Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Время: до 10 мин.
Ход упражнения:
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.
Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».
Упражнение «Дракон-самоед».
Цели:
Размер группы: оптимальный размер 8-12 человек. Большую группу нужно разделять на подгруппы.
Ресурсы: большая, свободная от мебели комната.
Время: 5-10 мин.
Ход упражнения
Это простая и веселая игра поможет быстро "разогреть" команду, развеселить участников, переключить их внимание с рефлексии по поводу нахождения в незнакомой среде на выполнение командной задачи.
Группа выстраивается в шеренгу, взявшись за руки. Крайний слева игрок будет исполнять роль Головы дракона. Крайний справа - Хвост дракона. Дракон наш необычный - самопожирающий, от того-то Голова постоянно хочет поймать Хвост. Команда делится на две подгруппы. От Головы до середины шеренги - часть туловища дракона, которое помогает Голове; от середины шеренги и до Хвоста — команда Хвоста, помогающая ему улизнуть. Когда группа поделена и поняла задание, начинается игра. Каждый раз, когда Голова ловит Хвост или когда истекает минута (даже если Хвост не пойман), назначаются новые Голова, Хвост и их помощники, затем игра продолжается.
Рефлексия.
Подведение итогов занятия в кругу.
Прощание.
Благодарим друг друга за работу. Похлопаем друг другу за работу. Прощаемся.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ЗАНЯТИЕ №2 «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ».
Цели занятия:
- закрепление знакомства, создание непринужденной и доверительной обстановки между членами группы;
- знакомство с приемами общения;
- развитие базовых
Приветствие.
Все садятся в круг. Приветливо смотрим друг на друга и здороваемся.
- Как прошла неделя?
- Какие впечатления остались от прошлого занятия?
Повторение того, о чем говорили на прошлом занятии.
(5 минут).
Разминка.
Упражнение «Времена года».
В зависимости от даты своего рождения сформировать 4 группы: зима, весна, лето, осень.
Обсудить: какие люди рождаются в это время (характерологические особенности, жизненное кредо).
Рассказать, что объединяет рожденных в это время года людей.
Назвать девиз своей группы. Например: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед с друзьями вместе».
Представление групп.
Обсуждение впечатлений.
- Что нового о членах группы вы узнали?
(10 минут).
Основная часть.
Что такое общение? Это взаимодействие, взаимное влияние. Общительный человек – это человек, который очень хочет, стремится и любит общаться: разговаривать, спорить, шутить, уговаривать и т.д.
Умение вести разговор - это талант.
— Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, старайся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой.
Сейчас многие этого не умеют.
Наверное, ты можешь припомнить такую
ситуацию: собрались где-то компанией,
думали дружески поговорить, обсудить
самые разнообразные, интересные всем
проблемы. А разговор не получился.
Почему?
Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каждый — о своем, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собеседников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с собственными высказываниями.
Обрати внимание на то, что разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это означает уверенность в себе и своем собеседнике, доброжелательное отношение друг к другу. Доверие основано на искренности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может основываться на недоверии и подозрительности. Развивай у себя чувство доверия к людям.
Вероятно, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься. Ты должен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре может родиться истина и он имеет какой-то смысл только в том случае, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения.
Самое трудное в споре — иметь
четкое представление о своей точке
зрения. О позиции, которую ты защищаешь.
Быть может, и с тобой так бывало, когда
ты просто навязывал свое мнение, делал
это упорно, не заботясь о доказательствах,
не слушая возражений и, главное, не интересуясь
ими. А ты никогда не воспринимал возражения
как личную обиду?
Тут уж забывается предмет спора,
да и не спор это. Между тем
культура поведения в споре предполагает
необходимость внимательно выслушивать
и другую сторону, с уважением относиться
к другой
точке зрения.
Народная поговорка предупреждает:
«Говори, но не спорь, а хоть
спорь, да не вздорь». (5 минут).
Итак, давайте посмотрим, из каких же компонентов состоит общение.
А. Невербальное общение.
Упражнение «Найди свою пару».
- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».
Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось. (10 минут).
Б. Наблюдательность в общении.
Упражнение «Что помню?».
Один из участников садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется.
Смена водящего происходит еще несколько раз.
Обсуждение.
В. Умение слушать другого.
Упражнение «Спина к спине».
Двое детей участников садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение.
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной парой участников. (5 минут).
Г. Точная передача информации.
Упражнение «Передай текст».
Выбираются 5-6 человек, которые покидают комнату, останется только один из них. Ему зачитывается текст. После этого в комнату приглашают второго участника, и первый пересказывает ему текст, который только что прослушал. Затем в комнату приглашается третий участник. Второй рассказывает ему то, что рассказали ему. И т.д. Просьба ко всем зрителям и участникам внимательно слушать каждого говорящего.
Текст подбирается произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация».
Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)
Обсуждение.
Чем же определяется успех в общении? Знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении — это сам человек.
Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя.
Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо совсем немного... Суметь открыть себя другому. Сюда входит прежде всего умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем.
Наша же проблема совсем в другом. Очень часто мы мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.
Какие это барьеры?
( Невыразительная, быстрая речь; неприязнь, недоверие к партнеру по общению; гиперактивность, подозрительность, чрезмерная пассивность; наши эмоции и переживания).
Упражнение «Лучшее качество».
По кругу каждый участник называет качество своей личности, которое хочет внести в данную группу. Например: чувство юмора, смелость, интуицию...
(5 минут).
Как слово наше отзовется...
- Важно помнить, что твои высказывания, мнения, суждения, доказательства - тоже твое поведение. Такое поведение называется вербальным (словесным).
Мы иногда не придаем должного значения словам, особенно сказанным в минуту раздражения, усталости - в автобусной толчее, на перемене в школе, дома маме... Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши реальные действия и поступки.
Неслучайно об этом говорится в таких точных народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От слова спасенье и от слова погибель»; «От одного слова — да навек ссора»... Поверь, что твоя грубость и резкость отрицательно влияют не только на других, но и на тебя самого. Если ты не сдержался, по какому-то ничтожному поводу задел человека обидным словом — значит, ты унизил не только его, а прежде всего самого себя, что-то потерял в себе. Тебе, наверное, знакомо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда ты говоришь себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же неверно, несправедливо, да я так и не думаю. Что же теперь делать? Попробовать объясниться? А поверит ли он (она) мне? Господи, как стыдно!» Сила слова беспредельна. Особенно доброго слова. Таким словом можно успокоить человека, убедить его в чем-то, привлечь внимание к какому-либо явлению, пробудить благодарные чувства.
Вспомни такие привычные и простые «спасибо» и «пожалуйста» — насколько с ними приятнее и легче жить. Не случайно в детских сказках «пожалуйста» — волшебное слово, открывающее человеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуй произнести его не торопливо, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» и посмотри при этом тому, кого ты приветствуешь, в глаза, улыбнись ему (или ей, или им). Поверь, что и у тебя, и у него (у нее, у них) целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в самих словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.
(5 минут).
Рефлексия.
Подведение итогов занятия в кругу.
Прощание.
Благодарим друг друга за работу. Похлопаем друг другу за работу. Прощаемся.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ЗАНЯТИЕ №3 «ПОЙМИ МЕНЯ БЕЗ СЛОВ».
Цели занятия:
- формирование представлений
о возможности «чтения»
- приобретение навыков
анализа и контроля
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков