Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

- приобретение навыков  эффективной невербальной коммуникации.

 

Приветствие.

Все садятся в круг. Приветливо смотрим друг на друга и здороваемся. 

 

- Как прошла неделя?

- Какие впечатления  остались от прошлого занятия?

Повторение того, о чем говорили на прошлом занятии.

(5 минут).

 

На прошлом занятии мы говорили с вами о компонентах общения. И выделяли такой компонент, как невербальное общение. Сегодня мы подробнее поговорим об этом.

 

Разминка.

Повернитесь, пожалуйста, спиной друг к другу, спиной в круг. Посидите так немного. Что вы чувствуете?

(неудобно, неуютно, пусто, скучно)

 

Хорошо, сядем как обычно - лицом друг к другу. Только сядьте так: нога на ногу, откиньтесь на спинку стула, руки сложите на груди. Какие ощущения?

(длительная пауза)

 

Сядем иначе. Поза фараона: спина не касается спинки стула, ноги всей ступней опираются на пол, руки на коленях. Что изменилось?

(стали ближе  друг к другу, придвинулись к  центру круга)

 

А если так: корпус наклонен вперед, локоть опирается на колено, подбородок на ладонь. Что мы демонстрируем друг другу?

(интерес друг  к другу)

Обсуждение, разговор об открытых и закрытых позах.

(10 минут).

 

Основная часть.

 

Упражнение «Театр».

1. 2-3 стула остаются в центре - это «сцена». Тем, кто будет выходить за нее, предстоит демонстрировать различные позы, роли, отношение.

Остальные стулья расставляются по периметру - это «зрительный зал». Участникам предлагается занять любое место в зале.

Задумайте какое-нибудь состояние или отношение. Тот, кто выходит на сцену, пытается продемонстрировать задуманное им определенной позой. Зрительный зал должен понять, что человек хочет этим сказать.

Есть желающие?

 

2. «Зеркало».

 

 А теперь немного разомнемся. Разделитесь на пары. Один человек в паре — зеркало и в течение пяти минут повторяет все движения другого человека. Теперь поменяйтесь ролями. Достаточно.

(10 минут).

 

3. Вернемся к  нашей сцене. Теперь тем, кто будет выходить на нее, предстоит играть роли, которые я буду предлагать, но играть молча, без единого слова.

Для начала изобразим нахального продавца и вежливого покупателя. Кто готов попробовать?

Теперь — нахальный продавец и нахальный покупатель. Желающие?

Вежливый продавец и вежливый покупатель...

Подозреваемый — следователь...

Виновный — следователь...

Пьяный муж — обозленная жена...

Директор школы — хулиган...

Влюбленные...

(10 минут).

 

Теперь немного поговорим, но обращать внимание будем не на слова, а на интонации. Попробуем сказать с разными интонациями одну и ту же фразу: «Все к лучшему», «Чему быть — того не миновать», «Ну о чем мы спорим?», «Я тебя не люблю», «Я уважаю ваше мнение», «Немедленно прекрати», «Горе мне с тобой», «Прекрасная погода», «У меня сегодня отличное настроение, никто мне его не испортит», «Великолепно выглядишь!».

(5 минут).

 

Если тренинг идет успешно, то с определенного момента участники с полуслова начинают понимать инструкцию, чувствуют направление работы и поэтому без дополнительных просьб при необходимости разбиваются на пары, группы либо работают индивидуально.

 

Упражнение «Крокодил».

Цели:

  • продемонстрировать   эффективное   владение   мимикой и жестом  в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации;
  • обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении;
  • способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.

 

Время: порой эта игра затягивает участников настолько, что они готовы играть часами. Так что временные рамки диктуются лишь целями и возможностями тренера, а также степенью вовлеченности игроков.

 

Ход игры:

Одна из популярнейших игр интеллектуальной и творческой молодежи, прекрасный актерский тренинг, упражнение на коммуникацию и веселое занятие для любого возраста - это "Крокодил", "Корова", "Показуха" или еще с полдесятка названий, которые неизвестно откуда и каким путем эта игра приобрела за десятилетия своего яркого существования.

Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.

 

Вариант 1.

Смысл игры заключается в следующем: каждая команда должна придумать слово — имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) - и, вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. (Другой вариант -команда  противника  сама  решает, кто  является  ее представителем, нужно лишь следить за тем, чтобы в этой роли перебывали все или хотя бы многие члены команды.) Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим   сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей. Вся   работа   является   актерской-пантомимической. Команда, отгадывающая слово, должна засыпать своего игрока вопросами, на которые он опять-таки мимически дает положительный или отрицательный ответы. Предположим, могут задаваться такие вопросы:

  • Это предмет?
  • Это абстрактное понятие?
  • Это профессия?
  • Это едят?
  • Покажи, как это двигается!
  • Какого это размера?

- Как этим пользуются?

Если по истечении 2 мин. команда не угадала буквально то слово, которое было получено, то загадывающая команда получает очко. В свою очередь, команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.

 

Вариант 2.

Тренеру отводится роль посредника. Команды свое слово на каждый тур передают не напрямую друг другу, а называют их тихонько тренеру. Тот в свою очередь проверяет, чтобы слово соответствовало критериям (не собственное имя, существительное, в единственном числе), может попросить одну из команд подобрать слово более или менее сложное, чтобы слова, играющие в каждом туре, были сходны по уровню.

 

Упражнение «Карты эмоций».

Цели:

  • продемонстрировать   эффективное   пользование мимикой в невербальной коммуникации и потренироваться на практике в передаче невербальной 
    информации;
  • обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении;
  • способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.

 

Ресурсы: специально приготовленная колода карт с изображением (рисунок или фотография) определенного мимического проявления эмоций. Предлагается следующий набор: две "шестерки" - удивление, две другие - грусть; две "семерки" - обида, еще две "семерки" — стеснительность, робость; две "восьмерки" -мольба, две — презрение; "девятки": одна - восторг, две - задумчивость, одна - удовлетворение; две "десятки" - страх, две другие — заинтересованность; два "валета" - влюбленность, два - подозрительность; четыре "дамы" - умиление; два "короля" - угроза, два других — надменность; два "туза" - скука, два других - сомнение.

 

Время: до получаса.

Ход игры:

Раздаются карты. Игрок, начинавший первым, выкладывает карту перед собой "лицом" вниз и изображает мимически эмоцию, представленную этой картой. Все, кто считает, что у них есть такая же карта, выкладывают эту карту перед собой "лицом" вверх. Только после этого первый игрок открывает свою карту. Все, кто правильно выложил свою карту, отбрасывают ее в отбой. Тот, кто ошибся, забирает свою карту, плюс одну дополнительную из колоды. Если ни один из игроков не отгадал — это знак невнятной игры ходящего. В этом случае он штрафуется: забирает выложенную карту, плюс две дополнительные карты из колоды.

Выигрывает тот, кто первым освободился от всех своих карт.

 

В завершении  нашего занятия мы проведем с вами небольшой тест.

 

Тест «Стратегии поведения в конфликте».

(15-20 минут).

 

Вывод:

Лучший способ понять, расшифровать состояние другого человека - это повторить его позу, жест, мимику, интонацию и почувствовать его «изнутри».

 

Рефлексия.

Подведение итогов занятия в кругу.

 

Прощание.

Благодарим друг друга за работу. Похлопаем друг другу за работу. Прощаемся.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

ЗАНЯТИЕ №4 «КОНФЛИКТНОСТЬ И АГРЕССИЯ».

 

Цели занятия:

- формирование понятий  «негативные эмоции», «конфликтность», «агрессия»;

- наглядное объяснение  того, как появляются гнев, злоба  и агрессия;

- изучение стратегий поведения  в конфликтных ситуациях; научить  выражать агрессию через игру и позитивное движение.

 

Приветствие.

Все садятся в круг. Приветливо смотрим друг на друга и здороваемся. 

 

- Как прошла неделя?

- Какие впечатления  остались от прошлого занятия?

Повторение того, о чем говорили на прошлом занятии.

(5 минут).

 

Разминка.

 

Упражнение «Никто не знает...».

Все сидят (стоят в кругу). У ведущего в руках мяч.

- Сейчас мы будем бросать  друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает  фразу: «Никто не знает, что я (или  у меня)…».

Надо постараться, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого участника мяч должен побывать несколько раз.

(5 минут).

 

Основная часть.

 

Сегодня мне бы хотелось затронуть тему агрессивности и конфликтов в межличностных отношениях. Для этого давайте изобразим наши эмоции в форме кувшина.

(На доске рисуется  кувшин).

 

Начнем с самых неприятных эмоций — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье) и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней  части кувшина. (Рисуем 1 слой).

 

Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Гнев — чувство вторичное, и происходит оно от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

 

Возьмем несколько примеров из жизни.

1)Вы возвращаетесь домой  очень поздно, и мама встречает  вас гневным выговором. Что стоит  за этим гневом? Конечно, пережитые  страх и беспокойство за вас.

2) Ваш старший брат  постоянно нападает на вас, так  как ему кажется, что родители  вас «больше любят». Его агрессия  – результат невысказанной боли  и обиды.

Итак, мы помещаем переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (на второй слой кувшина).

(Рисуем 2 слой).

 

Чувства второго слоя страдательные. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают и скрывают их. Почему? Как правило, из-за боязни показаться слабым. Иногда человек и сам их не осознает: «Я просто зол, а почему – не знаю!».

Откуда возникают страдательные чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические 
потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас много говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех — в делах, учебе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. 
А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!

Ведь счастье человека зависит от той среды, в которой он растет, живет и учится. И еще — от накопленного эмоционального багажа. А багаж зависит общения с родными и окружающими вас людьми.

К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Возьмем какой-нибудь пример.

Предположим, человеку крупно не везет, одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

(Рисуем 3 слой).

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!

Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня все хорошо, я — в порядке!».

Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков