Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.
Задачи:
1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
Особое внимание при организации процесса
формирования математических представлений
у детей третьего и четвертого года жизни уделяется
созданию развивающей среды. В данном
контексте программы отмечено, что окружающие
предметы, игрушки должны отличаться по
размеру, форме. В процессе игровых действий
с предметами, геометрическими телами
и фигурами, песком и водой дети познают
их свойства, определяют идентичность
и различия предметов по свойствам.
Взрослый
создает условия и обстановку, благоприятные
для вовлечения ребенка в деятельность
сравнения, сосчитывания, воссоздания,
группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в
развертывании игры, действия принадлежит
ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует
ситуацию, направляет процесс ее развития,
способствует получению результата.
Авторы
считают необходимым использовать игры
развивающие мысль ребенка и приобщающие его к умственному труду. В программе, в частности, предлагаются игры: из серии «Логические кубики — «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др. Из дидактических пособий рекомендуются логические блок Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели.
Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах
и отношениях объектов, в основном через
игры на классификацию и сериацию, практическую
деятельность, направленную на воссоздание,
преобразование форм предметов и геометрических фигур.
Дети не только пользуются известными
им знаками и символами, но и находят способы
условного обозначения новых, неизвестных
им ранее параметров величин, геометрических
фигур, временных и пространственных отношений
и т.д.
В содержании обучения преобладают логические
задачи, ведущие к познанию закономерностей,
простых алгоритмов. В ходе освоения чисел
педагог способствует осмыслению детьми
последовательности чисел и места каждого
из них в натуральном ряду. Это выражено в умении
детей образовать число больше или меньше
заданного, доказывать равенство или неравенство
группы предметов по числу, находить пропущенное
число.
Таким образом, можно заметить, что программа
«Детство» достаточно содержательна в
плане формирования математических знаний.
Привлекает в ней и то, что программа предполагает
усвоение не отдельных представлений,
а математических отношений, связей, зависимостей,
По программе
«Детство» в рамках формирования математических
представлений издано пособие «Математика
до школы», состоящее из двух частей. Первая
часть представлена авторами А.А. Смоленцевой
и О.В. Пустовойт, которыми разработаны
методические рекомендации и предлагаются
игры с дидактическими средствами: «Палочки
Кюизенера», «Игры с блоками», представлены
варианты работы с моделями и схемами.
Вторая часть пособия представлена З.А.
Михайловой и Р.Л. Непомнящей. В этой части
описаны игры-головоломки, которые рекомендуются
для работы с детьми.
Комплексная программа развития, воспитания и обучения дошкольника в Образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель),
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова,
А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова,
С.А. Козлова, О А. Куревина, И.В. Маслова, ОА. Степанова,
О.В. Чиндилова.
Программа рассматривает психолого-педагогические
и методические аспекты развития и воспитания
детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
и является одним из структурных компонентов
образовательной системы «Школа 2100». Основная
цель программы — реализовать принцип
преемственности и обеспечить развитие
и воспитание дошкольников в соответствии
с концепцией образовательной системы
«Школа 2100»
В рамках математического развития программа
обеспечивает преемственность в обучении
детей математике между детским садом
и начальной школой в соответствии с программой
курса «Моя математика».
Авторами математического блока программы
являются М.В. Корепанова и С.А. Козлова.
В пояснительной части авторы указывают,
что готовность к школьному обучению определяется
не столько суммой знаний, умений, навыков,
сколько тем, в какую деятельность эти
умения включены. Поэтому развитие дошкольника
понимается как развитие ориентировочных
действий со свойственными для дошкольников
образными средствами решения задач, продвижение
от непроизвольного к произвольному, а
к концу дошкольного детства и осознанному
отношению к собственной деятельности.
Цель математического блока программы
— обеспечить познавательное развитие
личности ребенка средствами математики.
В рамках математического блока сформулированы
следующие задачи.
1. Развитие предметных умений:
- производить простейшие вычисления на
основе действий с конкретными предметными
множествами и измерений величин с помощью
произвольно выбранных мерок;
- читать и записывать сведения об окружающем
мире на языке математики (с помощью известных
моделей);
- узнавать в объектах окружающего мира
известные геометрические формы;
- строить элементарные цепочки рассуждений.
2. Формирование познавательной мотивации,
интереса к математике и процессу обучения
в целом.
3. Развитие внимания и памяти, креативности
и вариативности
мышления.
Программа ориентирована на формирование
у детей математических понятий и представлений,
лежащих в основе содержания курса математики для начальной
школы: о количественном и порядковом числе,
величине, измерении и сравнении величин,
пространственных и временных отношениях
между объектами и явлениями действительности.
В курсе выделяются несколько содержательных
линий:
1) числа;
2) величины;
3) простые арифметические задачи на сложение
и вычитание;
4) элементы геометрии;
5) элементы логического мышления;
6) ознакомление с пространственными и
временными отношениями;
7) конструирование.
В основу программы положен принцип построения
содержания «по спирали». На каждой из
ступеней дошкольного математического развития
рассматривается один и тот же основной
круг понятий, но на другом уровне сложности,
что обеспечивает развитие предметных и
общеучебных умений.
Математическое содержание разбито в
программе на следующие разделы: «Признаки
предметов», «Отношения», «Числа от одного
до пяти», «Величины», «Элементы геометрии»,
«Ознакомление с пространственными и
временными отношениями», «Конструирование».
Конструирование, как правило, во всех
программах ДОУ выделяется как самостоятельный
блок, однако в программе «Школа 2100» («Детский
сад 2100») данный вид деятельности является
неотъемлемой частью целостной системы
формирования математических знаний.
«Школа 2000» Программа математического развития
детей дошкольного возраста, разработанная
в рамках педагогической системы «Школа
2000...» Математический блок программы разработан
Л.Г. Петерсон под руководством Г.В. Дорофеева
и представлен в дидактическом пособии
«Игралочка», предназначенном для развития
математических представлений детей 3—4
и 4—5 лет.
Данное пособие является начальным звеном
непрерывного курса математики программы
«Школа 2000...» для дошкольников, учеников
начальной и средней школы.
Основными задачами математического
развития дошкольников в Программе «Школа
2000...» являются:
- формирование мотивации учения, ориентированной
на удовлетворение познавательных интересов,
радость творчества;
- формирование приемов умственных действий
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия);
- развитие вариативного мышления, фантазии,
творческих способностей; развитие речи,
умения аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения;
-увеличение объема внимания и памяти;
- выработка умения целенаправленно владеть
волевыми усилиями, устанавливать правильные
отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- формирование общеучебных умений и навыков
(умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии
с заданными правилами, проверять результат
своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления
детей с разными областями математической
действительности: с количеством и счетом,
измерением и сравнением величин, пространственными
и временными ориентировками.
Большое внимание в программе уделяется
развитию вариативного мышления и творческих
способностей ребенка. Дети не просто исследуют
различные математические объекты, а придумывают
образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Начиная с самых первых занятий, им систематически
предлагаются задания, допускающие различные
варианты решения.
Работа с детьми по данному курсу ведется
на высоком уровне трудности, т.е. в зоне
их «ближайшего развития», или «максимума».
Детям наряду с более простыми заданиями
предлагаются и такие, которые требуют
от них догадки, смекалки, наблюдательности.
Решение их формирует у детей желание
и умение преодолевать трудности. В итоге
все дети без перегрузки осваивают необходимый
для дальнейшего продвижения «минимум»,
но при этом не тормозится развитие более
способных детей.
Программа развития математических представлений
детей 3—4 лет предлагается в двух вариантах.
Первый вариант программы предусматривает двухгодичный курс обучения детей. Авторы рекомендуют проводить на этом этапе одно занятие в неделю. В соответствии с первым вариантом программного содержания к концу обучения по программе «Игралочка» результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Параллельно у детей формируются основные умения, которые авторы представили в виде двух уровней (А и Б).
Второй вариант программы также рассчитан на два года обучения и предполагает одно занятие в неделю. Продолжением учебно-методического комплекта «Игралочка» - является комплект «Раз – ступенька, два - ступенька» (Петерсон Л.Г., Холина Н.П.), также рассчитан на два года.
Таким образом, математический блок программы «Школа 2000...» для дошкольников представляется наиболее насыщенным по сравнению с другими программами данного типа. Руководствуясь принципом минимакса, авторы значительно обогатили математические разделы задачами по формированию вычислительных умений, развитию представлений об арифметических действиях. Представленное в программе содержание, а также заявленные принципы позволяют отнести данную программу к программам развивающего типа.
Безусловно, положительным является
то, что программа — часть непрерывного курса математики «Детский
сад — школа».
В программе представлены тематические
планы по каждому из вариантов обучения,
для реализации программы авторами разработаны
учебно-методические пособия с учетом
возрастных особенностей дошкольников,
что облегчает организацию педагогической
деятельности и особо приветствуется
практиками.
Программа « Математические ступеньки» (Автор Е.В. Колесникова)
В практической деятельности дошкольных учреждений нашел широкое признание математический цикл «Математические ступеньки». (Данный цикл является авторским и представлен дидактическими пособиями по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет). По каждой возрастной группе автором разработано содержание обучения. В цикле «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
В содержании программы выделены традиционные разделы: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Кроме этого, выделен и раздел « Логические задачи». Содержание процесса формирования математических представлений разработано по каждой возрастной группе.
Следует подчеркнуть, что программа для детей седьмого года жизни достаточно содержательна, предполагает формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения. Большое внимание в программе уделено обучению детей записи чисел, знаков, что, как мы уже отметили выше, отличает данную программу от других.
Работа по формированию геометрических представлений предполагает не только знакомство с геометрическими фигурами, но и их анализ, связанный с выделением их составляющих частей. Содержание программы сопровождается методическими разработками в виде сценариев занятий и рабочих тетрадей, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программного материала.
« Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
Авторы: С.Г. Шевченко, канд. пед. наук; Р.Д. Тригер, канд. психол. наук; Г.М. Капустина, канд. пед наук; И.Н. Волкова, педагог-дефектолог ГОУ « Детский сад компенсирующего вида».
Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслевой программы «Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» коллективом ученых Института коррекционной педагогики РАО и практических педагогов-дефектологов ГОУ № 1371, № 1703 г. Москвы, предназначено для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.
Пособие содержит методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР), авторские программы подготовки к школе детей с ЗПР 5—6 и 6—7 лет (включая программы по развитию элементарных математических представлений), а также занятия на год (тематическое планирование) с указанием оборудования, дидактических и сюжетно-ролевых игр, используемых приемов. В качестве методической литературы могут быть использованы пособия с конспектами занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6, 6-7 лет с задержкой психического развития, разработанные Морозовой И.А, Пушкаревой М.А. с учетом методических рекомендаций С.Г.Шевченко.
Программы и методические материалы по РЭМП для подготовки к школе детей с ЗПР строятся на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Программы по РЭМП для дошкольной подготовки детей с ЗПР содержат пропедевтические курсы, способствующие успешному усвоению предметной программы для начальной школы. Как отмечает автор программ по формированию элементарных математических представлений (дошкольная подготовка по математике детей пятого-седьмого года жизни) кандидат пед. наук Г.М. Капустина в пояснительной записке к программам, главная цель курса — всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций.