. |
5 |
16 |
0,55 |
0,4 |
4 |
Б. С. |
7 |
13 |
0,8 |
0,55 |
5 |
В. П. |
8 |
19 |
0,45 |
0,35 |
6 |
Г. К. |
5 |
14 |
0,65 |
0,7 |
7 |
Г. Т. |
5 |
13 |
0,7 |
0,5 |
8 |
Г. А. |
4 |
14 |
0,75 |
0,5 |
9 |
Д. С. |
3 |
14 |
0,45 |
0,6 |
10 |
Д. А. |
6 |
15 |
0,45 |
0,65 |
11 |
К. В. |
7 |
17 |
0,3 |
0,7 |
12 |
К. В. |
8 |
15 |
0,6 |
0,35 |
13 |
К. Д. |
7 |
19 |
0,7 |
0,65 |
14 |
К. Т. |
4 |
14 |
0,5 |
0,45 |
15 |
М. Е. |
2 |
7 |
0,6 |
0,6 |
16 |
М. И. |
5 |
10 |
0,8 |
0,5 |
17 |
Н. С. |
7 |
13 |
0,7 |
0,5 |
18 |
О. Е. |
5 |
11 |
0,6 |
0,7 |
19 |
П. С. |
5 |
11 |
0,7 |
0,7 |
20 |
Р. А. |
4 |
10 |
0,45 |
0.45 |
21 |
Д. С |
5 |
17 |
0,45 |
0,6 |
22 |
П. М. |
6 |
12 |
0,95 |
0,50 |
23 |
Ш. М. |
5 |
11 |
0,8 |
0,4 |
24 |
В. А. |
7 |
13 |
0,95 |
0,55 |
25 |
Е. А. |
4 |
13 |
0,8 |
0,4 |
26 |
К. Е. |
5 |
14 |
0,9 |
0,55 |
27 |
Б. В. |
6 |
15 |
0,8 |
0,8 |
28 |
М. В. |
7 |
13 |
0,95 |
0,55 |
29 |
Ф. Т. |
5 |
17 |
0,75 |
0,8 |
30 |
И. В. |
7 |
13 |
0,8 |
0,2 |
31 |
Ш. Е. |
7 |
7 |
0,4 |
0,4 |
32 |
Е. Р. |
7 |
8 |
0,45 |
0,4 |
33 |
К. П. |
3 |
12 |
0,8 |
0,5 |
34 |
Л. Ю. |
6 |
10 |
0,9 |
0,7 |
35 |
А. М. |
6 |
10 |
0,65 |
0,55 |
36 |
С. Я. |
4 |
15 |
0,5 |
0,45 |
37 |
С. С. |
5 |
9 |
0,5 |
0,7 |
38 |
Т. Н. |
5 |
15 |
0,55 |
0,6 |
39 |
Ч. М. |
5 |
11 |
0,45 |
0,35 |
Приложение 2
Таблица результатов второго
тестирования экспериментальной и контрольной
группы по методикам: тест на оценку
самоконтроля в общении М.Снайдера, методика изучения компетентности
в общении или оценка уровня общительности
(тест В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-
№ п/п |
Испытуемые |
Самоконтроля |
Компетентности |
КОС | |
Коммуникативность |
Организаторские способности | ||||
1 |
А. М. |
8 |
17 |
0,75 |
0,4 |
2 |
Б. Д. |
8 |
17 |
0,8 |
0,6 |
3 |
Б. М. |
9 |
13 |
0,8 |
0,6 |
4 |
Б. С. |
8 |
16 |
0,7 |
0,65 |
5 |
В. П. |
5 |
9 |
0,6 |
0,6 |
6 |
Г. К. |
5 |
14 |
0,7 |
0,75 |
7 |
Г. Т. |
8 |
10 |
0,8 |
0,6 |
8 |
Г. А. |
8 |
9 |
0,7 |
0,6 |
9 |
Д. С. |
6 |
18 |
0,6 |
0,6 |
10 |
Д. А. |
8 |
16 |
0,65 |
0,7 |
11 |
К. В. |
9 |
17 |
0,6 |
0,6 |
12 |
К. В. |
8 |
11 |
0,65 |
0,65 |
13 |
К. Д. |
7 |
18 |
0,6 |
0,6 |
14 |
К. Т. |
7 |
14 |
0,6 |
0,6 |
15 |
М. Е. |
4 |
7 |
0,8 |
0,6 |
16 |
М. И. |
7 |
12 |
0,8 |
0,6 |
17 |
Н. С. |
8 |
9 |
0,8 |
0,6 |
18 |
О. Е. |
6 |
16 |
0,7 |
0,7 |
19 |
П. С. |
8 |
11 |
0,8 |
0,7 |
20 |
Р. А. |
9 |
13 |
0,8 |
0,6 |
21 |
Д. С |
4 |
8 |
0,5 |
0,55 |
22 |
П. М. |
5 |
9 |
0,6 |
0,9 |
23 |
Ш. М. |
3 |
8 |
0,5 |
0,5 |
24 |
В. А. |
4 |
8 |
0,6 |
0,8 |
25 |
Е. А. |
7 |
8 |
0,6 |
0,8 |
26 |
К. Е. |
6 |
9 |
0,6 |
0,65 |
27 |
Б. В. |
7 |
7 |
0,5 |
0,4 |
28 |
М. В. |
4 |
8 |
0,65 |
0,75 |
29 |
Ф. Т. |
6 |
8 |
0,7 |
0,45 |
30 |
И. В. |
3 |
7 |
0,65 |
0,8 |
31 |
Ш. Е. |
5 |
7 |
0,45 |
0,65 |
32 |
Е. Р. |
6 |
7 |
0,6 |
0,4 |
33 |
К. П. |
4 |
11 |
0,7 |
0,7 |
34 |
Л. Ю. |
7 |
14 |
0,65 |
0,45 |
35 |
А. М. |
6 |
8 |
0,7 |
0,6 |
36 |
С. Я. |
6 |
11 |
0,6 |
0,6 |
37 |
С. С. |
5 |
10 |
0,6 |
0,7 |
38 |
Т. Н. |
6 |
13 |
0,6 |
0,7 |
39 |
Ч. М. |
6 |
11 |
0,6 |
0,4 |
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков