Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.

Содержание работы

Введение………………………………………….…………….………………...3
ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10
1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11
1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………30
ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34
2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38
2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61
2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82
Выводы по второй главе………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

       Содержание менеджмента включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей. Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

         Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе установления обратных связей. Всякое управленческое решение определяет результат установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полномочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управленческих решений и обеспечение реализации этих решений составляет общую технологию менеджмента. Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения:

-во-первых, в статике и динамике;

-во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности;

-в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.

       Виды и уровни менеджмента

       При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента). По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трех уровнях руководства предприятием (корпорацией):

      1) высший уровень управления;

      2) средний уровень управления;

      3) нижний (операционный или технологический) уровень управления.

        Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.

       Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в том числе зарубежных), освоением новых рывков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.

       Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.

       Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления. Общий менеджмент на предприятии охватывает менеджмент предприятия (корпорации) в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления.

       По специфике управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

•             производственный или операционный менеджмент (в широком  смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия); •             маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку);

•             инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде);

 •             финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия);

•             управление персоналом и т.д. Стратегический менеджмент представляет собой специфическую управленческую деятельность, входящую (как правило) в исключительную компетенцию высшего уровня управления и направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и ее структурных подразделений. Производственный менеджмент включает процесс управления производством, в том числе технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным и финансовым менеджментом в процессе организации и реализации управления предприятием.

        Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия персонала, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей предприятия. Успех деятельности предприятия приходит тогда, когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность. В силу этого важной составляющей общего менеджмента предприятия и одним из основных его видов является управление персоналом, рассматриваемое в рамках отдельной дисциплины.

 

2.2. Формы и методы  обучения будущих учителей технологии  и предпринимательства.

       Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.

       Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).

       Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.

       Задачи:

  1. Изучение теоретических источников по проблеме.

  2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

  3. Разработка некоторых форм процесса обучения.

  4. Анализ выявленных в ходе работы данных, разработка рекомендаций по использованию результатов данной работы.

       Объектом исследования являются виды и формы процесса обучения..

       Гипотеза исследования следующая: при применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, развития дистантного обучения и нетрадиционных форм учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание.

        Во второй половине 90-х годов в учебном процессе стал использоваться термин «открытое образование», то есть доступное любому человеку в любое время и в любом месте.

       Наконец, в начале XXI века эти формы обучения были объединены понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образовании.

        Теперь любой человек, независимо от возраста и образовательного ценза, получил возможность приобретать комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать их, консультироваться с преподавателями и затем сдавать экзамены в сертифицированных образовательных учреждениях различного уровня. В связи с этим категория «открытый» появилась в названиях соответствующих образовательных учреждений (например, Российского государственного открытого университета, Московского института открытого образования) .

       Использование в системе открытого образования современных информационных технологий, прежде всего сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

 • во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

 • во-вторых, онлайн  лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;

 • в-третьих, электронные учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

 • наконец, электронное обучение предполагает использование студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета.

       Вместе с тем считается, что само по себе дистанционное обучение с помощью электронных средств не имеет самостоятельной ценности - новейшие методы хороши лишь тогда, когда сочетаются с традиционными. В связи с этим в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии, со студентами работают личные учебные наставники (тьюторы), которым отведена роль ведущих субъектов в образовательном процессе. Именно они планируют и организуют учебу своих подопечных, контролируют своевременность и правильность выполнения промежуточных тестов, сдачи зачетов и экзаменов.

       Рассмотрение видов обучения как специфической организации учебного процесса, раскрывающей подход к передаче обучающимся системы знаний, навыков и умений, позволяет охарактеризовать его преимущественно с технологической стороны. Организационное же его построение раскрывается через понятие «формы обучения».

       Педагогическая деятельность предполагает наличие определенных групп характеристик личности, способствующих ее успешному выполнению.

       Уровень развития психических процессов и свойств личности проявляется в результатах деятельности. Влияние деятельности на человека теоретически доказано и практически обосновано Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном и др..Следует согласиться с А.Н.Леонтьевым, утверждающим, что "деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие". Предоставляемая студентам возможность выбирать разные знания, учиться думать, анализировать нацелена на новую педагогическую философию: с позиции глубокой интеллектуальной компетенции быть готовыми принимать деятельностно-личностное участие в решении профессиональных задач.

        Проблема профессиональной подготовки требует уточнения понятийного аппарата, и связано с введением понятия «профессионализма».

       Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и др. составляют вторую группу компонентов педагогического профессионализма.

       Профессионализм является показателем меры овладения общей и профессиональной культурой. Это не константный показатель, динамика его определяется спецификой труда учителя, творческой направленностью, осознанием значимости непрерывного пополнения арсенала педагогической и научно-исследовательской культуры. Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой за годы обучения в вузе.

       Профессиональная деятельность многогранна. Высокие показатели по отдельным качествам, считающимся необходимыми для педагогической профессии, не обеспечивают успеха в целом. Учителя, имеющие одинаковые желательные качества для профессии, дают разный результат в работе. Успешность и неуспешность связаны не только со сформированностью профессионально важных качеств, но и со структурными характеристиками, прежде всего с системой взглядов на учебный процесс, на свою роль в нем, со степенью удовлетворенности и самореализации.

       Педагог в конкретный исторический период должен обладать определенными качествами личности и владеть функциями, реализация которых позволяет ему удовлетворять ожидания общества. Однако, получив общую для всех учителей данного профиля профессиональную подготовку в учебном заведении и соответствующую квалификацию, он имеет, кроме всего прочего, свою индивидуальность, которая отражает его собственный мир, его особый жизненный путь, данную единичность в ее качественном своеобразии и в отличие от себя подобных, в противопоставлении типичному.

Информация о работе Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента