Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.
Задачи:
1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
Нормально развивающиеся дошкольники показали результаты лучше, чем дети с ЗПР. Почти все дети (80%) безошибочно умеют определять правую и левую сторону у себя и собеседника. Лишь двое детей (20%) перепутали стороны у собеседника.
Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги
Дети с нормативным развитием безошибочно и легко ориентируются на листе бумаги.
Таблица 15
Количественные данные исследования умения ориентироваться
на листе бумаги
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
6 |
60% |
- |
- |
3 |
4 |
40% |
- |
- |
4 |
- |
- |
10 |
100% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Дети с ЗПР хуже ориентировались на листе бумаги: не могли сразу показать верх, низ, найти левую и правую сторону тетради. Около 60% продемонстрировали низкий уровень. Они часто сомневались, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, действовали более робко, неуверенно, не были уверенны в правильности ответа.
Задание №4-5 Выявление знаний о днях недели, частях суток, умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера
По результатам проведенного исследования (таблица 16), можно констатировать, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в различении и назывании дня и вечера, как частей суток. Слова «день», «вечер» в 50% заменяются указанием конкретных действий, совершаемых в данное время. Последовательностей дней недели заучена в большинстве случаев (60%) механически. В связи с этим они допускают много ошибок в установлении взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке. При выполнении заданий многие (50%) называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли следующий. Еще труднее им было назвать предыдущий день. Все эти проблемы обусловлены бедностью запаса сведений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций.
Таблица 16
Количественные данные исследования знаний о днях недели,
частях суток; умения различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
80% |
- |
- |
3 |
2 |
20% |
6 |
60% |
4 |
- |
- |
4 |
40% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Дети с нормативным развитием показали лучшие результаты, хотя частично им присущи те же типичные ошибки.
Анализ результатов проведенного эксперимента позволил нам сделать выводы по уровням развития детей с ЗПР и нормативным развитием, а также выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений.
Таблица 17
Успешность выполнения всех заданий констатирующего эксперимента детьми с ЗПР и нормативным развитием
Количество баллов |
Дети с ЗПР (10 человек) |
Дети с нормой интеллекта ( 10 человек) |
Общее количество баллов |
Общее количество баллов | |
1 |
1 |
- |
2 |
180 |
- |
3 |
171 |
108 |
4 |
2 |
456 |
Всего |
354 |
564 |
Средний показатель |
2,2 |
3,5 |
По результатам проведенного констатирующего эксперимента дети с ЗПР показали средний балл – 2,2, что соответствует низкому уровню. Их сверстники с нормативным развитием набрали средний балл – 3,5: уровень ближе к высокому. Исходя из вышеописанных результатов констатирующего эксперимента, можно сделать выводы об особенностях элементарных математических знаний детей шестилетнего возраста с ЗПР и нормативным развитием.
Выводы по главе ΙΙ
В экспериментальной части было выявлено следующее:
дети с ЗПР недостаточно сознательно усвоили последовательность чисел в натуральном ряду, не могут сознательно в нем ориентироваться. Они не могут «оторваться» от единицы и называть числа, начиная с любого пункта натурального ряда. Поэтому данные дети затруднялись в воспроизведении числового ряда в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного, обратном счете. Большинство дошкольников с ЗПР понимают, что результат счета не зависит от размера предметов. Но что результат счета не зависит от направления пересчета предметов (слева — направо, справа — налево) и от расстояния между ними, понимают лишь некоторые из них. Остальные в каждом варианте задания пересчитывали предметы, причем, иногда получали другой результат. Все дошкольники, отстающие в развитии, производили пересчет с развернутыми внешними действиями: они считали, передвигая предметы, называя вслух числительные.
Значительные затруднения вызвало у этих детей сравнение двух групп предметов. Определить разностные отношения они могли только в тех случаях, когда предметы в этих группах были наглядно соотнесены. Таким образом: один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР — вычислительные навыки. Большинство дошкольников данной группы не умеют считать самостоятельно и не владеют способами предметно-практической деятельности. Задачу на нахождение суммы верно решило большинство испытуемых, на разность значительно на более низком уровне.
Проверка умения ориентироваться в пространстве показала, что большинство детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе, значительно хуже на собеседнике. Из геометрических фигур дети легче всего находили и называли круг. В остальных случаях часто давали ошибочные названия. Следует отметить, что большинство даже шестилетних детей с ЗПР знают не все названия цифр, путают некоторые цифры. По результатам поведенного исследования можно констатировать, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в различении и назывании частей суток, дней недели, в умении дифференцировать настоящее, прошедшее, будущее время (вчера, сегодня, завтра).
Нормально развивающиеся дети продемонстрировали довольно высокий уровень знаний по предложенным заданиям, потенциальные возможности для дальнейшего успешного обучения математике. По результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, гораздо хуже подготовлены к изучению математики из-за более низкого уровня познавательного развития и исходных математических знаний.
Заключение
Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольном возрасте. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, сниженная познавательная активность, невнимательность, неумение удерживать в памяти все задание, контролировать себя в ходе работы, а также поспешность, импульсивность действий приводят к тому, что дошкольники старшего возраста с ЗПР не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений, которыми владеют их успешно развивающиеся сверстники. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении математике в школе.
Поэтому целью нашей работы было осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР. Для решения поставленной цели использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Результаты исследования подтвердили наши теоретические выводы, сделанные на основе изучения психолого-педагогической литературы:
из-за своих психофизических особенностей дети с ЗПР многого не добирают в своем математическом развитии, поэтому не имеют достаточной готовности к обучению в школе. Также констатирующий эксперимент позволил выявить определенные особенности элементарных математических представлений у данной категории детей по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками:
Большинство детей с ЗПР правильно воспроизводят числовой ряд с 1 до 10, находят большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать неравночисленные множества хотя бы одним из способов, могут решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы, знают основные геометрические фигуры. Но в то же время они недостаточно гибко владеют натуральным рядом чисел, поэтому затрудняются в счете в обратном порядке, с любого пункта натурального ряда, а также в осуществлении разностного сравнения.
Не в полной мере понимают независимость счета от других свойств предметов: их размера, расположения, от направления счета. Многие из них сопровождают процесс счета развернутыми внешними действиями.
Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий. Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников затрудняются использовать при этом наглядный счетный материал.
Особые трудности дети с
ЗПР испытывают при
Охотно приступают к выполнени
Дети с нормативным развитием продемонстрировали достаточно высокий уровень самостоятельности при решении умственных задач, большинство операций выполнялось в умственном плане. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма предъявления задания для этих детей не имела существенного значения.
Литература
1. Баряева Л.Б. Интегративная модель
математического образования
2.Белошистая А.В. Современные
программы математического обра
4.Белошистая А.В. О диагностике
математического развития детей./ Дошкольное
воспитание.-2011.-№3. 11-18с. ,№5. 23с.
6.Блехер Ф.Н. Развитие
первоначальных математических
представлений у детей