Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.
Задачи:
1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
На обучении математике не могут не сказаться такие особенности этих детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, нечетком графическом изображении или, когда объекты перечеркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объема внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они многого не видят из того, что показывает педагог. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций препятствует выделению основных, существенных признаков объектов, установлению связей и зависимости между явлениями. При решении простейших арифметических задач дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдел словосочетания, расстановку чисел.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь порции информации: для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Они склонны просто механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.
Таким образом, уровень развития элементарных математических представлений детей с ЗПР дошкольного возраста снижен по сравнению с таковым у их нормально развивающихся сверстников. В целом, по данной главе можно сделать следующие выводы.
Большинство детей с ЗПР правильно воспроизводят числовой ряд с 1 до 10, находят большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать неравночисленные множества хотя бы одним из способов, могут решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы, знают основные геометрические фигуры. По в то же время они недостаточно гибко владеют натуральным рядом чисел, поэтому не могут вести счет в обратном порядке, а также с любого пункта натурального ряда. В отличие от своих сверстников, развивающихся нормально, они затрудняются в осуществлении разностного сравнения (даже смежных чисел), не в полной мере понимают независимость счета от других свойств предметов: их размера, расположения, от направления счета. Большинство из них сопровождают процесс счета развернутыми внешними действиями, в то время как многие нормально развивающиеся шестилетние дети уже считают "глазами".
Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий. Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников не умеют использовать при этом наглядный счетный материал. Многие ошибки этих детей обусловлено их невнимательностью и неумением удерживать в памяти все задание, контролировать себя в ходе работы, а также поспешностью, импульсивностью действий.
Все эти особенности дошкольников, имеющих некоторое отставание в развитии, вместе с недостаточностью начальных математических знаний и представлений создают повышенные трудности в овладении ими математикой. Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета [18. с. 23].
В "Положении о Дошкольном учреждении" 1991 года были предусмотрены условия для разнообразия содержания работы с детьми. Положение дало возможность дошкольному учреждению выбирать программу обучения детей из имеющихся, вносить в нее дополнения, создавать альтернативные программы.
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые педагоги теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:
- Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем);
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
умениями работать по правилу и по образцу,
слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Понятно, что ни одну из этих компетентностей
мы не сможем сформировать в должной степени,
уделяя мало внимания развитию у ребенка
логики, мышления, внимания, умения действовать
в определенной последовательности (алгоритмы),
не научив его считать, различать геометрические
фигуры, решать простейшие задачи.
Согласно ФГТ вся образовательная деятельность
стоится по принципу интеграции, поэтому
все комплексные программы проходят доработку
на соответствие с ФГТ. А сейчас краткий
анализ раздела «Развитие элементарных
математических представлений» наиболее
распространенных комплексных программ
дошкольного образования.
Рассмотрим «Программу воспитания и обучения в детском саду», утвержденную Министерством просвещения РСФСР в 1985 году (отв. ред. М.А. Васильева). Она характеризуется четкой структурой: деятельность детей каждой возрастной группы конкретно определяется такими параметрами, как задачи воспитания, организация жизни и воспитание детей, обучение на занятиях. Несомненную пользу для воспитателей имеют требования-рекомендации рубрики: "К концу учебного года дети должны знать и уметь" (далее подробно перечисляются знания и умения, служащие ориентирами в работе воспитателей).
Однако анализируемая программа имеет ряд существенных недостатков. Так, главной задачей детского сада ее авторы считают образовательную работу, связанную с подготовкой ребенка к школе, при этом, не ориентируя педагогов на развитие умственных сил и познавательных способностей детей. Эта программа не содержит рекомендаций о развитии детей по следующим аспектам:
1. Развитие психических процессов: внимания, воображения, интересов, мыслительных операций и т.д.
2. Развитие речи - богатство словарного запаса, яркости, эмоциональности, образности, сочности, экспрессивности, тональности языка.
3. Развитие двигательной сферы - мускулатуры мелких мышц пальцев, в упорядоченности движений и т.д.
4. Развитие сенсорной сферы - тонкости и точности различение света, цвета, формы, звуков, оттенков речи, умения не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
5. Эмоциональное развитие, осуществляемое в условиях богатства окружающего мира, его красочности и звуковой полифонии.
Так, вопросы изменений, происходящих в деятельности и личности ребенка, в этой программе не конкретизируются. Авторы программы не ориентируют педагогов на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей детей, а ребенок не рассматривается как личность со всем богатством ее взаимоотношений с окружающим миром. Уязвимым местом программы является невнимание к вопросам формирования мотивов деятельности дошкольников, что является одним из структурных элементов личности ребенка и без чего невозможна гуманизация его внутреннего мира. "Программа воспитания и обучения в детском саду" не показывает, каким образом следует осуществлять воспитательный процесс, чтобы обеспечить необходимый уровень знаний, умений и навыков детей. Содержание программы не раскрывает путей очеловечивания методов обучения, недооценивает необходимость использования таких методов, как сравнение, замещение, моделирование, а императивный тон рекомендаций программы вызывает отрицательные эмоции у ее исполнителей.
Эта программа с точки зрения целей, сориентирована, в основном, на усвоение математических знаний и подготовку детей к школе. Анализ "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой показал, что содержание данной программы занижено по отношению к: возрастным возможностям и реальным знаниям детей; их познавательным интересам; социальному заказу, идущему от школы и родителей (о чем свидетельствует появление платных учреждений дошкольного образования, отказавшихся от традиционной программы).
Вместе с тем нужно отметить, что данная программа по своему содержанию преемственна с традиционной программой обучения математике в начальной школе: обе построены на единых теоретических основах, с учетом психологических особенностей усвоения знаний детьми в каждом возрастном периоде. Программа не ориентирует воспитателя на учет индивидуальных различий в усвоении детьми знаний, формировании умений и навыков, а рассчитана на ребенка как "среднестатистическую единицу", что является, несомненно, ее недостатком
В 2010 г. вышло обновленное и переработанное
издание в соответствии с ФГТ, и теперь
программа называется «От рождения до школы». Авторы отмечают,
что это усовершенствованный вариант,
составленный с учетом федеральных государственных
требований к структуре общеобразовательной
программы, новейших достижений современной
науки и практики отечественного дошкольного
образования. По словам авторов, она предусматривает
развитие у детей в процессе различных
видов деятельности внимания, восприятия,
памяти, мышления, воображения, речи, а
также способов умственной деятельности
(умение элементарно сравнивать, анализировать,
обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные
связи и др.). Фундаментом умственного
развития ребенка являются сенсорное воспитание,
ориентировка в окружающем мире, большое
значение в умственном воспитании детей
имеет развитие элементарных математических
представлений.
Программа предполагает формирование
математических представлений у детей,
начиная с первой младшей группы (от 2 до
3 лет). Однако на первом и втором году жизни «Программа
воспитания и обучения в детском саду»
предусматривает создание развивающей
среды, позволяющей создавать базовые математические
представления. Разработчики программы
указывают на важность использования материала
программы для развития умения четко и
последовательно излагать свои мысли,
общаться друг с другом, включаться в разнообразную
игровую и предметно-практическую деятельность,
для решения различных математических
проблем.
Необходимое условие успешной реализации
программы по элементарной математике
— организация особой предметно-развивающей
среды в группах и на участке детского
сада для прямого действия детей со специально
подобранными группами предметов и материалами
в процессе усвоения математического
содержания.
В
программе не выделяется раздел «Множество»
как самостоятельный, а задачи по данной
теме включаются в раздел «Количество
и счет». Указанные задачи находятся в
конце раздела, после задач по формированию
числовых и количественных представлений,
что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть
значимость данных понятий для развития
у детей представлений об операциях с числами
(сложения, вычитания, деления), основой
которых они и являются. С одной стороны,
в программе четко не оговаривается решение
задач по знакомству детей с арифметическими
операциями, но с другой — предполагается
обучение решению арифметических задач,
что требует работы над арифметическим
действием.
В целом
программа представляет достаточно богатый
материал по формированию математических
представлений у дошкольников. В программу
вошло большое количество задач, не предусмотренных
в более ранних вариантах программы. Это:
задачи по формированию представлений
об операциях с множествами (объединение,
выделение из целого части и т.п.); задачи
на формирование представлений о делении
целого предмета на равные части, знакомство
с объемом, с измерением жидких и сыпучих
веществ; задачи по развитию у детей чувства
времени, обучение определять время по
часам и т.п. В рамках формирования геометрических
представлений планируется работа не
только с плоскостными, но и с объемными
геометрическими фигурами, расширен круг
геометрических фигур, предлагаемых для
изучения детьми.
«Радуга» - программа воспитания, образования и
развития детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
Авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В.
Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.
В программе нашла
отражение центральная идея отечественной психологической
школы — о творческом характере развития.
Авторы рассматривают ребенка как субъект
индивидуального развития, активно осваивающий
культуру. С этих позиций определены направления
и границы педагогического воздействия
взрослого. Представление о ведущей роли
социокультурного контекста развития
подчеркивает неправомерность переноса
акцента дошкольного образования на школьную
модель обучения. В программе уделяется
большое внимание охране и укреплению здоровья
детей, формированию у них привычки к здоровому
образу жизни.
Авторский
коллектив стоит на позиции содействия
психическому развитию ребенка, а не простого
учета его возрастных особенностей. Помимо
перечня приобретаемых ребенком знаний,
умений и навыков, ориентиры для работы
педагогов определены в терминах становления
деятельности, сознания и личности ребенка.
В качестве особых задач ставится ориентация
на поддержание мотивации и формирование
осознаваемых целей деятельности. Большое
внимание уделяется освоению ребенком
знаковых символов (математические представления,
знакомство с буквами, символами и т.п.),
развитию начал логического мышления,
речевому развитию, формированию элементарного
осознания языковых явлений.
Задачи
по формированию математических представлений
изложены во втором подразделе второго
раздела — «Способствование становлению
сознания» и связаны авторами с задачей
«способствовать» вневременному интеллектуальному
развитию ребенка». Математический блок
программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой.
Задачи в программе представлены в обобщенном
виде, что затрудняет их восприятие и требует
дополнительного изучения соответствующей
методической литературы. Вместе с тем,
прослеживается система в работе, взаимосвязь
разных видов детской деятельности при
решении поставленных задач, направленность
программы на психическое развитие ребенка.
В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько пособий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах.
«Детство» программа развития и воспитания в детском
саду,
под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,
Л.М. Гурович.
Программа создавалась в целях обогащенного
развития детей дошкольного возраста,
обеспечения единого процесса социализации
— индивидуализации личности через осознание
ребенком своих Потребностей, возможностей
и способностей.
Ее девиз: «Чувствовать — познавать —
творить». Эти слова, отмечают авторы,
определяют три взаимосвязанные линии
развития ребенка, которые пронизывают
все разделы программы, придавая ей целостность
и единую направленность.
В
большинстве своем занятия проводятся по
подгруппам и имеют интегративный характер.
Математический блок программы «Детство»
разработан известными учеными в области
теории и методики формирования элементарных
математических представлений у дошкольников
З.А. Михайловой и Т.Д. Рихтерман. Программный
материал представлен по каждой отдельной
возрастной группе и имеет своеобразное
название «Первые шаги в математику».
Вместо традиционных тематических разделов в
математическом блоке выделены такие
разделы: «Свойства», и отношения», «Числа
и цифры», «Сохранение (неизменность) количества
и величин», «Алгоритмы». По каждому из
разделов сформулированы «представления»,
«познавательные и речевые умения». Кроме того,
по каждой возрастной группе определены
основные задачи развития математических
знаний и уровни освоения программы.