Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Важность исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности педагогов. Наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям.

Содержание работы

Введение………………………………………….…………….………………...3
ГЛАВА 1.Теоретическая мотивировка подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента……………..10
1.1.Подготовка будущих учителей технологии основам менеджмента………………………………………………………………….…11
1.2.Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента…………………………….……………...……………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………30
ГЛАВА 2.Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента.……………34
2.1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»…………….38
2.2Методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства………………………………………....…………....….61
2.3.Результаты проверки подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства…………..…...............................................................82
Выводы по второй главе………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

       Исходя из вышеизложенного положения методики диагностики качества обучения В.П. Беспалько, нами была организована экспериментальная работа по проверке выдвинутой гипотезы следующим образом.

       Для оценки предметной подготовки были разработаны тесты и контрольные задания, представляющие собой последовательную серию вопросов-задач по возрастающей шкале уровней. Предлагаемые в тестах контрольные задания продуманы с особой тщательностью и позволяют не только выявить усвоение репродуктивных знаний, умений и навыков, но и оценить степень их развития, а также творческого применения в процессе решения профессионально ориентированных задач.

       В своем исследовании мы учитываем три уровня. В отличие от указанной выше методики не оцениваем IV уровень - творческий (считая его более сложным для достижения в условиях предметной подготовки и более характерным непосредственно при выполнении курсового проекта по деталям машин, а также технологического проекта в рамках изучения дисциплины «Основы технологической деятельности»).

       Если оценивать стабильность результатов по всем разделам курса, охваченных экспериментом, то можно отметить снижение показателей тестирования по разделу «Теория механизмов и машин». Данный факт объясняется сложностью дисциплины и то, что она использует инженерные методы расчета механизмов. В остальных случаях демонстрируется положительная динамика от темы к теме.

           

       Поскольку одними из формируемых у студентов умений являются методическими, то в полной мере проверить их степень сформированности можно было только во время прохождения педагогической практики в школе. Экспериментальную  выборку составляют из студентов 4-5 курса, прошедших экспериментальное обучение в 2002-2003 уч. году. При определении уровня сформированности методических умений используют наблюдение, беседа с учителями технологии школ города и методистами по практике, анализ уроков, проведенных студентами с использованием разработанных нами задач для учащихся средней общеобразовательной школы. Кроме уровня сформированности методических умений проводят оценку качественного освоения знаний по предмету.

       В результате профессионально ориентированной подготовки по прикладной механике повышается уровень предметных знаний и умений. Если по теоретической механике уровень знаний примерно одинаков - 66,2% в контрольной группе и 64,3 % в экспериментальной, то уже при изучении сопротивления материалов - соответственно 70,6% и 78,7%, при изучении теории механизмов и машин - 68,6% и 85,3%.

       Большой разрыв в качественной подготовке по разделу «теория механизмов и машин» объясняется наибольшими возможностями курса для профессионализации. Поэтому в контрольной группе результаты тестирования оказались несколько ниже, чем в экспериментальной, где обучение строилось на профессионально значимом материале.

 

 

 

 

Выводы по второй главе

       Из анализа результатов контрольных работ и тестов, проводимых в контрольных группах, примерно выявляют, что вопросы, связанные с практическим использованием в технике, студенты осваивают лучше, чем те, знание которых напрямую не используются в курсе «Технологии», применение которых в будущей профессиональной деятельности учителя технологии студенты не видят. Во время изучения прикладной механики отмечается, что предметные знания являются сложными для освоения (реакции связей - 33%, кинематика механизмов передач - 35% и рычажных механизмов - 64%, прочность при различных деформациях - 42%, устойчивость - 73%; усталость - 57%), а производимые расчеты являются ненужными для учителя технологии (35% юношей и 92% девушек). После прохождения педагогической практики студенты понимают, что знания прикладной механики необходимы для преподавания в школе (86% юношей и 64% девушек), но восстанавливать пробелы по этим предметам им приходится уже самостоятельно(примерные результаты, исходя из подобных исследований).

       Неоспорим тот факт, что для формирования некоторых из перечисленных знаний и умений необходим определенный педагогический опыт. Тем не менее, в процессе обучения в вузе целесообразно предусматривать работу по преодолению и предупреждению трудностей в методической деятельности.

       Экзамены по методике обучения технологии от 50% до 70 % студентов сдают на «хорошо» и «отлично». Однако данный факт свидетельствует лишь о достаточном уровне теоретической подготовленности к методической деятельности. Полученные данные наблюдения позволили сделать вывод о том, что при изучении общетехнических дисциплин недостаточно реализуется принцип профессиональной направленности подготовки будущего учителя. Это отрицательно влияет на уровень освоения, как предметных знаний, так и формирования методических умений, что отражается в низкой успеваемости, преобладании внешней мотивации, частых затруднениях во время прохождения педагогической практики, а также при написании курсовых и дипломных работ. Описанные результаты констатирующего эксперимента показывают, что существует несоответствие между требованиями, предъявляемыми к качеству профессиональной подготовки будущего учителя технологии (предметной и методической) и реальным уровнем подготовки студентов. Пути совершенствования подготовки будущих учителей технологии при изучении дисциплин общетехнического цикла нами представляются в следующих направлениях:

- необходимо установить межпредметные  связи между дисциплинами предметной  и методической подготовки;

- уточнить и скорректировать  содержание общетехнической подготовки  в соответствие с принципом  профессиональной направленности  обучения;

- разработать профессионально-ориентированные задачи по общетехническим дисциплинам и методику их применения на, практических занятиях и в системе лабораторных работ.

       На следующих этапах эксперимента учитывались вышеназванные недостатки, проводились мероприятия по совершенствованию общетехнической подготовки студентов, сравнивались уровни предметных и методических знаний и умений студентов последующих экспериментальных групп с контрольными. В ходе экспериментальной проверки методики профессионально-ориентированной подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства в процессе обучения решению задач по общетехническим дисциплинам была проведена следующая работа:

- определены уровни сформированности  теоретических знаний и умений  по предмету;

- оценено влияние работы по  формированию обще дидактических  и частно методических умений  на занятиях по общетехническим  дисциплинам (прикладной механике) на уровень методической подготовки  будущих учителей технологии,

- проверено изменение мотивационно-ценностного  отношения к изучению общетехнических  дисциплин в педагогическом вузе. Учитывая все вышеизложенные  положения методики диагностики  качества обучения В.П. Беспалько, нами была организована экспериментальная  работа по проверке выдвинутой  гипотезы следующим образом.

       Для оценки результатов предметной подготовки были разработаны тесты и контрольные задания, представляющие собой последовательную серию вопросов-задач по возрастающей шкале уровней. Предлагаемые в тестах контрольные задания продуманы с особой тщательностью и позволяют не только выявить усвоение репродуктивных знаний, умений и навыков, но и оценить степень их развития, а также творческого применения в процессе решения профессионально ориентированных задач. Экспериментальная проверки методики профессионально ориентированной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства показала, что полученные результаты экспериментальной проверки подтверждают гипотезу исследования:

 1. Применение технических задач, сконструированных на профессионально значимом материале, способствует повышению уровня знаний и умений по предмету, а также мотивации у студентов к изучению общетехнических дисциплин.

2. Выполнение заданий, направленных  на формирование общедидактических  и частно методических знаний  и умений студентов способствует  лучшему усвоению методических  знаний при изучении курса  методики преподавания технологии, снижает затруднения студентов  во время педагогической практики, способствует лучшей адаптации  к будущей профессиональной деятельности  учителя технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

       Проведенное диссертационное исследование позволяет выделить следующие результаты:

  - раскрыта сущность проблемы обеспечения профессиональной направленности общедидактической подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов;

-    определены основные профессиональные задачи учителя технологии по использованию технических задач на уроках и в проектной деятельности с учащимися;

- разработана методика реализации условий профессионально ориентированной подготовки студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятиях в педвузе;

-  выделены общедидактический и частнометодический компоненты, формирование которых можно реализовать в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам;

-   разработаны профессионально ориентированные задачи по прикладной механике для практических занятий, технические задачи для использования на лабораторных работах, а также задачи для использования на уроках технологии и при реализации проектного метода;

-  разработаны методические задания для студентов (на составление технических задач для применения на уроках в и проектной деятельности учащихся, на определение затруднений и ошибок школьников при решении данных задач, на переформулирование задач и заданий, используемых в работе со школьниками);

- подготовлены методические рекомендации по формированию общеметодических и частнометодических умений студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания//Ананьев  Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1. - М.: Педагогика,2010.

2. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет воспитания//Ананьев  Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т.2.- М.: Педагогика, 2011.

3. Ананьев Б.Г. Структура  индивидуального развития как  проблема современной педагогической  антропологии/ Советская педагогика. – 2014. - №1.

4. Аникеева Н.П. Анализ  имитационных педагогических игр//Игра  в педагогическом процессе: Межвузовский  сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2013.

5. Аникеева Н.П. Педагогика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2011.

6. Анисимов О.С. – Новгород, 2009.

7. Афанасьев В.Г. О целостных  системах//Вопросы философии. – 2010. -№6.

8. Бабанский Ю.К. Методы  обучения в современной общеобразовательной  школе. – М.: Просвещение, 2012.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация  процесса обучения. – М.: Педагогика, 2014.

10. Бирштейн М. М. Производственные процессы: первые шаги//ЭКО. – 2013. - №6.

11. Богомолова Н.Н. Методы социально–психологической подготовки//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.2009.

12. Бодалев А.А. Восприятие  человека человеком. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2011.

13. Бодалев А.А. О коммуникативном  ядре личности//Советская педагогика.2013.

14. Божович Л.И. Этапы формирования  личности в онтогенезе//Вопросы психологии. - 2010.

15. Болдырев Н.И. Методика  воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 2009.

16. Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е, М.: Сов. Энциклопедия, 2014. – т. 23. – 640 с.

17. Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М. Прохоров Изд. 3-е, М: Сов. .Энциклопедия, 2012. – т. 13. – 608 с.

18. Большой Энциклопедический  Словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е  перераб. и дополн. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. – 56 с.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2011.

19. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические  особенности деловой как формы знаково-контекстного обучения// моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 2013. – 228 с..

20. Выготский Л.С. Психология //Вопросы психологии. – 2012. - С.74.

21. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. - М.: Педагогика. –2014. – 479 с.

22. Газман О.С. Каникулы: воспитание. - М.: Просвещение, 2012.

23. Газман О.С. Проблема формирования личности: Межвузовский сборник науч. тр. - Новосибирск, 2015.

24. Газман О.С. Формировании  личности учитель//Сов. педагогика. -2012. - №9.

25. Демин М.В. Специфический вид человеческой деятельности//Философические науки. – 2013.

26. Жуковская Р.И. Педагогический  менеджмент. – М.: Педагогика, 2015.

27. Игры – обучение, тренинг, досуг …/Под ред. В.В.Петрушинского. М., 2014.

28. Кларин М.В. Инновации  в мировой педагогике: обучение на основе исследования и дискуссии (Анализ зарубежного опыта).: НПЦ «Эксперимент», 2013.

29. Кларин М.В. Инновации  в обучении: Методы и модели: Анализ  заруб. опыта. – М.: Наука, 2011.

Информация о работе Содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента