Анализ
достигнутого позволяет вносить коррективы
в дальнейшую деятельность преподавателя
и студентов. Определяя успехи и неудачи,
а также их причины, можно получить возможность
достаточно быстро адаптировать педагогическую
систему.
Многое
в организации индивидуальной работы
является общим для всех вузов. Это следующие
виды деятельности:
- написание рефератов, контрольных,
курсовых и дипломных работ, индивидуальные
занятия, консультации и беседы при подготовке
к семинарам и лабораторно-практическим
занятиям; курсовыми и дипломными работами
руководят ведущие педагоги кафедр (следует
отметить ежегодный рост представленных
и защищенных дипломных работ по факультету);
- проводятся, хотя и недостаточно,
беседы, консультации со студентами по
вопросам учебы, наиболее сложным темам;
студентам предлагаются списки литературы,
планируется ее самостоятельный разбор;
особенно тщательно индивидуальность
студентов учитывается при решении вопросов
переэкзаменовки, отчислений и трудоустройства;
- у обучающихся по индивидуальному
графику студентов (трудоустроенные, больные,
экстернат) появляется лично-ориентированный
план посещения занятий, консультаций,
сдачи зачетов и экзаменов; личный выбор
студента, в зависимости от ситуации, определяет
его дополнительную специализацию, переход
с дневной формы обучения на заочную и
наоборот;
- регулярно проводить межсессионные
аттестации по всем предметам; они являются
универсальным механизмом контроля за
успеваемостью, самостоятельной и индивидуальной
работой; получая оценки по итогам работы
в семестре, студенты избегают экзаменационной
эмоционально-психологической перегрузки;
межсессионная аттестация позволяет значительно
"разгрузить" экзаменационные сессии,
что, несомненно, идет в контексте с требованиями
государственных стандартов;
- программа прохождения педагогической
практики также предполагает реализацию
индивидуального подхода к студенту -
она проводится по индивидуальному плану;
используется для подготовки зачетных
уроков, постановки индивидуальных заданий
экспериментального характера;
- индивидуальные особенности
студентов должны изучаться работниками
деканата, наставниками студенческих
групп, преподавателями с первого знакомства
с абитуриентами.
В результате
беседы удается выяснить профессионально-педагогическую
направленность личности поступивших
студентов, их подготовленность, интересы,
склонности, состояние здоровья, семейно-материальное
положение и др.; наставники прослеживают
посещаемость занятий, успеваемость, поведение
в общежитии; отмечаются индивидуальные
успехи обучаемых в различных видах деятельности,
учитывается сфера их интересов и запросов;
особое значение приобретают регулярные
ежемесячные аттестации успеваемости;
происходит накапливание материала для
индивидуальных характеристик студентов;
- при кафедрах может действовать
ряд студенческих научных кружков и проблемных
групп, работающие в них студенты чаще
других выступают с докладами на научных
студенческих конференциях, а впоследствии
пишут курсовые и дипломные работы;
- ежегодно на факультете можно
проходить отчетные недели кафедр, во
время которых показываются достижения
педагогов разного профиля, организовывать
многочисленные мероприятия для студентов:
профессиональные конкурсы, викторины,
выставки, литературные и читательские
вечера, авторские концерты, лингвистические
игры типа "Что? Где? Когда?", "Эрудит",
спортивные соревнования.
Огромное
значение отводится индивидуальной работе
во время обучения по специализации. Эффективны
рейтинговые оценки ЗУН студентов, выставляемых
некоторыми педагогами.
Таким образом,
происходит контроль за успеваемостью
студентов, отстающих по данному предмету.
Для студентов с более высоким темпом
усвоения домашние задания выполняют
роль закрепления материала.
Различные
наборы заданий обеспечивают работу всех
студентов на занятиях, а не ожидание того,
что будет выполнено на доске отвечающим.
В методическом
блоке учебных дисциплин имеются спецзадания
по составлению конспектов, в которых
ярко проявляется индивидуальное творчество
студентов. Конспекты проверяются и корректируются
педагогом, студенты дорабатывают их с
учетом предложений и замечаний, при этом
активно используются электронная техника,
добиваются неплохих результатов в индивидуальной
работе со студентами.
Основные
формы индивидуальная работа с компьютером
(выбор студентами различных моделей,
вариантов персональной работы, составление
программ и заданий не только по информатике
и ЭВТ, но и по различным методикам), определение
и отбор имеющихся в содержании материала
предпочтений для составления программ
и заданий либо изучения конкретных тем
предмета, индивидуальное творчество
(вариативность, конструирование, сочинение),
выбор методов и способов действий каждым
обучающимся.
В учебном
процессе регулярно осуществляется дифференцированный
подход с учетом индивидуальных особенностей
и профессиональных предпочтений студентов:
они работают над каждым заданием индивидуально
или в парах, имеются задания творческого
плана для более способных или выполнивших
работу студентов.
Большинство
индивидуальных заданий ориентированы
на более подготовленных студентов. К
ним относятся сообщения по научным лингвистическим
источникам, например, отдельным разделам
языка, либо по самостоятельной студенческой
НИР в читаемом спецкурсе.
Эффективен
индивидуальный анализ содержания альтернативных
учебников по предложенному педагогом
плану. Студентами выполняется аннотирование
статей центральных научно-методических
журналов. По материалам рефератов и других
творческих работ будущие специалисты-педагоги
выступают с сообщениями на методо-объединениях
в школах.
Особенно
учитываются студенты с разной теоретической
и методической подготовкой: для таких
студентов (например, пришедших после
окончания 1-й ступени колледжа) существуют
дополнительные курсы "выравнивания",
подтягивания до уровня наших требований
(анатомия, логопедия, психолого-педагогические
дисциплины). Таковы основные направления
деятельности педагогов кафедр педагогических
вузов по организации индивидуализированной
работы со студентами.
Для выявления
перспектив работы и выработки рекомендаций
для ее успешной работы необходимо создать
психологическую службу. Кафедрам, деканату,
учебно-методической комиссии факультета
следует регулярно следить за ходом индивидуальной
работы студентов, корректировать его,
держать постоянно в поле зрения.
Отсутствие
на факультете необходимых технических
средств обучения, читального зала, литературы,
достаточного количества специализированных
кабинетов также отдаляет перспективу
всеобщей массовой личностно выраженной
грамотной по формированию адекватной
профессиональной позиции будущего педагога.
Основываясь
на выше изложеннном можно сделать вывод
по результатам изучения состояния вопроса
профессиональной подготовки обучения
в педагогическом вузе:
- процесс профессиональной
подготовки представляет собой
отбор содержания, выбор методов
и форм работы, учитывающих индивидуальность
будущих специалистов педагогической
сферы;
- это задача конструирования
целостной системы работы со
студентами педагогического ВУЗа
- будущими учителями общеобразовательной
системы.
- цель профессиональной
подготовки будущих специалистов
в ВУЗе - обеспечение каждому студенту
условий для максимального развития
его способностей, склонностей, удовлетворения
познавательных потребностей и
интересов. Основной ресурс для
этого - усвоение студентами базового
содержания образования.
Таким образом,
необходимо создание такой учебно-воспитательной
среды, в которой будущие специалисты
могли бы развивать свои возможности,
склонности, творческий потенциал, реализовывать
свои потребности и интересы, т.е. создавать
учебно-воспитательное пространство как
пространство интенсивного профессионального
развития студентов.
Важно создавать
такое пространство на занятиях предметов
психолого-педагогического цикла, на внеурочных
мероприятиях:
- конкурсах, викторинах,
олимпиадах.
- необходимо учитывать, что
важнейшим условием эффективной
подготовки педагога-профессионала
является развитие его познавательной
активности, творческих способностей,
дарований, творческого мышления
в рамках его индивидуальных
возможностей и устремлений.
Анализ
целостного учебного процесса в ВУЗе дает
возможность выделить два типа критериев
оценки значимости читаемых дисциплин:
- личностно-ориентированные;
- профессионально-ориентированные.
Личностная
и профессиональная значимость не всегда
совпадают в реальном процессе обучения
студентов педагогике и психологии. То,
что может стать профессионально значимым
в будущей практической педагогической
деятельности не всегда осознается, как
таковая в актуальной профессионально-образовательной
ситуации, а то, что является для студентов
личностно-значимым не всегда соотносимо
с актуальными задачами профессионального
обучения.
2.3.Результаты экспериментальной
проверки, эффективности подготовки
будущих учителей технологии
и предпринимательства
Результаты
экспериментальной проверки подтверждают
гипотезу исследования о соответствии
профессионально ориентированной общетехнической
подготовке студентов требованиям будущей
профессиональной деятельности учителя.
Перечисленные выводы
являются основанием для утверждения,
что предлагаемая нами модель в заданных
исследованием условиях позволяет значительно
повысить качество усвоения предметных
знаний, способствует подготовке студентов
к более осознанному восприятию курсов
методических дисциплин, а также готовит
к осуществлению продуктивной методической
деятельности в процессе прохождения
экономической практики.
Экспериментальная
проверки методики профессионально ориентированной
подготовки студентов факультетов технологии
и предпринимательства показала, что полученные
результаты экспериментальной проверки
подтверждают гипотезу исследования:
1. Применение технических задач,
сконструированных на профессионально
значимом материале, способствует
повышению уровня знаний и
умений по предмету, а также
мотивации у студентов к изучению
общетехнических дисциплин.
2. Выполнение заданий, направленных
на формирование общедидактических
и частно-методических знаний
и умений студентов способствует
лучшему усвоению методических
знаний при изучении курса
методики преподавания технологии,
снижает затруднения студентов
во время педагогической практики,
способствует лучшей адаптации
к будущей профессиональной деятельности
учителя технологии.
Эксперты отмечают,
что введение методических заданий при
решении задач и построение практических
и лабораторных занятий на профессионально
значимом материале способствует:
- лучшему формированию методических
знаний и умений студентов,
- более осознанному освоению
дисциплин методической подготовки,
- повышению качества теоретических
и практических знаний, умений, навыков
по предмету,
- снижению затруднений студентов
во время педагогической практики
при преподавании раздела «машиноведение».
В ходе экспериментальной проверки методики
профессионально-ориентированной подготовки
студентов факультета технологии и предпринимательства
в процессе обучения решению задач по
общетехническим дисциплинам была проведена
следующая работа:
- определяют уровни сформированности
теоретических знаний и умений по предмету;
- оценивают влияние работы по формированию
общедидактических и частно-методических
умений на занятиях по общетехническим
дисциплинам (прикладной механике) на
уровень методической подготовки будущих
учителей технологии:
- проверяют изменение мотивационно-ценностного
отношения к изучению общетехнических
дисциплин в педагогическом вузе.
В процессе
обучения выделены 4 уровня:
1 уровень деятельности характеризуется тем, что
человек способен лишь узнавать, опознавать,
различать, распознавать объекты изучения
в ряду других подобных объектов. Этот
уровень усвоения называют - ученическим.
Характер деятельности - репродуктивный
несамостоятельный.
2 уровень деятельности - характерен действиями
по воспроизведению информации об объекте
изучения, его свойствах, особенностях,
характеристиках на уровне памяти или
уровне понимания. Этот уровень условно
называют алгоритмическим. Характер деятельности
- репродуктивный самостоятельный.
3 уровень деятельности - характеризуется степенью овладения
умениями применять, усвоенную информацию,
на практике. Деятельность данного уровня
связана с решением задач на основе использования
усвоенного образца. Данный уровень называется
- эвристический.
4 уровень - творческий, происходит произвольный
отход от сложившихся установок, деятельность
приобретает гибкий и поисковый характер,
что позволяет легко ориентироваться
и принимать решения в творческих ситуациях.
Приведенные четыре
возможных вида деятельности составляют
иерархию уровней, характеризующих последовательность
овладения опытом и меру продвижения в
усвоении содержания предмета. Сказанное
является главным исходным положением
для формулировки критериев усвоения.
Принятая в практике
пятибалльная шкала оценок не является
объективным измерителем усвоения знаний,
т.к. «не отражает объективных характеристик
структуры изучаемого предмета и тех психофизических
качеств обучаемого, которые он приобретает
в итоге обучения». Пятибалльная шкала
неудобна в тех случаях, когда обучаемый
в соответствии с целями учебного процесса
усваивает каждую часть изучаемого материала
темы на другом уровне, например часть
на II, часть на III и часть на IV уровнях. В
связи с этим В.П. Беспалько предлагает
использовать двенадцати-бальную шкалу
оценок, которая дает возможность достаточно
точно и определенно характеризовать
успешность обучения по любому предмету.