Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом,  в  дипломном исследовании был проведен теоретический анализ проблемы  развития коммуникативных способностей подростков, выделены критерии коммуникативных способностей, обозначены роль и значение  коммуникативной  стороны общения в жизни подростков. Также было проведено эмпирическое исследование эффективности специально организованного социально-психологического тренинга общения, направленного на развитие коммуникативных способностей подростков. Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом.

1. Анализ существующих подходов к пониманию сущности коммуникативных способностей, а также изучение критериев данного явления, позволяет рассматривать коммуникативную способность, как неотъемлемую часть общения, благодаря которой происходит обмен и переработка информации между людьми. Коммуникативная способность  человека также приводит к успешности выполнения какой-либо деятельности и удовлетворению потребностей.

2. Проблема  развития коммуникативных  способностей в психологии до сих пор остается недостаточно теоретически проработанной и экспериментально изученной  именно у подростков. Недостаточное развитие общения у подростков сопровождается значительным снижением критериев коммуникативных способностей: понижается  уровень коммуникабельности ; уровень коммуникативности и снижается коммуникативный контроль, и в связи с этим подросткам трудно устанавливать контакты с другими  людьми, грамотно передавать и получать информацию, давать и получать обратную связь. 

3. В подростковом  возрасте коммуникативная способность  играет важную роль, так как  от нее зависит  развитие и становление личности в целом.

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативных способностей является социально психологический тренинг так как, научение способности грамотно вступать в контакт с незнакомым человеком и располагать его к себе, повышение уровня коммуникабельности, эффективного считывания невербальной информации, умения давать и получать эффективную связь является важнейшей предпосылкой развития грамотного общения и сохранения психического здоровья.

4. Проведенный анализ СПТ, позволяет рассматривать его как процесс обучения, представляющего собой своеобразную форму сотрудничества между его руководителем и участниками группы с целью развития коммуникативных способностей. Это образовательный процесс, поскольку люди,  формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей, эмоций.

5. В данной дипломной работе был применен СПТ  с целью развития коммуникативных способностей и  изменения критериев коммуникативных способностей таких как: уровень коммуникабельности; уровень коммуникативности; коммуникативный контроль.

   6. Проведенное эмпирическое исследование эффективности СПТ, а также количественный и качественный анализ критериев его результативности подтверждает основную гипотезу исследования о том, что специально организованный социально-психологический тренинг выступает эффективным средством развития коммуникативных способностей в общении подростков.

7.Разработанная  тренинговая программа, может быть внедрена в практическую работу  психологов тренеров и школьных психологов.

8. Предложенные исследовательские методики и их сочетание могут использоваться для исследования эффективности тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПБ.: Питер,2010.

2. Анн  Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Изд-во «Питер» 2005.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во «Аспект пресс», 2012.

4. Батаршев А.В. Психология личности и  общения. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2014.

5. Берн Э. Игры в которые играют люди, Люди, которые играют в игры - М.:Прогресс, 2008.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- М.:Изд-во «Ось-89», 2010.

8.  Вацлавик П., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. – СПБ., 2010.

9. Выготский Л.С. Психология подростка. – М.: «Роспедагенство», 1998.

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М., 2006.

11. Горелов  И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 2009.

12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога практика. – М.: Изд-во «Харвест АС», 2006

13. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2008.

14. Формирование личности старшеклассника. – М., 2011.

15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Изд. «Питер» 2004.

16. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПБ., 2005.

17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

18. Журавлев А.Л.Социальная психология. - М., 2012.

19. Кипнис  М. Тренинг коммуникации. М.: Изд-во «Ось-89», 2004.

20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.


21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. - М., 2006.

22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольщина В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Издво «Питер», 2013.

23. К. Торн, Д Маккей Тренинг. Настольная книга тренера. – СПБ., 2012.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2012.

25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2003.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза в общении. - М.,2006.

27. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2007.

28.  Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.,2013.

29. Монина Г.Б. , Лютова-Роберте Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. - СПб.: Изд-во « Речь», 2006.

30. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Изд. «Союз», 2012.

31. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.

32. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. // Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000.


33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. «Академия», 2010

34. Мясищев В.Н.Психология отношений //Избр.психол.труды. - М., Воронеж, 1998.

35.  Нагао Т., Сайто И. Кокология. Игра самораскрытия. – София: Изд. «Гелиос»,  2003

36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

37. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: Изд. МГУ, 1989.

38. Психология. Словарь /под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990

39. Практикум по социально-психологическому тренингу /под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб., 2010.

40. Пособие практического психолога. М., 2008.

41. Потемкина О., Потемкина Е. Тесты  для подростков. - М.: Изд-во «АСТ-Пресс Книга», 2005.

42. Райс Ф. Типология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2011.

43. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. - М., 2002.

44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ., 2009.

45.Рогов  Е.И. Настольная книга практического  психолога в образовании. -М., 2006.

46. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2012.

47. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Изд-во «Речь», 2005.

48. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПБ.: Изд-во  «Речь», 2006.

49. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2004.

50. Скрыпко М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга. Автореферат Дис. …канд. психол. наук. - Челябинск, 2002.

51. Теплов Б.М. Психология способностей. - М., 2008.

52. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. –СПБ, 2012

53Фопель К. Энергия паузы. - М., 2005.

54. Психология подростка. Хрестоматия / Составитель Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое общество, 1977.


55. Словарь практического психолога. / В.Б. Шапарь. - М., 2004.

56. Хрящева Н.Ю. Основы социально-психологического тренинга. - Л., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица результатов первого тестирования экспериментальной и контрольной группы по методикам:  тест на оценку самоконтроля в общении М.Снайдера, методика изучения компетентности в общении или оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-организаторских способностей).

 


 

Испытуемые

Самоконтроля

Компетентности

КОС

Коммунитивность

Организаторские способности

1

А. М.

5

17

0,65

0,4

2

Б. Д.

7

10

0,8

0,55

3

Б. М.

5

16

0,55

0,4

4

Б. С.

7

13

0,8

0,55

5

В. П.

8

19

0,45

0,35

6

Г. К.

5

14

0,65

0,7

7

Г. Т.

5

13

0,7

0,5

8

Г. А.

4

14

0,75

0,5

9

Д. С.

3

14

0,45

0,6

10

Д. А.

6

15

0,45

0,65

11

К. В.

7

17

0,3

0,7

12

К. В.

8

15

0,6

0,35

13

К. Д.

7

19

0,7

0,65

14

К. Т.

4

14

0,5

0,45

15

М. Е.

2

7

0,6

0,6

16

М. И.

5

10

0,8

0,5

17

Н. С.

7

13

0,7

0,5

18

О. Е.

5

11

0,6

0,7

19

П. С.

5

11

0,7

0,7

20

Р. А.

4

10

0,45

0.45

21

Д. С

5

17

0,45

0,6

22

П. М.

6

12

0,95

0,50

23

Ш. М.

5

11

0,8

0,4

24

В. А.

7

13

0,95

0,55

25

Е. А.

4

13

0,8

0,4

26

К. Е.

5

14

0,9

0,55

27

Б. В.

6

15

0,8

0,8

28

М. В.

7

13

0,95

0,55

29

Ф. Т.

5

17

0,75

0,8

30

И. В.

7

13

0,8

0,2

31

Ш. Е.

7

7

0,4

0,4

32

Е. Р.

7

8

0,45

0,4

33

К. П.

3

12

0,8

0,5

34

Л. Ю.

6

10

0,9

0,7

35

 А. М.

6

10

0,65

0,55

36

С. Я.

4

15

0,5

0,45

37

С. С.

5

9

0,5

0,7

38

Т. Н.

5

15

0,55

0,6

39

Ч. М.

5

11

0,45

0,35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица результатов второго тестирования экспериментальной и контрольной группы по методикам:  тест на оценку самоконтроля в общении М.Снайдера, методика изучения компетентности в общении или оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тест КОС (коммуникативно-организаторских способностей).

 

 

 

№ п/п

Испытуемые

Самоконтроля

Компетентности

КОС

Коммуникативность

Организаторские способности

1

А. М.

8

17

0,75

0,4

2

Б. Д.

8

17

0,8

0,6

3

Б. М.

9

13

0,8

0,6

4

Б. С.

8

16

0,7

0,65

5

В. П.

5

9

0,6

0,6

6

Г. К.

5

14

0,7

0,75

7

Г. Т.

8

10

0,8

0,6

8

Г. А.

8

9

0,7

0,6

9

Д. С.

6

18

0,6

0,6

10

Д. А.

8

16

0,65

0,7

11

К. В.

9

17

0,6

0,6

12

К. В.

8

11

0,65

0,65

13

К. Д.

7

18

0,6

0,6

14

К. Т.

7

14

0,6

0,6

15

М. Е.

4

7

0,8

0,6

16

М. И.

7

12

0,8

0,6

17

Н. С.

8

9

0,8

0,6

18

О. Е.

6

16

0,7

0,7

19

П. С.

8

11

0,8

0,7

20

Р. А.

9

13

0,8

0,6

21

Д. С

4

8

0,5

0,55

22

П. М.

5

9

0,6

0,9

23

Ш. М.

3

8

0,5

0,5

24

В. А.

4

8

0,6

0,8

25

Е. А.

7

8

0,6

0,8

26

К. Е.

6

9

0,6

0,65

27

Б. В.

7

7

0,5

0,4

28

М. В.

4

8

0,65

0,75

29

Ф. Т.

6

8

0,7

0,45

30

И. В.

3

7

0,65

0,8

31

Ш. Е.

5

7

0,45

0,65

32

Е. Р.

6

7

0,6

0,4

33

К. П.

4

11

0,7

0,7

34

Л. Ю.

7

14

0,65

0,45

35

 А. М.

6

8

0,7

0,6

36

С. Я.

6

11

0,6

0,6

37

С. С.

5

10

0,6

0,7

38

Т. Н.

6

13

0,6

0,7

39

Ч. М.

6

11

0,6

0,4

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков