Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста на уроках современного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

«Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх и перед незнакомым».
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Содержание работы

Введение 3
1. История развития современной хореографии. Принципы управления движениями. 6
1.1 История развития джаз-танца 6
1.2 История развития танца-модерн 9
1.3 Элементы техники движения . Принципы управления движениями 16
1.4 Методы изучения движений 24
2. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста. Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии. 26
2.1 Возрастные особенности детей старшего школьного возраста 26
2.2 Преподавание современного танца. Общие методы преподавания современного танца 29
2.3 Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии 34
2.4 Построение урока 37
Заключение 44
Список используемой литературы: 46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа12.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования

Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический колледж №1»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста на уроках современного танца

 

 

 

 

 

                                      Выполнила:

Пупкина Оксана Александровна

050710 Педагог дополнительного

                                                                         образования в области ритмики

                                              и хореографии

                                                              Курс_4__ Группа___Т___

                                                             Форма обучения: заочная 

 

 

 

 

 

2011г.

Содержание

Введение

1.  История развития современной хореографии. Принципы управления движениями.

1.1  История развития джаз-танца

1.2  История развития танца-модерн

1.3  Элементы техники движения . Принципы управления движениями

1.4   Методы изучения движений

2. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста. Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии.

2.1  Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

2.2  Преподавание современного танца. Общие методы преподавания современного танца

2.3  Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии

2.4  Построение урока

Заключение

Список используемой литературы:


Введение

«Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх и перед незнакомым».

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца, он живет и активно развивается на ряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танцевания. Ведь современная хореография – это прежде всего авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя, запутавшихся в сложном лабиринте собственных действий и помыслов.

Хореография гармонически формирует личность. Занятия хореографией в школе, с приобретением танцевальных навыков, умением пластически двигаться, слышать и понимать музыку, развивают эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, воспитывают волю, характер.

Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. В основе танцевальной школы лежит не тренирующий, а обучающий и воспитывающий факторы.

Человек, занимающийся танцем, любящий его, несущий обществу свои знания и культуру общения, становится пропагандистом хореографического творчества. Многими качествами должен обладать хореограф, посвятивший себя педагогической и воспитательной деятельности.

Хореография как вид искусства имеет свою специфику. Кроме высокой профессиональной квалификации хореограф должен быть вооружен знаниями педагогики, этики, эстетики, теории и истории музыки, изобразительного искусства, анатомии, физиологии и психологии, литературы, истории балетного театра и профессиональных ансамблей танца, а также знаниями актерского мастерства.

«Сцена требует от исполнителя умения приобретать и развивать навыки, но для этого необходимо обладать определенной танцевальной подготовкой. Качество танцевальной подготовки, необходимой танцовщику и хореографу, определяется его готовностью к выполнению поставленных задач. Поэтому в процессе воспитания перед учащимся ставятся задачи различной технической трудности, решения которых основано на разнообразных видах и формах танца. Творческое воспитание направлено на поиск решения задач психофизического действия с использованием полученных знаний и с поиском новых. Уровень танцевальных знаний, полученных обучающимся, определяется его способностью решать задачи в различных предлагаемых обстоятельствах средствами танца».

Сейчас предоставлено много возможностей для обучения современному танцу. Во многих крупных городах России, а также заграницей проходят много различных семинаров, ADF, где можно овладеть любыми техниками танцев модерн, джаз и другими стилями. Но существуют и свои минусы, так как в нашей стране существует очень мало школ современного танца, где танцовщик мог с детства систематически обучаться различным техникам и получить полное образование в этой сфере, также очень мало литературы по современной хореографии на русском языке. Проблема обучения танцу модерн состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ столько и стилей, техник, своих особенностей. Поэтому приобретя танцевальный опыт в одной профессиональной труппе или школе, можно владеть прекрасной техникой, но не выдержать манеру и особенность другого. Так что начинающий балетмейстер или педагог данного направления, владеющий базой современного танца, может создать свой индивидуальный стиль.

Учитывая актуальность темы, целью работы является теоретический и методологический обзор современного направления хореографии: джаз-модерн танца, его технических особенностей; особенностей преподавания и  методики проведения занятий с детьми старшего школьного возраста.

В связи с поставленной целью, задачами работы определены:

1. Изучение теоретических аспектов:

                   история развития современной хореографии;

                   принципы управления движениями;

                   методы изучения движений современной хореографии;

                   возрастные особенности детей старшего школьного возраста.

2. Обзор:

                   методов преподавания джаз-модерн танца в детской студии;

                   организации урока по современному танцу.

3. Изучение методологических аспектов:

                   общих принципов и методов построения урока;

                   методики составления учебных комбинаций.

 

 

 

 

 

 

1.  История развития современной хореографии. Принципы управления движениями.

1.1  История развития джаз-танца

Джазовый танец был привезен из Африки, но исторически сложился и эволюционировал в США. Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец - это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений.

Джаз как художественное явление - это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах африканских племен . Каждое  племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов. В 1830 году в театре города Луисвиль (США) Томас Дарт-мунд Раис поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый  танцор того времени Уильям Хенри Лейн - "Мастер Джуба". Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца. Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако чернокожих трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл. В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности "черных" танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. "Чарльстон", "Блэк Боттон", "Ту стэп", "Биг Аппл", "Чикен стретч", "Дрэг", "Шимми", "Конго", "Фанки Бат" сменяли друг друга с невероятной быстротой. К этому же времени относится появление слова "джаз" и "джазовый танец". Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось африканцами и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как "сила, порывистость, экстаз". А в качестве глагола - "возбуждать, активизировать, восхищать". 1917-1930 годы - вершина развития джазового танца.

"Черный" танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме, Выдающиеся исполнители того времени - Билл Робинсон, Берт Вильяме, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в "черном" варьете Гарлема - столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года. Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектаклях блистал и " черная Венера " - Жозефина Бейкер      (" Шоколадный денди "), Билл Джангла Робинсон - лучший исполнитель стэпа и другие.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что данное искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными. Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения "черного" танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку "Тропики и горячий Джаз" с подзаголовком "От Гаити до Гарлема". Содержанием спектакля являлся путь "черного" джазового танца из Вест-Индии, Нового Орлеана и до Гарлема. Этот балет принес известность не только Кэтрин, но и выступавшим впервые на Бродвее танцовщикам (а в дальнейшем и хореографам) Арчи Савадт и Телли Битти. В том же году состоялась еще одна премьера - мюзикла "Хижина в воздухе" с Этель Уотерс и Кэтрин Данхэм в главных ролях. Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка - "Тропическое ревю". В труппе Данхэм выросли такие известные танцовщики, как Лавиния Вильяме, Арчи Савадт, Телли Битти, Жан-Леон Дастин и Уолтер Нике. В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца. В 50-60-е годы, с появлением молодых талантливых балетмейстеров - Г. Чемпиона, М. Кидда, Б. Фосса, Г. Росса и других, развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец средством выражения психологического мира героев спектакля, мотивировкой их поступков, средством воссоздания уникальной художественной атмосферы. К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи "открытой" системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-мо-дерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства.

При всей, казалось бы, длинной истории джаз-танца, в нашей стране он очень молод, и во что он разовьется в дальнейшем – предвидеть очень сложно, так как джазовый танец, как никакой другой (исключая модерн, тоже универсальный в этой смысле вид), имеет удивительную особенность сочетаться с другими видами хореографии. Веяния перестройки внесли волну перемен и в эту столь негативную ситуацию. Наверное, сегодняшние дни можно определить как третий этап развития джаэ-танца в нашей стране. Упавший «занавес» дал возможность ближе и тщательней познакомиться с техникой и методом подготовки джазового танцовщика. Эту возможность получил широкий круг хореографов во всех регионах нашей страны.

Информация о работе Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста на уроках современного танца