Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:02, аттестационная работа
Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.
Задачи:
1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.
Введение………………………………………………………………….…..2
Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12
1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19
Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР
2.1. Программа экспериментального исследования………………………...38
2.2. Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..
2.3. Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………
2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………
Заключение……………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………….....66
Приложение…………………………………………………………................70
Таблица 9
Количественные данные исследования умения в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
6 |
60% |
- |
- |
3 |
4 |
40% |
- |
- |
4 |
- |
- |
10 |
100% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Из табл. 9 видно, что задание на соотнесение цифры с определенным количеством однородных предметов, а также обратное ему - обозначение группы предметов - соответствующей цифрой - не вызвало затруднений среди детей с нормативным развитием.
Задание№10 Умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10
Исследование показало, что дети с ЗПР лучше владеют самыми элементарными приемами сложения и вычитания. Это присчитывание и отсчитывание по единице. Больше половины испытуемых умеют присчитывать и отсчитывать по одному без опоры на наглядный счетный материал в пределах трех (70%), несколько человек в пределах пяти (30%). При вычислениях от 5 до 10 количество ошибок нарастало. Дети допускали много ошибок. При этом они переспрашивали пример, повторяли его еще раз, иногда отвечали, не думая, лишь бы ответить, называли разные результаты. Видно, что эти дети не умеют использовать имеющийся перед ними счетный материал, в том числе собственные пальцы; отгибают и загибают их по-разному, пересчитывают шепотом.
Значительные затруднения дошкольники с ЗПР показали при вычислениях, когда второе слагаемое или вычитаемое больше двух. 50% детей не задумывались над примерами, сразу давали ответы. Остальные дети допускали ошибки. 30% детей проявляли беспомощность, не знали, как надо считать, затруднялись и молчали. Никто из детей не дал правильных ответов на все примеры. Сводные данные таблицы показывают низкий уровень у 80% дошкольников с ЗПР.
Количественные данные исследования умения в присчитывании и отсчитывании по единице в пределах 10
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
80% |
- |
- |
3 |
2 |
20% |
4 |
40% |
4 |
- |
- |
6 |
60% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
При выполнении счетных операций, нормально развивающиеся дошкольники справились гораздо лучше. 80% человек решали примеры безошибочно и отвлеченно, в словесной форме. 20% детей допустили ошибки, сами могли их исправить.
Значительные затруднения дошкольники с ЗПР показали при вычислениях, когда второе слагаемое или вычитаемое больше двух. 50% детей не задумывались над примерами, сразу давали ответы. Остальные дети допускали ошибки. 30% детей проявляли беспомощность, не знали, как надо считать, затруднялись и молчали. Никто из детей не дал правильных ответов на все примеры.
Нормально развивающиеся дошкольники показали следующие результаты. 60% детей производили вычисления отвлеченно, без использования наглядности, они не допустили при решении примеров ни одной ошибки. Остальные дети решали примеры в пределах пяти отвлеченно, в пределах десяти использовали счетный материал, но допускали ошибки. Надо отметить, что дети этой категории гораздо более продуктивно и умело использовали имеющийся перед ними счетный материал, в том числе, собственные пальцы, действовали гораздо быстрее, увереннее, значительно лучше ориентируясь в числовом ряду.
Задание№11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания
Задачу на нахождение суммы верно решило 60% детей с ЗПР. Остальные допустили ошибки в вычислениях на +, - 1. Двое детей дали арифметическое решение, все другие(80%) называли только ответ задачи. В единичных случаях испытуемые пытались дать объяснение, воспроизводя содержание задачи: "Потому что три сидели, две прилетели, три и две получится пять",. "Потому что, если еще две птички, то их будет пять".
Задачу 2 (на нахождение остатка) правильно решили 50% детей с ЗПР. Остальные называли неверные ответы. Арифметическое решение дал только один ребенок. Часто дети переспрашивали текст задачи, забывали данные числа, затруднялись дать какой-либо ответ, долго раздумывали, перебирали наглядный материал, чувствовали неуверенность, ждали подсказки. Половине испытуемых были заменены в задаче данные на меньшие.
Таблица 11
Количественные данные исследования умения в решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
80% |
- |
- |
3 |
2 |
20% |
7 |
70% |
4 |
- |
- |
3 |
30% |
Всего |
32 |
100% |
10 |
100% |
Из табл.11 видно, что дошкольники с нормальным развитием успешно справились с решением обеих задач, все назвали правильные ответы. При этом, как и в группе детей с ЗПР, арифметическое решение дали немногие(30%). Объяснения детей свидетельствовали о том, что многие из них сумели представить те предметы и действия, о которых говорится в задаче.
Сенсорные эталоны
Задание№1 Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал
Сводные данные таблицы 1 показывают, что дети с нормальным уровнем развития не испытывают особых затруднений при ознакомлении с геометрическими фигурами. Только одна девочка(10%) квадрат назвала кубом, круг – шаром, т.е. перепутала понятия: геометрическая фигура и геометрическое тело.
Количественные данные исследования умения правильно назвать геометрические фигуры
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
3 |
30% |
- |
- |
3 |
7 |
70% |
1 |
10% |
4 |
- |
- |
9 |
90% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Из геометрических фигур дети с ЗПР легче всего находили и называли круг. Треугольник смешивали с прямоугольником (половина всех ошибок), а также с квадратом (20% ошибочных ответов). Квадрат назвали правильно 70% испытуемых с ЗПР. Не назвали эту геометрическую фигуру трое детей. Около 50% верно узнали прямоугольник. Остальные либо совсем не назвали данную фигуру (10%), либо дали ошибочные названия, смешивая ее с квадратом (20%), треугольником (10%). Овал узнали 40% детей с ЗПР. Иногда смешивали его с другими геометрическими фигурами, чаще с кругом(30%). Три ребенка (30%) просто не знали названия этой фигуры.
Задание№2 Размер предметов.
Дошкольники обеих сравниваемых групп правильно выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый к тонкий, широкий и узкий. Но самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих отсутствует. Дети обеих групп заменяют их в своей речи универсальным признаком - большой и маленький. При этом дети с ЗПР несколько хуже своих сверстников, развивающихся нормально, пользуются этими терминами. Чаще других дети употребляют термины "длинный" и "короткий", "широкий" и "узкий" употребляют значительно реже, а слова "высокий" и "низкий" – почти никто. Кроме того, встретились замены признаков в обеих группах испытуемых: вместо "высокий" - "длинный", а также неточное употребление слов-признаков размера: "худенький" вместо "тонкий", "недлинный" вместо "короткий".
Таблица 13
Количественные данные исследования умения сравнивать предметы различной величины
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
4 |
40% |
- |
- |
3 |
6 |
60% |
10 |
100% |
4 |
- |
- |
- |
- |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Можно сказать, ссылаясь на данные таблицы, что по данному разделу программы показатели обеих сравниваемых групп были близкими, хотя испытуемые о ЗПР дали несколько худшие результаты, чем дети с нормативным развитием.
Пространственные и временные представления
Пространственные представления Задание №1-2 Умение ориентироваться в «схеме» собственном теле
Проверка умения ориентироваться в пространстве (таблица 14) показала, что большинство шестилетних детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе (80%), значительно хуже - на собеседнике (40%).
Таблица 14
Количественные данные исследования умения ориентироваться в «схеме» собственном теле
Количество баллов |
Дети с ЗПР |
Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение |
Относительное значение |
Абсолютное значение |
Относительное значение | |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
7 |
70% |
- |
- |
3 |
3 |
30% |
2 |
20% |
4 |
- |
- |
8 |
80% |
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |