Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР. 
Задачи: 
1.	Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2.	Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3.	Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
Служит для: 
— формирования вычислительных навыков;
— развития памяти и увеличения её объёма; 
— формирования умения концентрировать 
и рассредоточивать. 
Игра используется для прохождения темы 
« Сложение однозначных чисел с переходом 
через десяток». А также способствует 
развитию зрительной и слуховой памяти.
                              
А. ЗАК
Игра «почтальон вычислитель» направлена на развитие и совершенствование навыков устного счёта. Решение поисковых задач, с элементами арифметики, даёт хорошую возможность для развития математических способностей детей. Все задачи характеризуются поисковой целью: в одних случаях нужно отгадать, по какой дорожки пошёл почтальон; в других – определить путь, состоящий из 2 и более дорожек, по которому прошёл почтальон.
«Как гусеница и муравей в гости ходили». Задание игры создают условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. Это предусматривается рядом обстоятельств. Во-первых, успешное выполнение заданий требует от ребёнка нереальных, а воображаемых изменений ситуаций, по сколько в игре не нужно ничего реально перемещать, а необходимо лишь представить, куда возможны передвижения её персонажей. Во-вторых, содержание занятий составлено так, что на одних из них ребёнок будет в позиции отгадывающего, в других проверяющего отгадки, в иных- позиции отгадывающего. В-третьих, сложность последующих занятий постоянно возрастает. В-четвёртых, последующее занятие никогда не повторяет предыдущего. В - пятых, позволить ребёнку проявить инициативу в поиске путей достижения цели, что способствует развитию у ребёнка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.
Палочки Кюизенера.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе пректической деятельности, в результате разнообразных упражнений. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить целое делить на части, измерять объекты условными мерками, поупражнять в в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к математическим действиям. Играя с палочками дети легко усваивают понятия "левое", "длинное" , "между", "каждый", "одна из...", "быть не одного цвета" и др. Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
                              
                              
Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное 
и ассоциативное мышление, сенсомоторные 
координации. Они помогают развивать фантазию, 
воображение (в том числе пространственное), 
глазомер, архитектурно-художественный 
вкус, творческое начало, индивидуальность 
в сочетании с умением работать в творческом 
коллективе сверстников. Соты Кайе способствуют 
формированию таких качеств, как аккуратность, 
сосредоточенность, усидчивость, терпение. 
Также способствуют осмысленному восприятию 
внешнего мира, ориентации на плоскости 
и в пространстве, развитию чувства гармонии, 
композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, 
формы и красоты. Позволяют проводить 
занятия в области геометрии, математики 
и логики, игры с замещением, а также использовать 
набор в качестве крупной мозаики и домино. 
Ценным качеством сот Кайе является то, 
что их можно использовать как материал 
для проектного конструирования и экспериментирования 
в области детского дизайна, т.е. художественного 
конструирования. 
Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.
                              
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.
                              
          Учебно-игровое 
пособие логические блоки Дьенеша представляют 
собой набор из 48 логических блоков, различающихся 
между собой четырьмя свойствами: формой, 
цветом, размером, толщиной. Использование 
логических блоков в играх с дошкольниками 
позволяет моделировать важные понятия 
не только математики, но и информатики: 
алгоритмы, кодирование информации, логические 
операции; строить высказывания с союзами 
"и", "или", частицей "не" 
и др. Подобные игры способствуют ускорению 
процесса развития дошкольников простейших 
логических структур мышления и математических 
представлений. Основная цель использования 
дидактического материала (по имени автора 
называемого "блоки Дьенеша"): научить 
дошкольников решать логические задачи 
на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременное два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого.