Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.
Задачи:
1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.
Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР пяти-шестилетнего возраста (первая подготовительная группа) и для детей шести-семилетнего возраста (вторая подготовительная группа) предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Математическое содержание представлено следующими разделами: действия с группами предметов, размер предметов, геометрические фигуры, количество и счет, пространственные и временные понятия [8. с 14].
На занятиях по подготовке к освоению математики дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь. Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.
И так: для современных программ математического развития детей характерно следующее:
- направленность осваиваемого
детьми математического
- обучение детей строится на основе включения активных методов и форм и реализуется как на специально организованных занятиях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми;
- используются те технологии
развития математических
- важнейшее условие развития,
прежде всего, заключается в организации
обогащённой предметно-игровой
Выводы по главе I
Подводя итоги теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:
1.1 Интерес ученых к проблеме обучения
математике не ослабевает на протяжении
многих веков. Современные психолого-педагогические
исследования А.М. Леушиной , З. А. Михайловой,
Н. И. Непомнящей., Т. Д. Рихтерман, Р.Л. Березиной,
Е.В. Сербиной, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой,
1.2 К сожалению, во всем мире растет число детей с задержками психического развития. Нарушение темпа психического развития детей с ЗПР приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самих элементарных математических знаний и представлений. В настоящее время методика преподавания математики продолжает поиск в разработке оптимального содержания, условий в обучении дошкольников с нормативным развитием и ЗПР.
1.3 Главная особенность современного дошкольного образования - вариативность. В ДОУ используются программы, существенно отличающиеся по исходным методологическим принципам: программ, основанных на принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка («Развитие», «Детство») и программ, основанных на теории свободного воспитания («Шаг за шагом»).
Важнейшим итогом предшкольной математической подготовки ребенка, что отмечается во всех Программах, является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания.
Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1.Организация и методика исследования.
Цель исследования: изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Задачи исследования:
1. определить критерии обработки результатов констатирующего эксперимента, экспериментальную методику обследования, которая бы отвечала особенностям развития старших дошкольников в системе формирования математических представлений.
2. Выявить уровень
В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет МКДОУ детский сад №…, МКДОУ детский сад №… г. Дзержинска. Из которых 10 человек составили группу с нормативным развитием и 10 с ЗПР. Исследование проводилось в индивидуальной форме. Время обследования одного ребенка 20-35 минут.
Для исследования использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовались следующие критерии:
1балл – ребенок не приступает
к выполнению задания или
2балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен - низкий уровень;
3 балла – ребенок выполняет
все предложенные задания; допускает
неточности и небольшое
4 балла – ребенок выполняет
все предложенные задания
Для характеристики вычислительных навыков у испытуемых
исследовательских групп детям предъявлялись задания по разделу
Количество и счет
Задание №1 Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного (игра «Не ошибись»)
- считай по одному и дальше;
- считай в обратном порядке, до одного;
- считай от двух до шести;
- от семи до четырех.
Задание№2 Умение считать по порядку (игра « В какой коробке шары?»)
Задание№3 Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом (игра «Сделай так. как я скажу»)
- сосчитай, сколько кругов;
- покажи четыре круга;
- сосчитай, сколько всего кубиков,
- покажи шесть кубиков.
Задание№4 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения (игровое упражнение «Посчитай, сколько»)
- сосчитай круги сверху вниз;
-сосчитай круги слева направо;
- сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).
Задание№5 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений (Игровое упражнение «Веселый счет»)
- сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами);
- сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;
- хлопни в ладоши пять раз;
- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери
Задание №6 Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше - меньше, одинаково, на сколько больше – меньше (Игровое упражнение « Что изменилось?»)
- "где кубиков больше? где меньше?" (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек);
-"чего больше на картинках - яблок
или груш? Груш или лимонов?
Чего меньше?"
- на сколько больше груш, чем яблок?
- на сколько меньше лимонов, чем груш?
Задание№7 Умение уравнивать неравночисленные группы предметов (4 и 5)
- сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;
-как по-другому можно сделать так, чтобы предметов стало поровну?
- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери
Задание №8 Выявление знаний цифр от 1 до 10 («Разложи по порядку», «Какой цифры не стало»).
Задание №9 Умение в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов (игра «Картинке свою цифру»).
Задание№10
1. Умение присчитывать и отсчитыв
- сосчитай, сколько будет;
2+1 3 -1 7+1 6 - 1
4 +1 5 -1 9+1 10-1
2. Умение выполнять сложений и вычитание в пределах 5 и 10 - с опорой на наглядный счетный материал и без нее.
3 + 2 6 + 3
4 - 2 8 - 4
5 - 3 10 - 3
Задание 11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания (игры: «Проверь себя», «Помогай-ка»)
Задачи:
I. На нахождение суммы:
-"На дереве сидели 3 птички. Прилетели
еще 2 птички. Сколько
стало птичек?"
2. На нахождение остатка;
-"На дереве сидели 5 птичек. Улетели
2 птички. Сколько птичек
осталось?"
Сформированность сенсорных эталонов по разделам:
Геометрические фигуры
Задание №1Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (игра « Помоги Незнайке»)
- как называется эта фигура?
В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имеющегося набора:
- покажи треугольник;
- найди, где овал.
Размер предметов
Задание №2Умение сравнивать предметы различной
величины (игровое упражнение «Поручение»).
длинный - короткий, толстый - тонкий,
широкий - узкий; сравни эти две ленты по
длине: какая это лента?; сравни эти деревья
по высоте; сравни две полоски по ширине:
какая это полоска?; сравни два круга по
размеру.
В случае неточного называния признака
ребенку предлагалось
показать предмет с заданным свойством:
"покажи высокое дерево"; «покажи
короткую ленту», «покажи тонкое бревно".
Пространственные и временные понятия в соответствии с таким же названием разделов в программах
Задание№1 Умение показать правую и левую руку
у себя:
- какая это рука - правая или левая?;
- покажи свою правую (левую) руку.
Задание№2 Умение показать правую и левую руку у собеседника.
Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги (игра «Положи верно»):
положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
Задание №4. Выявление знаний о днях недели, частях суток («Когда это бывает?», «Живая неделя»).
Задание №5 Умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера (игры: «Трик – трак, что не так?», « Что раньше»?).
2.2 Результаты экспериментального исследования
Вычислительные навыки
Задание№1Детям предлагалось воспроизвести числовой ряд в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного.
Дети с нормальным уровнем
интеллекта безошибочно и
Таблица 1
Количественные данные исследования умения воспроизводить числовой ряд
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
1 |
10% |
- |
- |
2 |
7 |
70% |
- |
- |
3 |
2 |
20% |
3 |
30% |
4 |
- |
- |
7 |
70% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |