Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Группа – источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной себя – неудачником, свои возможности – нереализованными [42;14]. Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как показывают исследования И.С. Кона именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.
Неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
По мнению И.С.Кона практически все подростки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.12
Следует также отметить, что отрочество сенситивно для развития средств общения – вербальных и невербальных коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих контакт с партнером или с группой людей, определяющих процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от этого. Развивается направленность на понимание другого человека, развитие эмпатии, способность представлять себя на месте другого человека.
Идентификация со сверстниками позволяет индивиду наиболее адекватно удовлетворять и потребность в оценке, и потребность самому оценивать партнера. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для подростка в качестве реальной, объективной «точки отсчета» в процессе познания окружающих и самого себя. Все это делает общение и взаимоотношения со сверстниками исключительно личностно значимой, даже наиболее значимой сферой общения.
Обычно 13-14 лет – время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие – либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга
общения
Метод - понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающих в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.
Тренинг – метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться. Для того чтобы участники группы могли делать то, что они хотят научиться делать, то есть могли тренироваться, необходимо, чтобы в процессе тренинга у них была возможность узнавать нечто о том, как это делать, захотеть это делать и – собственно делать.
В тренинге индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам тренер фактически осуществляет работу на трех уровнях:
- в группе (с отдельным участником),
- с группой (как единым целым),
- через группу (с отдельным участником средствами мамой группы).
Следовательно, при разработке классификации тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой, уровень осуществления деятельности тренера.
Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.
Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К Роджерса, Л.Братворта.
Одним из приемов воздействия на развитие личности и группы является социально-психологический тренинг. Основной целью социально-психологического тренинга являлось развитие компетентности в общении.
На сегодняшний день под социально-психологическим тренингом (сокращенно – СПТ) понимают область практической психологии, своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние, как членов группы, так и свое собственное, умения адекватно воспринимать как себя, так и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Таким образом, значительно расширяется круг задач, решаемых с помощью СПТ:
В зависимости от решаемых задач определяется и форма тренинга.
По мнению Л.А. Петровской, все множество этих форм можно разделить на два больших класса:
а) ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);
б) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом[37].
СПТ проводится в группах по 8 – 12 человек под руководством психолога. Продолжительность всего цикла – от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.
К. Рудестам определяет Т- группу (группу социально-психологического тренинга) как «обучающую лабораторию». Термин «лаборатория» подчеркивает экспериментальный характер испытания новых способов поведения. Подразумевается, что в группе каждый является как участником, который может экспериментировать с изменениями в своем поведении, так и наблюдателем, который контролирует результаты этих изменений. Члены группы непосредственно вовлекаются в определение целей группы, наблюдение за изменением поведения, планирование деятельности и анализ результатов. Рудестам пишет: «Группа является микрокосмом, представляющим реальный мир в миниатюре»[46].
Главный упор в группах СПТ делается на развитии нового, отличного от традиционных, подхода к решению проблем, на обучении тому, как учиться.
У. Беннис определил четыре цели, характеризующие тренинг в целом. Работа в группе способствует более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с проблемами реальной жизни. Во-вторых, Т-группы будят дух исследования. «Что именно происходит с нами и почему?» - вот вопрос, который постоянно стоит перед участниками. Такой самоанализ не характерен для их повседневной жизни. В-третьих, в Т-группах подчеркивается необходимость открытости и искренности в межличностных взаимодействиях. В-четвертых, Т-группы демонстрируют модель руководства, которая опирается на сотрудничество. Присущая Т-группам неопределенность предполагает, что в них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий характер, что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой ситуации хоть чему-то научиться, необходимо набираться опыта, а не ждать указаний от руководителя.
Во-первых, целью Т-группы является повышение способности отдельных ее членов осознавать ситуацию.
Обычно в работе Т-групп используется прием кругового расположения участников лицом друг к другу. Руководитель занятий как равный участник СПТ находится в общем, кругу. Цель такого расположения – изменение у членов коррекционной группы стереотипных установок и представлений о том, как должны проводиться и организовываться занятия, какую роль должен играть в них руководитель.
Занятие методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:
Осипова А.А. отмечает, что тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Если в первом случае чаще преследуются индивидуальные цели, то во втором задачи заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе.
Следовательно, тренинг, проводимый в рамках нашей дипломной работы, относится к первому типу, так как группа набиралась с конкретной целью: повысить компетентность в общении.
К. Рудестам отмечает, что одна из наиболее актуальных проблем при исследовании Т-групп заключается в сложности демонстрации стойкости достигаемых в группе изменений. Лишь в немногих исследованиях результаты пребывания людей в группе отслеживались в течение длительного периода времени и сопоставлялись с критериями эффективности в реальной обстановке – в семье или на работе. Члены тренинговых групп, стремящиеся применять в домашних условиях опыт группового взаимодействия, обнаруживают после окончания занятий в группе более существенные изменения в поведении, чем участники, которые не практикуют перенос опыта в реальную среду. Также Рудестам пишет, что наиболее стойкие изменения в поведении наблюдаются у членов тех групп, которые создаются при организациях и не распадаются после завершения занятий[46].
Наиболее известны формы тренингов: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.
Основными методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и игра.
Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа.
Среди игровых методов СПТ наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр. Упомянутые методы могут использоваться каждый в отдельности, однако чаще всего они входят составной частью в комплексные программы, включающие набор различных методов – в зависимости от поставленных задач и материальных возможностей
По мнению С.В. Петрушина, СПТ характеризуется следующими особенностями:
В качестве ведущей цели социально - психологического тренинга выделяется повышение компетентности в общении. Однако в настоящее время связать СПТ лишь с общением можно, но только если расширить данное понятие. Человек формируется и развивается как личность — в обществе, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникативные способности человека являются и условием для его развития, и результатом этого развития. Повышение компетентности общении в широком смысле невозможно без изменения комплекса личностных качеств человека» его социальных установок, а также пересмотра его общего отношения к социальному миру и к себе.
СПТ можно рассматривать как процесс обучения, представляющего собой своеобразную форму сотрудничества между его руководителем и участниками группы с целью развития коммуникативных способностей. Это образовательный процесс, поскольку люди, формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей, эмоций.
Выделяются следующие направления работы в СПТ и соответствующие им задачи:
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков