Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа
Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.
Введение………………………………………….…………….………………...3
ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10
1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11
1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………30
ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34
2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38
2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61
2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82
Выводы по второй главе………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………
Исходя из вышеизложенного положения методики диагностики качества обучения В.П. Беспалько, нами была организована экспериментальная работа по проверке выдвинутой гипотезы следующим образом.
Для оценки предметной подготовки были разработаны тесты и контрольные задания, представляющие собой последовательную серию вопросов-задач по возрастающей шкале уровней. Предлагаемые в тестах контрольные задания продуманы с особой тщательностью и позволяют не только выявить усвоение репродуктивных знаний, умений и навыков, но и оценить степень их развития, а также творческого применения в процессе решения профессионально ориентированных задач.
В своем исследовании мы учитываем три уровня. В отличие от указанной выше методики не оцениваем IV уровень - творческий (считая его более сложным для достижения в условиях предметной подготовки и более характерным непосредственно при выполнении курсового проекта по деталям машин, а также технологического проекта в рамках изучения дисциплины «Основы технологической деятельности»).
Если оценивать стабильность результатов по всем разделам курса, охваченных экспериментом, то можно отметить снижение показателей тестирования по разделу «Теория механизмов и машин». Данный факт объясняется сложностью дисциплины и то, что она использует инженерные методы расчета механизмов. В остальных случаях демонстрируется положительная динамика от темы к теме.
Поскольку одними из формируемых у студентов умений являются методическими, то в полной мере проверить их степень сформированности можно было только во время прохождения педагогической практики в школе. Экспериментальную выборку составляют из студентов 4-5 курса, прошедших экспериментальное обучение в 2002-2003 уч. году. При определении уровня сформированности методических умений используют наблюдение, беседа с учителями технологии школ города и методистами по практике, анализ уроков, проведенных студентами с использованием разработанных нами задач для учащихся средней общеобразовательной школы. Кроме уровня сформированности методических умений проводят оценку качественного освоения знаний по предмету.
В результате профессионально ориентированной подготовки по прикладной механике повышается уровень предметных знаний и умений. Если по теоретической механике уровень знаний примерно одинаков - 66,2% в контрольной группе и 64,3 % в экспериментальной, то уже при изучении сопротивления материалов - соответственно 70,6% и 78,7%, при изучении теории механизмов и машин - 68,6% и 85,3%.
Большой разрыв в качественной подготовке по разделу «теория механизмов и машин» объясняется наибольшими возможностями курса для профессионализации. Поэтому в контрольной группе результаты тестирования оказались несколько ниже, чем в экспериментальной, где обучение строилось на профессионально значимом материале.
Выводы по второй главе
Из анализа результатов контрольных работ и тестов, проводимых в контрольных группах, примерно выявляют, что вопросы, связанные с практическим использованием в технике, студенты осваивают лучше, чем те, знание которых напрямую не используются в курсе «Технологии», применение которых в будущей профессиональной деятельности учителя технологии студенты не видят. Во время изучения прикладной механики отмечается, что предметные знания являются сложными для освоения (реакции связей - 33%, кинематика механизмов передач - 35% и рычажных механизмов - 64%, прочность при различных деформациях - 42%, устойчивость - 73%; усталость - 57%), а производимые расчеты являются ненужными для учителя технологии (35% юношей и 92% девушек). После прохождения педагогической практики студенты понимают, что знания прикладной механики необходимы для преподавания в школе (86% юношей и 64% девушек), но восстанавливать пробелы по этим предметам им приходится уже самостоятельно(примерные результаты, исходя из подобных исследований).
Неоспорим тот факт, что для формирования некоторых из перечисленных знаний и умений необходим определенный педагогический опыт. Тем не менее, в процессе обучения в вузе целесообразно предусматривать работу по преодолению и предупреждению трудностей в методической деятельности.
Экзамены по методике обучения технологии от 50% до 70 % студентов сдают на «хорошо» и «отлично». Однако данный факт свидетельствует лишь о достаточном уровне теоретической подготовленности к методической деятельности. Полученные данные наблюдения позволили сделать вывод о том, что при изучении общетехнических дисциплин недостаточно реализуется принцип профессиональной направленности подготовки будущего учителя. Это отрицательно влияет на уровень освоения, как предметных знаний, так и формирования методических умений, что отражается в низкой успеваемости, преобладании внешней мотивации, частых затруднениях во время прохождения педагогической практики, а также при написании курсовых и дипломных работ. Описанные результаты констатирующего эксперимента показывают, что существует несоответствие между требованиями, предъявляемыми к качеству профессиональной подготовки будущего учителя технологии (предметной и методической) и реальным уровнем подготовки студентов. Пути совершенствования подготовки будущих учителей технологии при изучении дисциплин общетехнического цикла нами представляются в следующих направлениях:
- необходимо установить
- уточнить и скорректировать
содержание общетехнической
- разработать профессионально-
На следующих этапах
эксперимента учитывались вышеназванные
недостатки, проводились мероприятия
по совершенствованию общетехнической
подготовки студентов, сравнивались уровни
предметных и методических знаний и умений
студентов последующих экспериментальных
групп с контрольными. В ходе экспериментальной
проверки методики профессионально-
- определены уровни
- оценено влияние работы по
формированию обще
- проверено изменение
Для оценки результатов предметной подготовки были разработаны тесты и контрольные задания, представляющие собой последовательную серию вопросов-задач по возрастающей шкале уровней. Предлагаемые в тестах контрольные задания продуманы с особой тщательностью и позволяют не только выявить усвоение репродуктивных знаний, умений и навыков, но и оценить степень их развития, а также творческого применения в процессе решения профессионально ориентированных задач. Экспериментальная проверки методики профессионально ориентированной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства показала, что полученные результаты экспериментальной проверки подтверждают гипотезу исследования:
1. Применение технических задач, сконструированных на профессионально значимом материале, способствует повышению уровня знаний и умений по предмету, а также мотивации у студентов к изучению общетехнических дисциплин.
2. Выполнение заданий, направленных
на формирование
Заключение
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное диссертационное исследование позволяет выделить следующие результаты:
- раскрыта сущность проблемы обеспечения профессиональной направленности общедидактической подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов;
- определены основные профессиональные задачи учителя технологии по использованию технических задач на уроках и в проектной деятельности с учащимися;
- разработана методика реализации условий профессионально ориентированной подготовки студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятиях в педвузе;
- выделены общедидактический и частнометодический компоненты, формирование которых можно реализовать в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам;
- разработаны профессионально ориентированные задачи по прикладной механике для практических занятий, технические задачи для использования на лабораторных работах, а также задачи для использования на уроках технологии и при реализации проектного метода;
- разработаны методические задания для студентов (на составление технических задач для применения на уроках в и проектной деятельности учащихся, на определение затруднений и ошибок школьников при решении данных задач, на переформулирование задач и заданий, используемых в работе со школьниками);
- подготовлены методические рекомендации по формированию общеметодических и частнометодических умений студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам.
Список литературы