Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа
Описание работы
Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.
Содержание работы
Введение………………………………………….…………….………………...3 ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10 1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11 1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21 Выводы по первой главе………………………………………………………30 ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34 2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38 2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61 2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82 Выводы по второй главе………………………………………………………88 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………
Менеджмент
– это управление, заведование и организация
производства; совокупность принципов,
методов, средств и форм управления, разрабатываемых
и применяемых с целью повышения эффективности
производства и увеличения прибыли.
Менеджмент
– в переводе с английского означает управление.
Это учебная дисциплина изучающая управление
на разных уровнях.
Менеджмент
– это управление кем-либо или чем-либо.
В этом случае управление осуществляет
менеджер – управленец.
Введенное
американцами в научный и практический
оборот понятие «менеджмент» в упрощенном
понимании означает способность управляющего
добиваться преследуемых целей, планируя,
организуя, мотивируя и контролируя деятельность
других людей.
Основные подходы к управлению
Подход
с позиции выделения различных школ в
управлении позволяет рассматривать управление
различных точек зрения – с позиции школы
научного менеджмента, административного
управления, человеческих отношений, науки
о поведении. Процессный подход рассматривает
управление как непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций. В системном подходе
организация представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов – люди, структура,
задачи и технология, - ориентированных
на достижение различных целей в условиях
меняющейся внешней среды. Ситуационный
подход предполагает, что применение тех
или иных методов управления определяется
ситуацией. Поскольку существует великое
множество факторов, воздействующих на
организацию как внутри неё, так и в окружающей
среде, не существует единого «лучшего»
способа управлять ею. Самым эффективным
методом в конкретной ситуации является
тот, который более соответствует данной
ситуации.
Школа научного
менеджмента сформировалась и получила
широкую известность во всем мире под
наименованием «научный менеджмент» или
«научная организация труда» на пороге
XX в. Научный менеджмент наиболее тесно
связан с работами Ф.У. Тейлора, и Лилии
Гилбрет и Генри Ганнта. Эти создатели
школы научного менеджмента полагали,
что, используя наблюдения, замеры, логику
и анализ, можно усовершенствовать многие
операции ручного труда, добиваясь их
более эффективного выполнения.
Из своих
исследований и экспериментов Ф. Тейлор
вывел ряд общих принципов, которые и легли
в основу его системы.
Разделение
труда – этот принцип проводился не только
на уровне мастерской или цеха, но распространяется
и на управленческие эшелоны. За менеджером
должна быть закреплена функция планирования,
а за работником – функция исполнения.
Помимо этого разделения труда в широком
смысле Тейлор рекомендовал также осуществлять
разделение конкретных производственных
задач, чтобы каждый член коллектива, как
рабочий, так и менеджер, был ответственен
лишь за какую-либо одну функцию.
Измерение труда – Тейлор настаивал на
изучении процессов рабочего времени,
видя в этом наиболее оптимальный путь
реализации производственных задач. Этот
принцип предполагает измерение рабочего
времени с помощью так называемых «единиц
времени», представляющих дискретные
элементы трудовых процессов;
Задачи-предписания
– согласно данному принципу производственные
задачи не только должны быть поминутно
расчленены, но и сопровождаться подробным
описанием оптимальных методов их выполнения.
Цели предприятия должны быть четко запланированы,
и каждому рабочему выдаются письменные
инструкции относительно его конкретных
задач. Путем реализации этих мер как рабочий,
так и менеджер получают определенные
стандарты, содействующие измерению труда.
Программы
стимулирования – для рабочего должно
быть ясно, что любой элемент труда имеет
свою цену, и его оплата зависит от установленного
выпуска готовой продукции; в случае достижения
большей продуктивности рабочему выплачиваются
премиальные.
Труд как
индивидуальная деятельность – влияние
группы делает рабочего менее продуктивным.
Мотивация
– суть этого принципа в том, что личная
заинтересованность является движущей
силой для большинства людей.
Роль
индивидуальных способностей – проводится
различие между способностями рабочих
и менеджеров; рабочие работают ради вознаграждения
в настоящем, а менеджеры работают ради
вознаграждения в будущем.
Административная
школа рассматривала организацию с точки
зрения широкой перспективы, пытаясь определить
общие характеристики и закономерности
организаций.
Если авторы,
которые писали о научном менеджменте,
в основном посвящали свои исследования
тому, что называется управлением производством
и вопросам повышения эффективности на
уровне ниже управленческого, то с возникновением
административной школы специалисты начали
постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию
управления организацией в целом. Ф. Тейлор
и Ф. Гилбрет начинали свою карьеру простыми
рабочими, что, несомненно, повлияло на
их представление об управлении организацией.
В отличие от них, авторы, которые считаются
создателями школы административного
управления, более известной как классическая
школа, имели непосредственный опыт работы
в качестве руководителей высшего звена
управления в большом бизнесе. Анри Файоль,
с именем которого связывают возникновение
этой школы и которого иногда называют
отцом менеджмента, руководил большой
французской компанией по добыче угля.
Следует
отметить, что в то время как методы Ф.
Тейлора штудировались европейскими управляющими,
американские пионеры фактически игнорировали
теорию А. Файоля и вплоть до 1949 г., когда
появился первый перевод книги «Общее
промышленное управление» на английский
язык, - рассматривали научный менеджмент
как чисто американское изобретение. Именно
А. Файоль был первым исследователем, классифицировавшим
изучение менеджмента по его функциональным
признакам, таким как планирование, организация,
распоряжение, координация и контроль.
В своем
труде А. Файоль сформулировал четырнадцать
принципов управления:
Разделение труда – реализация
этого принципа позволяет уменьшить число
объектов, к которым прикованы внимание
и усилие каждого участника управленческого
процесса; он применим к любому труду,
охватывающему значительное количество
людей, требующего применения разнообразных
способностей.
Власть и ответственность –
они взаимосвязаны: власть – это право
отдавать приказы и сила, требующая повиновения;
она бывает официальной (должностной)
или личной (идущей от индивидуальных
качеств). Но нет власти без ответственности.
Ответственность – род мужества, и ее
боятся настолько, насколько ищут власти.
Страх ответственности парализует инициативу.
Дисциплина – это, прежде всего,
повиновение. Цель благосостояния организации
не позволяет отрицать возможность проявления
санкций к нарушителям дисциплины.
Единство распоряжений – для
любого рода деятельности работник должен
получать приказы только от одного вышестоящего
лица.
Единоначалие - единая глава
и единый план работ, преследующий единую
цель. Двуглавое тело, как в животном, так
и в социальном мире есть монстр.
Подчиненность индивидуальных
интересов общи - интересы одного человека
или группы работников не должны превалировать
над интересами всей организации.
Вознаграждение персонала –
это цена оказываемых услуг. Она должна
быть честной и приносить удовлетворение,
как работнику, так и предпринимателю.
Централизация – в любом организме
должен быть мозг, иначе говоря, управляющий
центр. Проблема централизации или децентрализации
– это попросту вопрос между ними.
Скалярная цепь – это цепь подчинения
от верхних эшелонов иерархии вплоть до
её низших звеньев. Власть прокладывает
себе путь через каждое звено данной цепи.
Порядок – названный принцип
говорит о том, что должно быть рабочее
место для каждого работника, и каждый
работник должен быть на своем рабочем
месте.
Справедливость – глава организации
должен стремиться вселить дух справедливости
на все уровни скалярной цепи; лишь в этом
случае персонал будет поощрен к выполнению
своих обязанностей со всей отдачей и
преданностью.
Стабильность пребывания персонала
в должности – указанный принцип гласит,
что работнику требуется определенное
время для овладения приемами работ на
должном профессиональном уровне.
Инициатива – продумать план
действия и приложить силы к его успешному
выполнению – не в этом ли источник глубокого
удовлетворения для интеллигентного человека?
Корпоративный дух (sprintdecorps)
- гармония между членами персонала составляет
огромную силу организации.
Для А. Файоля
источник эффективности системы управления
заключался в собственно управленческих
процедурах, главным субъектом применения
которых была администрация, а основным
методам достижения – установление и
применение правильных принципов. Оглядываясь
на свой жизненный путь, он пришел к заключению,
что личность администратора весьма существенна
для процветания организации. Исходя из
этого, А. Файоль составил перечень качеств,
которыми должны, по его мнению, обладать
менеджеры:
· здоровье и физическая бодрость;
· ум и интеллектуальные способности;
· моральные качества, такие
как настойчивость, энергия, мужественность
в принятии решения и ответственность,
чувство долга и т.д.;
· хорошее общее образование;
· управленческие способности:
предвидение, умение разработать план
действий, организационные навыки, искусство
общения с людьми, способность объединять
и направлять усилия многих людей и умение
их контролировать;
· общая осведомленность во
всех существенных функциях предприятия;
· подлинная компетентность
в той специфической деятельности, которая
характеризует концерн.
Итак,
главная задача научного менеджмента
и административной школы состоит в развитии
эффективности – индивидуальной, в массе
рабочих, в управленческом штате – и во
взаимоотношениях между ними.
Американские
исследователи полагают, что данная школа
возникла как оппозиция тейлоризму (научному
менеджменту по теории Ф. У. Тейлора).
Э. Мейо,
видный специалист в области менеджмента,
с группой инженеров провел ряд научных
экспериментов в компании «Вестерн электрик»,
впоследствии ставшие известными как
«Хоуторнские эксперименты». Результаты
проделанной работы Э. Мейо позволили,
повернут управленческую мысль в сторону
ориентации на человека и социальные стороны
производственного процесса, а также на
роль коллектива в успешной работе всего
предприятия. Его выводы состоят в следующем:
· четко разработанные трудовые
операции и высокая заработная плата не
всегда приводят к повышению производительности
труда;
· внутренние силы взаимодействия
в коллективе или группе работников между
собой могут превзойти усилия руководителей;
· поведение человека на работе
и результаты его труда во многом зависят
от социальных условий и отношений между
рабочими и менеджером;
· в отличие от Ф. Тейлора, Э.
Мейо считал, что рабочий по своей природе
неленив и если ему созданы необходимые
условия, то он будет проявлять инициативу
и трудолюбие.
Эти
приложения по-новому ставили вопросы
взаимоотношений работников и требовали
отношения к человеку на работе как к личности
с её социально-психологическими качествами
и чертами.
К таким
же выводам пришла и доктор социологии
Мери Паркет Фоллетт (1868 – 1933), которая
одна из первых определила сущность менеджмента
как «обеспечение выполнения работ с помощью
других лиц». Она считала, что для успешного
управления менеджер должен отказаться
от формальных отношений с рабочими и
стать их лидером, всегда считаться со
складывающейся ситуацией, действовать
исходя из конкретных условий, а не из
предписанных функций управления.
Менеджер
должен заботиться о формировании коллектива,
сплачивать его вокруг себя, создавать
атмосферу дружелюбия, взаимной помощи
и поддержке каждого работника. Это позволит
значительно повысить результаты труда.
Таким образом, центр исследований переместился
с поисков резервов роста производительности
труда, на человека и его поведение. Возникло
бихевиористское направление в менеджменте.
Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение)
как направление в американской психологии
возник в начале ХХ в. и стал предметом
внимания менеджеров, которых особенно
интересовали вопросы реакции работников
на различные стимулы к труду.
Дуглас
Мак-Грегор разработал теорию двух типов
поведения человека на работе и в соответствии
с этим двух способов управления работниками.
Это теория «Х» и «У». По теории «Х» люди
в данной организации изначально ленивы
и стремятся избегать лишней работы, они
работают только по принуждению и желают,
чтобы ими управляли. По теории «У» работа
для здорового человеческого организма
является потребностью, следовательно,
менеджер должен обеспечит такие условия,
при которых работник мог бы удовлетворять
не только физиологические, но и духовные
потребности.
Бюрократия
(от фр. bureaucratie<bureau бюро, канцелярия +
гр. kratos власть, господство) - букв. Господство
канцелярии – Это тип организации, для
которой характерно специализированное
разделение труда, четкая управленческая
иерархия правила и стандарты, показатели
оценки работы, принципы найма, основывающиеся
на компетенции работника.
Как особый
специализирующийся слой бюрократия зародилась
в недрах рабовладельческого общества
и с тех пор остается неизменным атрибутом
всякого классового общества. Бюрократия
возникла в результате разделения труда
и закреплению деятельности по управлению
за определенной социальной группой. Она
появляется на исторической сцене одновременно
с государством, будучи одним из его органов,
организационно оформленного в виде аппарата
чиновничества.
Большое
внимание вопросам бюрократии уделено
в социологической концепции Макса Вебера
(1864-1920), оказавшей заметное влияние на
концепцию менеджмента. Без разветвленного
бюрократического аппарата, по М. Веберу,
крупное капиталистическое производство
вообще не в состоянии правильно функционировать.
Он понимал бюрократию как профессионализм
в сфере управления, основанный на овладении
не только необходимыми навыками, но и
особого рода рациональным знанием. Практика
повсеместно показывает, полагал он, что
чисто бюрократический тип административной
организации с сугубо технической точки
зрения способен достигнуть высшей эффективности
и в этом смысле он является наиболее рациональным
из всех известных способов осуществления
власти над людьми. Бюрократия превосходит
их точностью, строгой дисциплиной, стабильностью
и ответственностью. Выбор, таким образом,
возможен лишь между бюрократией и дилетантизмом
в сфере управления. М. Вебер отожествил
развитие современных форм организации
в любых сферах общественной жизни с развитием
и непрерывным распространением бюрократической
администрации. Вместе с тем стоит упомянуть,
что М. Вебер, наблюдая прогрессирующее
развитие бюрократических структур, сознавал,
что рано или поздно в связи с возрастающим
усложнением процедур принятия управленческих
решений аппарат выйдет из-под контроля
и развернет свою анонимную систему господства.