Задача совершенствования педагогического
процесса в вузе предполагает гуманизацию
образования, усиление внимания к развитию
личности студента. Одно из направлений
решения данной комплексной задачи состоит
в формировании управленческой культуры
будущих педагогов. Необходимость изучения
студентами основ менеджмента вызвана
особым местом, которое занимает преподаватель
в системе управления образовательного
учреждения. Его роль менеджера связана
с тем, что он организует управление учебно-познавательной
деятельностью учащихся. Преподаватель
должен не только хорошо знать свой учебный
предмет и доступно излагать материал,
но и обладать способностями понимать
ученика, убеждать его и других людей,
уметь быстро и гибко реагировать на возникающие
педагогические ситуации, заинтересовывать
учащихся, ставить перед собой и классом
цели и добиваться их достижения.
Для развития способности управлять
вверенными ему человеческими ресурсами
и эффективно общаться с учащимися педагогу
необходимо овладеть технологиями менеджмента,
который представляет собой элемент современной
человеческой культуры, направленный
на управление человеческой деятельностью
в целях достижения определенных результатов.
1.1. Подготовка будущих
учителей технологии и предпринимательства
основам менеджмента.
Главная задача
подготовки учителей технологии и предпринимательства
основам менеджмента – заложить основу
для профессионального обучения будущих
учителей технологии и преподавателей
общетехнических дисциплин, подготовленных
для работы в учебных заведениях всех
уровней.
Гипотеза исследования включение
метода проектов в процесс
обучения студентов менеджменту
обеспечит повышение уровня профессиональной
подготовки учителя технологии
и предпринимательства, если будут
выполнены следующие условия:
-
учитель технологии овладеет методикой
организации и проведения проекта в учебном
процессе;
-
учтены особенности курса «Менеджмент»
(отсутствие в проекте практической составляющей,
изменение этапов выполнения проекта,
акцент на формирование управленческих
умений будущего учителя, индивидуализированность проекта,
предполагающая осуществление самоконтроля);
-
организована совместная деятельность
студентов и преподавателя, в ходе осуществления которой произойдет
активное и творческое усвоение каждым
студентом учебного материала, расширится
опыт индивидуальной и совместной творческой
деятельности, накопление опыта применения
метода на практике;
-
организована самостоятельная работа в процессе учебной деятельности
(выполнение проекта по менеджменту, руководство
проектами школьников в рамках педагогической практики).
В результате изучения курса
студенты должны уметь:
- сознательно и творчески
выбирать оптимальные способы
работы с учащимися на уроках
технологии и предпринимательства;
- правильно учитывая
все известные им принципы обучения;
- мыслить системно, комплексно;
- самостоятельно решать потребности
в информационном обеспечении своей деятельности;
- непрерывно овладевать
новыми знаниями;
В процессе изучения дисциплины
в качестве основных видов занятий используются
лекции, семинары и практические занятия.
Формы контроля можно
разделить на текущие, промежуточные и
итоговые:
-к текущим формам относятся: устный опрос, сообщения,
рефераты, письменные задания, самостоятельные
работы, индивидуальные собеседования
и др.
-промежуточные формы используются после прохождения основных
разделов. К ним относятся зачет и курсовая
работа.
-к итоговым относятся:
экзамен, аттестация, защита дипломной
работы.
Курсовая
работа по методике преподавания технологии
является важным этапом по проверке готовности
студентов к самостоятельному решению
учебно-воспитательных задач, возникающих
на практике перед учителем технологии.
В ходе выполнения
курсовой работы осуществляется:
- закрепление и расширение
теоретических знаний и углубление
умений использовать их для
решения конкретных учебно-воспитательных
задач психолого-педагогического, методического,
технического и экономического
характера;
- развитие навыков по
применению практических умений
длярешения поставленных задач;
- совершенствование умений
самостоятельной работы и ведения
поиска педагогической и технической
информации при решении разрабатываемых
в курсовой работе проблем
и вопросов и формировании
практических выводов на основе
анализа литературных источников,
передового педагогического и
личного опыта;
- закрепление у студентов
навыков самостоятельной оценки
различных методов, обобщения результатов,
обоснования выводов ирекомендаций,
которые могут быть использованы
в практическойдеятельности работников
образования.
Итоговая
форма – экзамен – используется после прохождения
всего курса.
Критерии оценок на экзамене:
-оценка -отлично- ставится за полное раскрытие
трех вопросов экзаменационного билета,
наличие примеров из собственной педагогической
деятельности на практике в школе, использование
существующей по дисциплине терминологии
и описание всех необходимых классификаций
и схем с их последующим пояснением.
-оценка -хорошо- ставится
за ответ по всем трем вопросам с возможными
незначительными упущениями в описании
классификаций и использовании терминов
по проверяемой дисциплине.
-оценка -удовлетворительно- ставится
за полный ответ на два вопроса и неполный
или отсутствие ответа на третий.
-оценка -неудовлетворительно- ставится
за полное отсутствие ответа на два и более
вопросов.
1.2. Модель деятельности учителя
и роль подготовки по основам менеджмента
в ее функционировании.
Анализ любого вида
и типа моделирования должен начинаться
с выяснения точного значения термина
"модель". Исследование гносеологического
значения моделирования будет успешным
лишь в том случае, если с самого начала
установлено достаточно четко и определенно
содержание понятий модели и моделирования,
которыми принято пользоваться в педагогических
исследованиях.
В связи с нередко
встречающимся различным толкованием
терминов специалистами разного профиля
целесообразно проанализировать и выявить
сущность понятий и терминов, обусловливающих
процесс профессионального образования.
Термин "модель"
вошел в науку еще в прошлом веке и получил
множество значений, в одних случаях связанных
друг с другом, в других - совершенно противоположных.
Профессия учителя
является одной из важнейших для человечества.
История становления и развития этой профессии
долгая и тесно связана с развитием общества.
Начало эволюции учительской профессии
приходится на период 35-40 тысяч лет назад.
В России учительская
профессия начиналась с «мастеров грамоты»,
«книжников», «начетчиков». Разные типы
учебных заведений определяли формулировку
понятия учительской профессии: наставник,
воспитатель, учитель, преподаватель,
педагог...
Любое образование
начинается со школы. Судьба будущего
любого государства лежит в руках учителя
школы, преподавателя гимназии и лицея,
профессора, являющегося учителем учителей.
Учитель играет особенно важную роль в
воспитании и обучении.Учителя - одна из
наиболее массовых профессиональных групп
интеллигенции. В системе общественного
образования они являются государственными
служащими. Обладая таким статусом, учитель
имеет право на пенсионное и страховое
обеспечение.
Профессия учителя, преподавателя
занимает особое место в системе других
профессий. Значимость ее особенно велика,
так как именно учитель школы, преподаватель
лицеев, гимназий, среднего специального
и высшего учебного заведения стоят у
истоков всех остальных профессий. Отсюда
неослабленное внимание, которое должно
проявляться к данному направлению подготовки
в педагогической системе.Педагогическая
деятельность всегда предполагает воздействия,
целью которых являются качественные
изменения в жизни людей. Эти воздействия
ориентированы на упорядочение системы
отношений, т.е. педагог, прежде всего,
реализует управленческие задачи по отношению
к конкретному человеку. Наряду с воздействием
и управлением педагог создает условия
для воспитания и самовоспитания личности,
для развития и саморазвития индивидуальности.
Само название курса «Основы менеджмента»
говорит о том, что эта дисциплина является
центральной в подготовке менеджера, но
в то же время она, по существу, фундамент
для всех дисциплин, формирующих круг
профессиональных знаний в области менеджмента.
В условиях рыночных отношений и информатизация
общества возникают процессы, направленные
на практическое применение получаемых
знаний и умений, способных удовлетворять
потребности человека. Изменившиеся социально-экономические
условия диктуют необходимость внесения
существенных корректив в подготовку
школьников к жизни и труду. Одно из новых
требований - развитие качеств делового
человека. Подготовить юношей и девушек
к быстрейшей адаптации в жизни можно,
предоставив им возможность овладеть
такими основами профессиональных знаний
и умений, которые помогут сориентироваться я условиях рыночной экономики,
грамотно вести собственное дело, найти
свое место в жизни. В связи с этим особенно
важно обеспечить экономическую грамотность
молодежи, создать адекватную новым условиям
систему экономической подготовки, ставящей
своей целью не только овладение школьниками
необходимыми знаниями, но и создание
условий для формирования активного субъекта
экономической деятельности. Одним из
направлений реализации деловой экономической
активности человека является предпринимательская
деятельность. Несмотря на трудности переходного
периода, предпринимательская деятельность
является достаточно привлекательной
для молодежи. Представления о предпринимательстве
у большинства подростков, как правило,
ограничены личным житейским опытом и
не выходят за рамки стереотипов.
Одним из важнейших условий
достижения успеха в формировании у школьников
основ предпринимательской деятельности
является соответствующая подготовка
учителя
В настоящее время в отечественной
и зарубежной науке представлены исследования
проблемы экономического и технологического
образования учителей и школьников. Научной
базой изучения проблемы разносторонней
подготовки учителей технологии являются
фундаментальные работы В.А. Полякова,
С.Н. Чистяковой. Исследования этой проблемы
основываются на теории всеобщности экономического
образования в работах известных зарубежных
и российских учёных-экономистов, таких
как В.Я. Горфннкелъ, Д.М. Кейнс, П. Самуэльсон, B.C. и других; на научно-педагогических
основах проектирования средств и технологий
интеллектуальной собственности в работах
З.Ф. Мазура, Содержание, формы, методы
экономического образования и воспитания
студентов и школьников исследовали в
своих работах И.А. Сасова, Ю.К. Васильев,
Т.И. Шамова, Б.П Шемякин, Л.А. Липсиц и другие.
Специфику содержания и методики изучения
экономической теории и опирающихся на
неб экономических дисциплин выделяют
в своих работах А.В. Сидорович, ВТ. Рязанов,
Р.М. Нуре-ев и другие. Многие отечественные
ученые, в частности Атутов П.Р., Сасова
И.А. исследуют в своих работах проблему
технологической подготовки учащихся
и учителей. Подчеркивая значимость подготовки,
ученые сходятся во мнении, что технологическая
и экономическая направленность учебного
процесса в школе, требующая соответствующей
подготовки специалистов, приобретает
социальную значимость.
В связи с вышеизложенным, именно
учитель технологии, осуществляющий экономическую
и технологическую подготовку школьников,
является основной фигурой в школе, способной
подготовить школьников к предпринимательской
деятельности.
Возникло противоречие между
потребностью общества в сложившихся
социально-экономических условиях в кадрах,
подготовленных к обучению школьников
предпринимательской деятельности и педагогической
практикой. Это противоречие можно разрешить
за счёт подготовки к предпринимательской
деятельности самих учителей технологии
и предпринимательства.
Проблема заключается в разработке
методических основ подготовки будущих
учителей к обучению школьников предпринимательской
деятельности, это определило выбор темы,
цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования - разработка
методических основ подготовки учителя
технологии к эффективному обучению школьников
предпринимательской деятельности.
Объект исследования - система
подготовки учителя технологии к обучению
школьников основам предпринимательской
деятельности.
Предмет-процесс подготовки
учителей, обеспечивающие формирование
у них готовности к обучению школьников
предпринимательской деятельности.
Гипотеза исследования - учитель
технологии будет успешно подготовлен
к обучению школьников основам предпринимательской
деятельности, если, на основе анализа
формирования экономической образовательной
среды, рассматриваемой нами как один
из главных компонентов структуры педагогического
процесса, а также на основе раскрытия
содержания предпринимательской деятельности,
психолого-педагогической характеристики
учителя технологии и предпринимательства:
- будет реализован дифференцированный
подход к содержанию подготовки учителя
технологии с учетом их психолого-педагогической
готовности к обучению школьников основам
предпринимательской деятельности, основывающийся
на личностно-ориентированной концепции
обучения;
- процесс подготовки учителей
технологии на основе дифференцированного
подхода, предусматривающий активное
применение новых информационных технологий,
будет вестись по четырехэтапной методической
схеме с двумя вариативными моделями на
каждом этапе, обеспечивающем мотивацию
предпринимательской деятельности.
В соответствия с поставленной
целью и выдвинутой гипотезой сформулированы
задачи исследования:
1.Проанализировать современное
состояние среды и нового класса предпринимательской
деятельности и обосновать педагогическую
целесообразность подготовки учителей
технологии к обучению школьников предпринимательской
деятельности.
2. Определить критерии готовности
учителей технологии к обучению школьников
предпринимательской деятельности.
3. Выявить основные методические
принципы отбора дифференцированного
содержания подготовки учителя технологии
к обучению школьников предпринимательской
деятельности.
4. Разработать дифференцированное
содержание подготовки учителейк формированию у школьников
основ предпринимательской деятельности,,
позволяющие учащимся развивать способность
к самореализация, самоопределиться на
рынке труда и при желании включиться
в цивилизованный малый бизнес.
5. Разработать четырехэтапную
методическую схему с вариативными моделями
подготовки учителей технологии к деятельности
по формированию основ предпринимательской
деятельности у школьников.
6. Определить место и роль, возможности
новых информационных технологий как
одно из средств формирования основ предпринимательской
деятельности в процессе подготовки учителя
технологии и школьников.
Методологической основой исследования
является: теория о деятельной сущности
человека и его творческой активности;
основные положения культурно-исторической
теории; основные положения теории поэтапного
формирования умственных действий ПЛ,
Гальперина; положение теории проблемного
обучения; концепция философии взаимосвязи
общества и образования; концепция непрерывного
экономического образования; основы положения
теории научно-педагогического проектирования
средств и технологии интеллектуальной
собственности.