Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение, проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Этот барьер называется замещающе-искажающем. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек — ретрансляторов, искажение может быть существенным.
Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями — эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное). Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой сленг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем, чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой4.
Таким образом, барьеры общения являются своеобразными трудностями, которые мешают эффективному взаимодействию людей, являются причиной нарушения и искажения передачи и восприятия информации, возникновения конфликтов и эффективной коммуникации.
По мнению отечественных исследователей, общение может выступать как самостоятельный вид деятельности, коммуникативная деятельность (М.И. Лисина) [26], либо являться одной из сторон деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента (по А.Н.Леонтьеву)[24].
Особое внимание уделяется связи способностей и деятельности
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности субъекта, которые выражают его готовность к овладению различными видами деятельности, а также являются условием их успешного выполнения.
Коммуникативная способность- вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности[55] Критериями коммуникативных способностей в нашем исследовании выступают:
-уровень коммуникабельности,
-уровень коммуникативности,
-коммуникативный контроль
Проблема способностей начала разрабатываться в отечественной психологии еще в довоенные годы в методологическом, теоретическом и прикладном аспектах и продолжает вызывать интерес исследователей до настоящего времени.
С.Л.Рубинштейн писал, что «Вопрос о связи психической деятельности с психическими свойствами человека - один из коренных вопросов психологической теории. Только через связь психических свойств человека с его деятельностью открывается путь для их формирования. От правильного решения именно этого вопроса более всего зависит способность самой психологии внести сколько-нибудь значительный и притом свой специфический вклад в великое дело воспитания людей и формирования их способностей»5.
Основным правилом формирования и развития способностей, по мнению С.Л.Рубинштейна является то, что оно совершается по спирали: «...реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация имеющихся возможностей.
Значительный вклад в развитие
проблемы способностей внес Б.М. Теплов.
Ученый, а также его ученики и последователи
рассматривают способности, прежде всего
как индивидуально-психологические различия
между людьми. Способности, по определению
Б.М. Теплова, должны включать в себя три
признака. «Во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от
другого. Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные особенности,
а лишь такие, которые имеют отношение
к успешности выполнения какой-либо деятельности
или многих деятельностей. В-третьих, понятие
«способность» не сводится к тем знаниям,
навыкам или умениям, которые уже выработаны
у данного человека». При этом успешность
какой-либо деятельности может быть обеспечена
не отдельной способностью, а лишь тем
своеобразным их сочетанием, которое характеризует
данную личность. Это качественно-своеобразное
сочетание способностей, от которого зависит
достижение успеха в выполнении той или
иной деятельности, определяется Б.М. Тепловым
более синтетическим понятием - «одаренность».
Б.М. Теплов отмечает, что ни способности,
ни одаренность не обеспечивают успеха,
а создают только возможность его достижения.
Кроме них необходимы и другие факторы
- умения, навыки, мотивация и др. Принципиально
важным является положение о бесконечном
разнообразии человеческих способностей
(их качественных, а не только количественных
различиях), что и обусловливает разнообразные
способы успешного выполнения одной и
той же деятельности6.
Одним из фундаментальных положений
теории способностей является
положение о том, что способности создаются
в деятельности, они не могут
возникнуть вне участия человека в соответствующей
конкретной деятельности. Способности
существуют в развитии, они не есть какое-то
неизменное свойство человека, их формирование
и развитие возможно, только в деятельности.
Многие из видов деятельности связаны с общением людей между собой, то есть с коммуникативными способностями.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которого опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах7.
Проблема общения находится в центре внимания социальной психологии, что связано с его значимостью в жизнедеятельности человека. Без общения человек не может жить среди людей. В современных условиях усиливается внимание к проблеме общения в связи с тем, что именно общение сопровождает большинство сервисных услуг по реализации любой продукции, а с другой стороны, эффективное общение является фактором здоровья.
Общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами (всего не перечислишь). Что бы это ни было — это всегда коммуникация, представить себе общение без нее невозможно. Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.
В любом общении важно, во-первых,
чтобы внимание слушающего было привлечено
к говорящему и к тому, что он говорит,
а во-вторых, чтобы
внимание это было постоянным, не рассеивалось.
Только в этом случае можно повысить эффективность
общения. Следовательно, и говорящий, и
слушающий должны уметь решать задачи
по управлению вниманием - это задачи по
привлечению внимания и его поддерживанию.
Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры. Реальная коммуникация - это циклы или петли обратных связей, которые включают, по крайней мере, двух человека. Когда человек вступает в коммуникацию с партнером, он получает его реакцию и реагирует сам своими собственными мыслями и чувствами. Текущее поведение партнеров формируется их внутренними откликами на то, что они видят и слышат. Только благодаря тому, что человек обращает внимание на партнера, у него вообще возникает идея о том, что сказать или сделать в следующий момент. Партнер реагирует на поведение собеседника таким же образом.
Если слова являются содержанием сообщения, то позы, жесты, выражение лица и тон голоса представляют собой контекст, в который помещаются сообщения, а вместе они образуют смысл коммуникации.
Таким образом, чтобы стать эффективным коммуникатором, надо действовать в соответствии с принципом: Смысл коммуникации — в той реакции, которую вы получаете. Коммуникация — это замкнутый цикл: то, что человек делает, оказывает влияние на его партнера, а то, что он делает, оказывает влияние на первого, - это не может происходить иначе8.
Теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования — бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология, — внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения. Рассмотрим основные идеи и концепции, выработанные в рамках указанных направлений и во многом определившие теоретическое осмысление межличностного общения.
1.Бихевиоризм.
В этом направлении можно
-теория социального научение,
-теория социального обмена.
Ключевое значение при этом имеет идея о том, что навыки человека в межличностном общении приобретены им в ходе жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться с помощью какого-либо подкрепления или наблюдения.
Само понятие «научение» означает систематическую модификацию поведения индивида при повторении одинаковой ситуации. Выделяются следующие виды научения:
• научение на основе наблюдения. Люди часто обучаются взглядам и действиям, просто наблюдая за моделью. При этом выделяют имитацию, идентификацию и ролевое обучение. Имитация может иметь место и без внешнего подкрепления. При идентификации одна модель предпочитается другой. В качестве объекта имитации и идентификации могут выступать родители, братья и сестры, другие родственники, друзья, соседи, учителя, герои художественных произведений и т. д. Ролевое обучение означает, что моделируются специальные ситуации с целью отработки определенных навыков поведения. Большинство речевых и коммуникативных курсов используют как живые, так и символические модели обучения коммуникативным навыкам. Например, студенты наблюдают, как их товарищ произносит речь, и затем обсуждают его выступление, смотрят видеозаписи выступлений ораторов и оценивают их в классе.
Вкладом теории обмена в изучение межличностного взаимодействия можно считать анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного рода. Согласно основным положениям данной теории:
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков