Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.

Содержание работы

Введение………………………………………….…………….………………...3
ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10
1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11
1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………30
ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34
2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38
2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61
2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82
Выводы по второй главе………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

Основные методы исследования: теоретическое изучение и анализ имеющихся исследований по проблеме; изучение документации школ и вузов; изучение я анализ педагогического опыта преподавания экономических дисциплин вузов; изучение результатов продуктивной совместной предпринимательской деятельности учителей технологии и школьников; опытно-экспериментальная работа.

Организация исследования. Исследование проводится в три этапа:

1-й этап состоит в теоретическом изучении проблемы, определении целей и задач теоретической и научно-экспериментальной работы, проведении констатирующего эксперимента.

2-й этап  заключается в проведении формирующего эксперимент подготовки учителей технологии, имел своей целью обработку данных экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.

3-й и 4-й этап  состоит в оформлении результатов исследования.

Научная новизна заключается в том, что:

-   обоснована педагогическая концепция, способствующая повышению качества подготовки учителей технология к обучению школьников предпринимательской деятельности, заключающаяся в повышении уровня готовности учителя технологии в развития собственной предпринимательской деятельности и реализации соответствия базовой профессиональной подготовки и практической педагогической деятельности по формированию основ предпринимательской деятельности у школьников;

-   разработаны критерия уровней состояния готовности учителя технология к обучению предпринимательской деятельности школьников;

-   выявлены и обоснованы общепедагогические и доминирующие принципы построения дифференцированного содержания подготовки учителя технологии с учетом состояния готовности учителя к обучению школьников предпринимательской деятельности;

-   разработано содержание подготовки, на формирование у учителя готовности к обучению и учитывающее уровень состояния готовности;

-   разработана универсальная 4-хэтапная методическая схема с двумя вариативными моделями на каждом этапе, обеспечивающая мотивацию и сформированность готовности учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности, с возможностью использования разных категорий учителей.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты обеспечивают:

-   педагогическую целесообразность подготовки учителей технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности на основе новых социально-экономических условий, с учетом тенденций развития частного предпринимательства и образовательной сферы;

-   мотивацию профессиональной деятельности по применению системы обобщенных понятий (экономических, юридических, педагогических), составляющих основы активной предпринимательской деятельности и  обучения этой деятельности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработаны вариативная программа подготовки учителей технологии к обучению школьников в соответствии с дифференцированным подходом к процессу подготовки; рекомендации по диагностике готовности учителя технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности.

2. Разработаны организация  создания на базе компьютерных  лабораторий образовательных учреждений  «(Интернет-клуба» с учетом потенциала  использования возможностей глобальных  компьютерных сетей, методические  рекомендации проведения практических  занятий подготовки учителей  технологии с использованием  интерактивных средств обучения, способствующие активизации и  эффективности процесса подготовки учителя технологии к формированиюоснов предпринимательской деятельности у школьников.

3. Теоретически обоснована четырехэтапная методическая схема с вариативными моделями подготовки, реализация которой в педагогической практике инженерно-педагогических факультетов обеспечивает педагогическую целесообразность подготовки учителей технологии к обучению школьниковпредпринимательству и мотивацию профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Критерии уровней состояния готовности учителя технологии к обучению предпринимательской деятельности.

2. Обще-дидактические и доминирующие принципы построения дифференцированного содержания подготовки учителей технологии.

3.Дифференцированное содержание подготовки учителей технологии к обучению основам предпринимательства школьников и ведению предпринимательской деятельности.

4.Четырехэтапная методическая схема с вариативными моделями подготовки учителей технологии, ориентированная на формирование у них готовности к обучению школьников предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

       Изучение менеджмента и освоение практических навыков его применения проводится на ряде факультетов в рамках спецкурса «Основы менеджмента», базирующегося на социокультурном системном подходе в образовании, разработанном директором Технологической школы бизнеса (TBS) И. А. Кузьминым . Студенты овладевают новым понятийным аппаратом эффективного менеджмента и коммуникаций, осваивают навыки стратегического мышления и управления деятельностью человека в учебном процессе, на практике реализуют стратегии, технологии и основные принципы социокультурного менеджмента.  
      Менеджмент, изучая проблемы управления процессом познания и человеческой деятельностью, занимает определенное место в единой целостной системе знаний о природе и обществе в ее непрерывном развитии. Поэтому спецкурс «Основы менеджмента» предусматривает межпредметные связи с психологией, педагогикой, историей, экономикой, правоведением, математикой, теорией вероятности и другими науками, что позволяет студентам синтезировать знания по отдельным предметам и использовать их в практической деятельности.  
      Цель спецкурса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с теоретическими основами менеджмента и эффективных коммуникаций, дать им практические навыки в этой сфере, сформировать управленческую культуру.  
      Методика преподавания курса состоит в сочетании лекций и активных форм обучения (тренинги, разбор деловых ситуаций, подготовка комплекта управленческой документации). Для проведения семинарских занятий все студенты разбиваются на группы по 5 – 7 человек. 
Функциименеджмента:

-основные функции  управления;

-внутрифирменное планирование;

-разработка экономической политики предприятия;

-виды планирования;

-стратегическое  планирование;

-стратегии эффективного менеджмента;

-среднесрочное  и текущее планирование.

  

 
      Разработка стратегического плана предприятия.     Для выбранного предприятия, для которого подготовлен комплект учредительных документов, ставятся стратегические цели и пути их достижения. Отрабатывается умение стратегически мыслить, определять конкретные и достижимые цели проектирование организационной структуры предприятия . 
      Для выбранного предприятия определяется соответствующий вид организационной структуры, выделяются подразделения, устанавливаются функциональные обязанности, разрабатывается система стимулирования и контроля. Закрепляется знание соответствующих функций и умение применять его в конкретных условиях.  


 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание, формы и методы обучения будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.

       Современные социально-экономические, политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, затронули и Россию, заставляют отечественную систему образования заново ставить вопрос о целях и результатах своей деятельности.

       Изменения в современном обществе все больше принимают динамический характер: внедряются новые технологии (как в сфере производства, так и в бытовой сфере), изменяются политические и государственные доктрины, появляются альтернативные источники общественного мнения, меняются представления об "истинном" и "должном", происходит неуклонный рост научного знания, стремительно расширяется объем информации.

       Однако, именно сегодня, перед системой образования встает принципиально новая задача - поиск условий для формирования профессиональной позиции специалиста, способного в изменяющихся обстоятельствах найти свою жизненную и профессиональную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.Это означает, что проблема профессиональной подготовки не является прерогативой какого-либо одного или нескольких образовательных учреждений в городе (регионе); сегодня она встает перед любым образовательным учреждением в той мере, в которой каждый специалист начинает самоопределяться по отношению к динамическому характеру современного общества.

       Вместе с тем, комплексный характер проблемы формирования адекватной профессиональной направленности как складывающейся профессиональной позиции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки определяется сложностью постановки самой проблемы.

       Проблема изучения профессиональной направленности актуальна, поскольку ее практическое решение представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и как показывает опыт и практики работы, в этой области уделяется в настоящее время в вузах еще крайне мало внимания.

       Объектом исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов педагогического ВУЗа.

       Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии:

-к общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления.

-частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

       Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная) .

       Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

       Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

       Учет технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности детей.

       В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при этом, что количество решенных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения.

       В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании предмета в целом.

       Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект - субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип.

       Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.

 

2.1.Структура и содержание курса «Основы менеджмента».

       Слово «менеджер»- (англ. manager) имеет несколько значений:

1) наемный профессиональный  управляющий;

2) специалист по управлению  производством;

3) предприниматель в профессиональном  спорте.

       Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

Информация о работе Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента