Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа
Описание работы
Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.
Содержание работы
Введение………………………………………….…………….………………...3 ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10 1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11 1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21 Выводы по первой главе………………………………………………………30 ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34 2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38 2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61 2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82 Выводы по второй главе………………………………………………………88 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………
Индивидуальность
педагога как профессионала предполагает
особый стиль деятельности, складывающейся
в целом из известных теории и практике
приемов, - такая индивидуальность обусловлена
синтезом индивидуальных особенностей
развития человека и уровня его профессиональной
компетентности. Процесс индивидуализации
учителя в педагогическом труде может
иметь разные выражения:
- индивидуальные различия
как фрагментарные или эпизодические
проявления непохожести в профессиональном
поведении и деятельности;
- индивидуальный стиль как
устойчиво сохраняющиеся в течение длительного
времени различия в профессиональной
деятельности, индивидуальное сочетание
способов и задач профессиональной деятельности;
- индивидуальность как выражение
неповторимости, самобытности личности
учителя в труде, индивидуальное профессиональное
мировоззрение, нередко индивидуальный
вариант профессионального типа личности
в труде.
Индивидуальный
стиль деятельности учителя - это вся система
гармонизации личностью своей индивидуальности
с условиями жизнедеятельности, система
средств самореализации личности в жизнедеятельности,
определяющее начало творчества и результат
творческой деятельности (Н.А. Половникова).
В числе
основных функций индивидуального стиля
деятельности выделяют системообразующую,
опосредующую, компенсаторную, регуляторную,
синтезирующую и эвристическую.
В основе
проявления индивидуальности учителя
лежит механизм самоактуализации потенциальных
индивидуальных возможностей человека.
Причиной самоактуализации выступает,
прежде всего, наличие природных дарований,
способностей; затем - появление потребности
в самоактуализации, порожденной системой
целеполагания, личностных смыслов и соответствующей
мотивацией.
Ученые
стремятся установить связи между особенностями
педагогической деятельности и особенностями
развития индивидуальности учителя. Однако
пока еще не удалось выявить все многообразие
этих связей (да это и невозможно сделать
- связей бесконечное множество).
В индивидуальности
педагога можно выделить две стороны -
психическую и личностную. Психическая
сторона индивидуальности включает семь
сфер человека. Их проявление в педагогической
деятельности характеризуется уровнем
развития общих и профессиональных способностей,
а также профессиональной мотивации. Чем
более широк спектр достаточно развитых
способностей, целей, потребностей, тем
более высок уровень развития индивидуальности
педагога.Личностная сторона включает
такие свойства, которые проявляются в
педагогической деятельности благодаря
социальным требованиям к педагогу (любовь
к детям, уважение и требовательность
к ним, доброта и др.).
Чем более
развитыми являются сферы психики учителя,
тем большую яркость приобретают его личностные
свойства, так как только свободный человек,
способный к самоактуализации и саморазвитию,
сможет определить свою собственную социальную
позицию.
В профессиональной
деятельности учителя основным противоречием,
обеспечивающим развитие (при наличии
надлежащей мотивации), является противоречие
между способностями, одаренностью человека
и требованиями педагогической деятельности,
поведения. Разрешение возникающих в педагогическом
процессе противоречий осуществляется
каждым учителем своеобразно, в соответствии
со своими способностями, компетентностью.
Тем самым обеспечивается индивидуальный
стиль деятельности.
В последние
годы возрос интерес к проблеме профессионально
значимых свойств и качеств учителя. В
педагогике и психологии имеется немало
представлений о них, сложившихся на основе
концепций личности педагога
Состав
профессионально значимых характеристик
личности (практически все ученые разрабатывают
данный вопрос применительно к личности
учителя) довольно обширен - он включает
наряду с несколькими десятками социальных
характеристик несколько десятков психологических.
Среди последних
общепризнанными являются педагогическое
мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое
самосознание, педагогическое воображение,
педагогическая самооценка, педагогическая
наблюдательность, педагогическое прогнозирование,
толерантность, эмпатия и др..
Актуальность
названных свойств обусловлена тем, что
высокий уровень речевого и интеллектуального
развития позволяет педагогу уловить
и адекватно передать первоосновы научной
теории. Эмоциональная зрелость, богатая
экспрессия, эмпатия - позволяют увлечь
научной идеей, убедить в ее практической
целесообразности, побудить к экспериментированию.
Поэтому
развитие педагогического мышления будущего
учителя представляет собой особую задачу
высшей школы. Мышление педагога должно
быть конвергентным, последовательно-логичным,
гибким и оригинальным. Достаточно развитое
педагогическое мышление гарантирует
развитие педагогического прогнозирования,
педагогического самоанализа и других
профессионально значимых качеств.
Исследователи
не только рассматривают сущность важных
для педагога психических качеств, но
и разрабатывают подходы к их формированию
и развитию.
Установлено,
что педагог достигает профессионализма,
если у него развиты: способность к самоуправлению,
смелость, решительность, умение рисковать;
самоуважение и расположение к окружающим;
уверенность в себе через осознание своих
слабостей; реалистичность, адекватность
самооценки; общение с людьми, которые
в него верят и будят энтузиазм; сильная
воля, умение концентрировать энергию
на главном направлении; умение сконцентрироваться
на деятельности и на цели; высокий уровень
саморегуляции как исполнение того, что
намечено; умственная активность и пластичность
как умение перестраивать свое поведение
в изменяющихся условиях; самолюбие как
движущая сила личности и способ соотнесения
себя с социальным миром.
Кроме того,
для профессионала характерны: наличие
конкретной и высокой цели, что генерирует
дополнительную энергию; готовность к
жертвам; организованность и точность,
рациональная самодисциплина; установка
на успех, умение выложиться до конца и
бить в одну точку; воодушевленность; переход
на более высокий уровень сравнения - сравнения
себя с самим собой, по принципу "Я"
и "Я" .
Во многих
разделах психологии способности рассматриваются
как сложное явление: - это и индивидуально-психологические
особенности, обеспечивающие легкость
и быстроту приобретения знаний, умений
и навыков, и такие индивидуально-психологические
особенности, которые имеют отношение
к успешности выполнения соответствующей
деятельности, и особая чувствительность
человека к восприятию окружающего мира
с соответствующей адекватной реакцией
на него (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.).
В последнее
время способности рассматриваются как
особое психологическое свойство функциональной
системы, выражающееся в определенном
уровне ее продуктивности, характеризующейся
точностью, надежностью, скоростью функционирования.
Процесс
профессиональной подготовки педагогов
должен соответствовать требованиям времени
и качественно изменяться как содержательно,
так и технологически.
Технология
- категория процессуальная, поэтому ее
изменение означает изменение не только
лежащих в ее основе процессов и деятельности,
но и всей сопутствующей системы механизмов
и средств такой деятельности. Происходит
смена целевых установок, ценностных ориентаций,
системы конкретных знаний.
Обращаясь
к величине, характеризующей отношение
времени жизни технологии и времени жизни
специалиста, можно выделить несколько
характерных подходов к самой подготовке
будущих специалистов учителей «Технологии».
Ведущей
формой учебной деятельности является
лекция, которая подкрепляется практическими
занятиями, а основным психологическим
новообразованием - знание и умение его
использовать. Адаптация к меняющимся
условиям профессиональной деятельности
осуществляется путем постоянного пополнения
знаний через систему повышения квалификации
учителя.
Если по-прежнему
учитель будет ориентирован лишь на передачу
знаний, умений, навыков, усвоенных им
самим, то молодое поколение неизбежно
окажется не подготовленным к новым ситуациям,
которые нельзя предусмотреть в ходе любого
обучения.
Поэтому
цель подготовки педагога должна быть
связана не только с формированием навыков
академической и профессиональной деятельности,
но и, что принципиально важно, личностных
характеристик будущих профессионалов.
При такой подготовке основными являются
активные формы обучения, но сохраняются
и традиционные.
Обращает
на себя внимание то, что этот процесс
сопровождается переходом от цели обучения
в виде знаний - умений - навыков в их классическом
понимании к личностным характеристикам
будущего профессионала, которые в большей
мере выступают в роли непосредственных
показателей профессиональной зрелости
человека, профессионального развития
учителя.
Профессиональное
развитие неотделимо от личностного -
в основе и того и другого лежит принцип
саморазвития, способность личности превращать
собственную жизнедеятельность в предмет
практического преобразования, что характерно
для модели профессионального развития
учителя.
Таким образом,
мы можем сделать вывод: в процессе профессионального
развития учитель характеризуется способностью
выйти за пределы непрерывного потока
повседневной педагогической практики
и увидеть свой профессиональный труд
в целом. Это дает учителю возможность
стать хозяином положения, полноправным
автором, конструирующим свой потенциал.
Это позволяет внутренне принимать, осознавать
и оценивать трудности и противоречия
педагогического процесса, самостоятельно
и конструктивно разрешать их в соответствии
со своими ценностными ориентациями, рассматривать
трудности как стимул для своего творческого
развития. Перспективы личностного и профессионального
роста побуждают его к постоянному экспериментированию,
понимаемому как поиск, творчество, возможность
выбора.
Технология
профессиональной подготовки педагога
позволяет решать вопросы, связанные с
диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального
развития педагога, а также строить инновационные
проекты и программы непрерывного педагогического
образования на качественно новом уровне,
системно и технологично.
Об адекватности
профессиональной подготовки можно говорить,
на наш взгляд, лишь в тех случаях, когда
учитель осознает свое участие и ответственность
за все, что происходит с ним, его учениками,
и пытается активно способствовать или
противодействовать внешним обстоятельствам,
планировать и ставить цели профессиональной
деятельности.
Современная
педагогическая наука предполагает различные
системы профессиональной подготовки
студентов в зависимости от их индивидуальных
возможностей и различий, и с учетом ряда
других факторов. Сделать такое количество
учебных программ, которое бы учитывало
большинство из них, - невозможно, однако
предложить два-три варианта с базовым
компонентом, предусматривающим данный
подход, вполне возможно.
Именно
такой основой являются введенные в педагогическом
университете в настоящее время новые
учебные планы, учитывающие Государственные
образовательные стандарты, предусматривающие
своими спецкурсами, дисциплинами по выбору,
специализациями и дополнительными специальностями
возможности для варьирования, пополнения
знаний, учета.
В педагогическом
вузе используются различные формы учебно-воспитательной
работы. Прежде всего, это традиционные
вузовские формы работы:
- фронтальная (лекции, семинары);
- групповая (практические
и лабораторные работы);
- индивидуально-ориентированная
(индивидуальная работа, собеседования,
консультации и т. п.).
Имеются
смешанные виды этих работ - так называемая
адаптивная система обучения, которая
не затрагивает содержания обучения: большая
часть учебного времени при этом отдается
индивидуальной работе.
К положительным
моментам данной системы можно отнести
следующее:
- естественное (оправданное
и мотивированное) увеличение доли самостоятельной
работы в аудитории;
- уменьшение доли домашних
заданий;
- парная работа студентов (статические
и динамические пары, пары смешанного
состава);
- индивидуальная работа со
студентами;
- сетевое планирование;
- график оперативного личного
учета.
К недостаткам
данной системы можно отнести то, что,
не изменяя содержание, не влияя на него,
студенты больше внимания обращают не
на развивающие мотивы изучаемого материала,
а на факт выполнения того или иного задания.
Кроме
того, они, независимо от своих способностей
и подготовленности, выполняют одни и
те же виды работ, что также является не
совсем правильным с точки зрения педагогической
технологии. Часто порядок их выполнения
определяется самим студентом, что нередко
ведет к нарушениям логики освоения и
изложения материала.
Выполнивший
раньше других заданный объем работы студент
освобождается от дальнейших занятий,
хотя это время можно использовать для
более глубокой разнообразной работы.
Само и взаимоконтроль в данном случае
не могут постоянно использоваться ввиду
лимита времени и сжатости учебных программ
предметов. С помощью же тестов можно проверять
лишь некоторые виды работ, направленных
на "тренировку" отдельных навыков.
Сведение
к минимуму групповой работы, если ставить
такую самоцель, вообще приводит к “вымыванию”
коллективных форм обучения, являющихся
одним из важных видов учебной работы
в вузе.
Современные
подходы к подготовке специалистов сопровождаются
поиском новых принципов построения учебного
процесса как в содержательном, так и методическом
аспектах. Этот поиск требует значительных
изменений в организации учебного процесса.
Также активно можно использовать на заочном
отделении такие формы обучения, как экстернат,
"перескакивание" с курса на более
высокий. Для студентов дневного отделения
дается возможность получить дополнительное
образование, выбрав специализацию.
В современных
условиях цель образования ориентирована
на формирование высокого уровня общей
культуры, удовлетворение образовательных
запросов личности, создание условий для
ее саморазвития и самоопределения. В
таком случае задача преподавателя уже
не сводится к сообщению суммы знаний;
он непосредственно формирует установки
и направленность действий обучаемых
в самостоятельной индивидуальной работе.
Если внеаудиторные занятия рассматривались
ранее как второстепенные, вспомогательные,
то в новых условиях к ним необходимо подходить
как к основным формам учебного процесса,
в которых формируются умения и навыки
творческой деятельности и самообразования
обучаемых.