Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.

Содержание работы

Введение………………………………………….…………….………………...3
ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10
1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11
1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………30
ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34
2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38
2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61
2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82
Выводы по второй главе………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………….…………….………………...3

ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10

1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11

1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21

Выводы по первой главе………………………………………………………30

ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34

2.1. Структура и содержание  курса «Основы менеджмента»…………….38

2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61

2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82

Выводы по второй главе………………………………………………………88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………93

 

 

 

 

 

Введение


       Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество,  столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.

       Существующий на данном этапе развития общества уровень экономической культуры молодежи, представляющей экономику как необъятное поле потребительского рынка, на котором осуществляются простейшие операции, связанные с куплей-продажей, нередко нарушающие принципы морали и нравственности, не отвечает требованиям современного цивилизованного рынка. Рыночные отношения требуют от личности таких качеств, как предприимчивость, инициативность, коммуникабельность, умение быстро адаптироваться в новой среде, принимать решения и реализовывать их на практике.

       Современный высокоорганизованный, социально-ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию всех его участников. Необходимы глубокие управленческие и экономические знания, новое экономическое мышление, высокая общая и экономическая культура. Это обусловило смену приоритетов в выборе воспитательных и образовательных задач. В новых педагогических концепциях  среди актуальных направлений в настоящее время выдвигаются экономическое и политико-правовое образование и воспитание.

       Подготовка школьников к предпринимательской деятельности на всех возрастных этапах должно оказать значительное влияние на раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения и их соответствия современным требованиям. Такая подготовка должна стать важным средством профессионального и жизненного самоопределения учащихся, так как предполагает создание предметной базы для приобретения знаний, умений и навыков организационно-хозяйственной деятельности, самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений.

       Однако, уровень технолого-предпринимательского образования в настоящее время, не соответствует в определенной мере требованиям социально-экономического развития. К существенным недостаткам в организации экономического образования и воспитания школьников следует отнести недостатки в обучении технологии и предпринимательству.

Одна из причин неразвитости экономического, управленческого мышления молодежи - недостаточная методологическая компетентность преподавателей в вопросах экономического образования и воспитания учащихся. Большинство преподавателей применяют в экономическом образовании традиционные методы обучения. У них отсутствуют навыки использования деловых игр, проблемных ситуаций, включения учащихся в реальную трудовую деятельность для развития их мышления, предприимчивости, инициативности, хозяйственности.

Массовая общеобразовательная школа испытывает организационные и психологические трудности введения новых экономических курсов в силу недостаточной теоретической и методической подготовки педагогических кадров к осуществлению данного образования и воспитания, отсутствия необходимой методической помощи учителю, недостаточного дидактического обеспечения данного обучения, ограниченного использования технических средств обучения.

       В связи с этим особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров, способных осуществлять экономическое образование и воспитание школьников, на практике обучать предпринимательской деятельности, владеющих умением организовать производство и управлять им.

       Экономико-управленческая подготовка имеет ярко выраженный прикладной характер, нацеленность на практическую деятельность. Это обусловило особенность обучения по дисциплинам экономико-управленческого цикла: усвоение знаний и формирование экономических, управленческих умений и навыков невозможно без их практической отработки в условиях, имитирующих реальные ситуации, где учащиеся являются субъектом как учебной, так и имитируемой управленческой деятельности. Это в свою очередь определяет важность оптимального выбора методов, форм и средств обучения экономико-управленческим дисциплинам.

       В связи с вышесказанным проблема подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам управления, необходимой для осуществления экономического образования школьников в процессе обучения технологии и циклу экономических дисциплин требует дальнейшего изучения и разработки.

       Важность данной проблемы определяется наличием ряда противоречий: между потребностями каждого человека в более высоком уровне экономического образования, обеспечивающем успешную деятельность в условиях рыночных отношений и имеющимся уровнем такового у большинства людей, между необходимостью осуществления непрерывного экономического образования школьников и недостаточной подготовленностью большинства учителей к осуществлению данного направления педагогического процесса, слабой методической базой учебного процесса.

       Наличие данных противоречий обусловило выбор темы исследования "Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента" и его цель; определить и экспериментально проверить дидактические условия эффективного формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства управленческих и методических знаний и умений, необходимых для осуществления экономического образования школьников и предпринимательской деятельности в учреждениях образования.

       Ведущей идеей исследования является целесообразность осуществления управленческой подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства как важного компонента профессиональной подготовки педагога. Обучение студентов основам менеджмента позволит приблизить уровень профессиональной подготовки будущих педагогов к реальным социальным требованиям, предъявляемым к выпускникам технолого-экономических факультетов, тем самым способствовать улучшению процесса и результатов экономического обучения школьников.

       Предметом исследования выступают дидактические условия обучения студентов технолого-педагогических факультетов основам менеджмента.

       Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента будет эффективной при следующих условиях:

-определение оптимального содержания обучения основам менеджмента;

-определение и применение наиболее эффективных форм и методов обучения;

-создание учебно-методического комплекса по основам менеджмента, состоящего из программы, лекционного курса, лабораторного практикума, системы контроля усвоения знаний.

    Задачами исследования являются:

  1. Теоретически обосновать целесообразность управленческой подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства;
  2. Разработать и экспериментально проверить содержание подготовки студентов технолого-экономических факультетов по основам менеджмента;
  3. Определить наиболее эффективные формы и методы подготовки студентов по основам менеджмента;
  4. Разработать учебно-методический комплекс по менеджменту и определить его эффективность.

       Методологическую основу исследования составляют философские положения о человеке как субъекте деятельности; концепция целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса, социально-экономическое осмысления развития личности в условиях рыночной экономики, концептуальные положения о педагогическом управлении, концептуальные положения о методах и формах обучения, общепедагогические и психологические основы экономического образования и развития экономического мышления.

       На различных этапах научно-исследовательской работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы исследования:

-методы теоретического исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогий, моделирования;

-методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, беседы, изучение и анализ практической деятельности студентов, педагогический эксперимент;

-методы прикладной математической статистики, используемые для сбора, обработки и анализа результатов педагогического эксперимента.

   Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, экономической, управленческой литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап - экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня теоретических познаний студентов по основам управления и готовности к осуществлению экономического обучения школьников. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа психолого-педагогической и экономической литературы, были уточнены и дополнены критерии сформированности знаний и умений студентов основам менеджмента, разработана технология обучения (отобрано содержание, формы и методы обучения), уточнены средства организации учебного процесса подготовки студентов по основам менеджмента. В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались дидактические условия подготовки студентов технолого-экономических факультетов основам менеджмента.

Третий этап - обобщающий. На этом этапе          осуществлялся анализ и систематизация результатов   исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.

    Научная новизна и теоретическая значимость  диссертационного исследования состоит:

-в обосновании актуальности и целесообразности осуществления подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента;

-в разработке содержания обучения основам менеджмента студентов технолого-экономических факультетов;

-в определении дидактических условий эффективной подготовки студентов технолого-экономических факультетов по основам менеджмента;

-в разработке и экспериментальной проверке учебно-методического комплекса по основам менеджмента, позволяющего обучаемым достигать необходимого уровня управленческой грамотности, формировать и развивать экономическое мышление.

    Практическая значимость исследования заключается:

-в разработке содержания обучения основам менеджмента будущих учителей технологии и предпринимательства;

-в разработке и экспериментальной проверке учебно-методического комплекса по курсу «Основы менеджмента» для студентов технолого-экономических факультетов, состоящего из программы курса, методических разработок проведения лабораторно-практических работ и деловых игр, контрольных тестовых заданий по всем темам курса;

   На защиту выносятся:

-теоретическое обоснование целесообразности осуществления подготовки студентов технолого-педагогических факультетов основам менеджмента;

-дидактические условия эффективной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента;

-учебно-методический комплекс по курсу «Основы менеджмента».

       Достоверность результатов исследования обеспечивается согласованностью с фундаментальными положениями философии, педагогики, психологии, методики профессионального образования; применением методов исследования, адекватных его предмету и задачам; возможностью повторения экспериментального обучения.

       Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при личном участии автора в констатирующем и формирующем экспериментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

Информация о работе Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента