Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа
Описание работы
Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.
Содержание работы
Введение………………………………………….…………….………………...3 ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10 1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11 1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21 Выводы по первой главе………………………………………………………30 ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34 2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38 2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61 2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82 Выводы по второй главе………………………………………………………88 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………
Основные методы исследования:
теоретическое изучение и анализ имеющихся
исследований по проблеме; изучение документации
школ и вузов; изучение я анализ педагогического
опыта преподавания экономических дисциплин
вузов; изучение результатов продуктивной
совместной предпринимательской деятельности
учителей технологии и школьников; опытно-экспериментальная
работа.
Организация исследования.
Исследование проводится в три этапа:
1-й этап состоит в теоретическом
изучении проблемы, определении целей
и задач теоретической и научно-экспериментальной
работы, проведении констатирующего эксперимента.
2-й этап заключается в
проведении формирующего эксперимент
подготовки учителей технологии, имел
своей целью обработку данных экспериментальной
работы, обобщение результатов исследования.
3-й и 4-й этап состоит
в оформлении результатов исследования.
Научная новизна заключается
в том, что:
- обоснована педагогическая
концепция, способствующая повышению
качества подготовки учителей технология
к обучению школьников предпринимательской
деятельности, заключающаяся в повышении
уровня готовности учителя технологии
в развития собственной предпринимательской
деятельности и реализации соответствия
базовой профессиональной подготовки
и практической педагогической деятельности
по формированию основ предпринимательской
деятельности у школьников;
- разработаны критерия уровней
состояния готовности учителя технология
к обучению предпринимательской деятельности
школьников;
- выявлены и обоснованы общепедагогические
и доминирующие принципы построения дифференцированного
содержания подготовки учителя технологии
с учетом состояния готовности учителя
к обучению школьников предпринимательской
деятельности;
- разработано содержание подготовки,
на формирование у учителя готовности
к обучению и учитывающее уровень состояния
готовности;
- разработана универсальная
4-хэтапная методическая схема с двумя
вариативными моделями на каждом этапе,
обеспечивающая мотивацию и сформированность
готовности учителя технологии к обучению
школьников предпринимательской деятельности,
с возможностью использования разных
категорий учителей.
Теоретическая значимость заключается
в том, что полученные результаты обеспечивают:
- педагогическую целесообразность
подготовки учителей технологии к обучению
школьников основам предпринимательской
деятельности на основе новых социально-экономических
условий, с учетом тенденций развития
частного предпринимательства и образовательной
сферы;
- мотивацию профессиональной
деятельности по применению системы обобщенных
понятий (экономических, юридических,
педагогических), составляющих основы
активной предпринимательской деятельности
и обучения этой деятельности
школьников.
Практическая значимость исследования
заключается в следующем:
1. Разработаны вариативная
программа подготовки учителей технологии
к обучению школьников в соответствии
с дифференцированным подходом к процессу
подготовки; рекомендации по диагностике
готовности учителя технологии к обучению
школьников основам предпринимательской
деятельности.
2. Разработаны организация
создания на базе компьютерных
лабораторий образовательных учреждений
«(Интернет-клуба» с учетом потенциала
использования возможностей глобальных
компьютерных сетей, методические
рекомендации проведения практических
занятий подготовки учителей
технологии с использованием
интерактивных средств обучения,
способствующие активизации и
эффективности процесса подготовки
учителя технологии к формированиюоснов
предпринимательской деятельности у школьников.
3. Теоретически обоснована четырехэтапная
методическая схема с вариативными моделями
подготовки, реализация которой в педагогической
практике инженерно-педагогических факультетов
обеспечивает педагогическую целесообразность
подготовки учителей технологии к обучению
школьниковпредпринимательству и мотивацию
профессиональной деятельности.
На защиту выносятся
следующие положения:
1. Критерии уровней состояния
готовности учителя технологии к обучению
предпринимательской деятельности.
2. Обще-дидактические и доминирующие
принципы построения дифференцированного
содержания подготовки учителей технологии.
3.Дифференцированное содержание
подготовки учителей технологии к обучению
основам предпринимательства школьников
и ведению предпринимательской деятельности.
4.Четырехэтапная методическая
схема с вариативными моделями подготовки
учителей технологии, ориентированная
на формирование у них готовности к обучению
школьников предпринимательской деятельности.
Выводы по первой главе
Изучение менеджмента и освоение практических
навыков его применения проводится на
ряде факультетов в рамках спецкурса «Основы
менеджмента», базирующегося на социокультурном
системном подходе в образовании, разработанном
директором Технологической школы бизнеса
(TBS) И. А. Кузьминым . Студенты овладевают
новым понятийным аппаратом эффективного
менеджмента и коммуникаций, осваивают
навыки стратегического мышления и управления
деятельностью человека в учебном процессе,
на практике реализуют стратегии, технологии
и основные принципы социокультурного
менеджмента.
Менеджмент, изучая проблемы
управления процессом познания и человеческой
деятельностью, занимает определенное
место в единой целостной системе знаний
о природе и обществе в ее непрерывном
развитии. Поэтому спецкурс «Основы менеджмента»
предусматривает межпредметные связи
с психологией, педагогикой, историей,
экономикой, правоведением, математикой,
теорией вероятности и другими науками,
что позволяет студентам синтезировать
знания по отдельным предметам и использовать
их в практической деятельности.
Цель спецкурса состоит в том,
чтобы ознакомить студентов с теоретическими
основами менеджмента и эффективных коммуникаций,
дать им практические навыки в этой сфере,
сформировать управленческую культуру.
Методика преподавания курса
состоит в сочетании лекций и активных
форм обучения (тренинги, разбор деловых
ситуаций, подготовка комплекта управленческой
документации). Для проведения семинарских
занятий все студенты разбиваются на группы
по 5 – 7 человек.
Функциименеджмента:
-основные функции
управления;
-внутрифирменное
планирование;
-разработка экономической
политики предприятия;
-виды планирования;
-стратегическое
планирование;
-стратегии эффективного
менеджмента;
-среднесрочное
и текущее планирование.
Разработка стратегического плана предприятия. Для выбранного предприятия,
для которого подготовлен комплект учредительных
документов, ставятся стратегические
цели и пути их достижения. Отрабатывается
умение стратегически мыслить, определять
конкретные и достижимые цели проектирование организационной
структуры предприятия .
Для выбранного предприятия
определяется соответствующий вид организационной
структуры, выделяются подразделения,
устанавливаются функциональные обязанности,
разрабатывается система стимулирования
и контроля. Закрепляется знание соответствующих
функций и умение применять его в конкретных
условиях.
Глава 2. Содержание,
формы и методы обучения будущих учителей
технологии и предпринимательства основам
менеджмента.
Современные
социально-экономические, политические
и социокультурные процессы, происходящие
в современном обществе, затронули и Россию,
заставляют отечественную систему образования
заново ставить вопрос о целях и результатах
своей деятельности.
Изменения
в современном обществе все больше принимают
динамический характер: внедряются новые
технологии (как в сфере производства,
так и в бытовой сфере), изменяются политические
и государственные доктрины, появляются
альтернативные источники общественного
мнения, меняются представления об "истинном"
и "должном", происходит неуклонный
рост научного знания, стремительно расширяется
объем информации.
Однако,
именно сегодня, перед системой образования
встает принципиально новая задача - поиск
условий для формирования профессиональной
позиции специалиста, способного в изменяющихся
обстоятельствах найти свою жизненную
и профессиональную траекторию, преодолеть
принципиальную фрагментарность знания,
обрести собственную интеллектуальную
и нравственную целостность и самобытность.Это
означает, что проблема профессиональной
подготовки не является прерогативой
какого-либо одного или нескольких образовательных
учреждений в городе (регионе); сегодня
она встает перед любым образовательным
учреждением в той мере, в которой каждый
специалист начинает самоопределяться
по отношению к динамическому характеру
современного общества.
Вместе
с тем, комплексный характер проблемы
формирования адекватной профессиональной
направленности как складывающейся профессиональной
позиции будущих специалистов в процессе
профессиональной подготовки определяется
сложностью постановки самой проблемы.
Проблема
изучения профессиональной направленности
актуальна, поскольку ее практическое
решение представляет собой одну из перспективных
линий развития профессионала и как показывает
опыт и практики работы, в этой области
уделяется в настоящее время в вузах еще
крайне мало внимания.
Объектом
исследования: процесс профессиональной
подготовки будущих специалистов педагогического
ВУЗа.
Соответственно
этапам решения педагогической задачи
вне зависимости от их содержания и временных
рамок можно различать взаимосвязанные
общие и частные технологии:
-к общим относятся технологии
конструирования, например процесса обучения
и его осуществления.
-частные - это технологии решения
таких задач обучения и воспитания, как
педагогическое стимулирование деятельности
учащихся, контроль и оценка ее результатов,
и более конкретных - типа анализа учебной
ситуации, организации начала урока и
др.
Одним из
решающих условий успешного протекания
педагогического процесса является его
конструирование, включающее в себя анализ,
диагностику, определение прогноза и разработку
проекта деятельности. На этом этапе решения
педагогической задачи можно выделить
тесно связанные между собой виды деятельности
учителя, которые относительно независимо
направлены на конструирование содержания,
средств и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно представить
как единство технологии конструирования
содержания (конструктивно-содержательная
деятельность), конструирования материальных
или материализованных средств (конструктивно-материальная)
и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная) .
Технологию
непосредственного осуществления педагогического
процесса можно представить как совокупность
последовательно реализуемых технологий
передачи информации, организации учебно-познавательной
и других видов развивающей деятельности,
стимулирования активности воспитанников,
регулирования и корригирования хода
педагогического процесса, его текущего
контроля. Центральное место среди них
занимает технология организации деятельности,
являющейся, по существу, реализацией
замысла и проекта функционирования педагогического
процесса.
Содержание
деятельности педагога на этапе осуществления
педагогического процесса может быть
представлено взаимосвязанной системой
таких педагогических действий, как постановка
перед воспитанниками целей и разъяснение
задач деятельности; создание условий
для принятия задач деятельности коллективом
и отдельными воспитанниками; применение
отобранных методов, средств и приемов
осуществления педагогического процесса;
обеспечение взаимодействия субъектов
педагогического процесса и создание
условий для его эффективного протекания;
использование необходимых приемов стимулирования
активности учащихся; установление обратной
связи и своевременная корректировка
хода педагогического процесса.
Учет технологических
требований и особенностей деятельности
детей, которую предстоит организовать,
определяет специфику относительно самостоятельных
технологий организации развивающих видов
деятельности детей.
В организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
решающее значение имеет технология обучения
их решению задач разных типов. Характерно
при этом, что количество решенных задач
для научения знаниям, умениям и мышлению
не имеет принципиального значения.
В целостной
технологии организации учебно-познавательной
деятельности, по существу сводящейся
к управлению процессами решения учащимися
учебных задач, важным элементом является
обучение их культуре определения понятий.
В ходе этой работы учащиеся начинают
понимать организующую роль определений
в осмысливании предмета в целом.
Универсальным
исходным методом и основой технологии
организации развивающих видов деятельности
является педагогическое требование.
Педагогическое требование не утрачивает
своего назначения в связи с изменением
самой философии образования, поскольку
всецело согласуется с принципом приоритета
субъект - субъектных отношений в общем
объеме отношений педагогического процесса.
Овладевая конкретной технологией организации
развивающих видов деятельности детей,
важно иметь в виду, что педагогическое
требование в своем развитии должно проходить
закономерный ряд ступеней: от первичного
к исходному, от него к требованию-правилу,
далее к требованию-норме и в завершение
перерастать в требование-принцип.
Технология
организации развивающей деятельности
школьников по типу рефлексивного управления
в отличие от авторитарного предполагает
постановку воспитанника в позицию активного
субъекта познания, общения, труда и социального
оценивания, осуществляемых в общей системе
коллективной работы; развитие способности
ученика к самоуправлению (саморегуляции,
самоорганизации, самоконтролю собственной
деятельности); организацию педагогического
процесса как решение учебно-познавательных
и других задач (проблем) на основе творческого
взаимодействия (диалога) педагогов и
воспитанников.
2.1.Структура и содержание
курса «Основы менеджмента».
Слово «менеджер»-
(англ. manager) имеет несколько значений:
1) наемный профессиональный
управляющий;
2) специалист по управлению
производством;
3) предприниматель в профессиональном
спорте.
Таким образом,
менеджер — это наемный работник, занимающий
определенную должность в данной организации.
В то же время менеджер в ряде случаев
может быть совладельцем этого предприятия,
иметь его акции.