Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.

Содержание работы

Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Эта работа может быть дополнена  сообщениями о выполненном поручении, ответами на вопросы (Какого цвета предметы в группе?), постановкой вопросов, оценкой выполненного приказания с  включением заданных слов (Вова хорошо нарисовал дом).

III. Проведение тематических бесед с детьми (с использованием картин), одна из целей которых - закрепление лексики по той же теме или по нескольким ранее пройденным темам. Например, ведя беседу о лесе, учитель демонстрирует картины, на которых изображены разные виды деревьев, и побуждает детьми в ответы включать названия этих деревьев. Подобным упражнениям предшествуют экскурсии, наблюдения, просмотры фильмов.

IV. Выполнение детьми рисунков по словесному заданию («Нарисуй большой мост», «Нарисуй маленький мост - мостик») и название изображенных предметов, их качеств, действий, которые они могут выполнять (дети рисуют инструменты, потом называют действия : пилить , копать , рубить).

V. Составление словосочетаний и предложений по рисункам картинам, сериям картин с включением закрепляемой лексики. Словарь дается для справок в письменном виде, обозначается тематически (названия одежды) или актуализируется указанием на определенный признак, общий для этих слов («кто как передвигается», «слова - названия частей предмета», «слова с одинаковым корнем»). Рисунки могут быть подобраны так, что один и тот же изображаемый на них предмет имеет разный цвет, размер, положение и т. п.

VI. Составление словосочетаний, предложений по картинам может проходить в виде ответов на вопросы или постановки вопросов с использованием выделенного для работы словаря, в виде придумывания названий к рисункам, составляющим сюжетную серию, а также в форме составления фразы из слов, данных вразбивку. Вариантом работы может быть выполнение пропущенного в предложении слова (последнее подбирается в соответствии с изображенным на картине).

VII. Составление (устно и письменно) текстов по картинам и опорному словарю; введение диалога, беседы по картинам и предложенным для использования словам. Наглядной основой могут служить диафильмы и натуральные предметы (описание, сравнение). Диалог и беседа могут быть построены так же, как и разговор о тех действиях, которые учащиеся выполняют в процессе оперирования с предметами.

VIII. Связной текст или диалог к картинам могут быть даны в готовом виде, но с пропущенными словами, которые учащиеся должны вставить. По серии картин «Охотник и собака» можно составить и записать на доске текст с пропущенными приставочными глаголами (вышел, подошел, перешел и т. п.). После беседы по содержанию картин специально привлекается внимание к особенностям слов, которые надо включить в текст (повторение).

 В подобных работах особенно  отчетливо проявляется взаимосвязь  между усвоением лексики и  развитием речи в целом. Словарная работа в этих упражнениях выступает как одна из частей, обеспечивающих создание целого (текста, диалога).

Упражнения, выполняемые на отвлеченной (словесной) основе, могут быть классифицированы по форме, в которой предлагаются задания, и конечной задаче его выполнения. В зависимости от этого дети оперируют отдельными словами (анализ, синтез, группировка), включают их в словосочетания, предложения, связной текст или составляют связные высказывания.

 Упражнения, в которых исходным  материалом служат изолированные слова или группы слов.

1. Подбор к данному слову других, родственных по словообразовательному  признаку, тождественных по словообразовательной  подели :Малиновый- ..., ..., ...; подбежал - ..., ..., ... .

2. Образование на основе данных слов других, определенным типовым

значением : Чай – чайник, ехал –  переехал, лимон - лимонный

3. Образование слов по данной  приставке или суффиксу.

4. Нахождение (из числа данных) родственных  по корню слов.

5. Образование слов от одного  корня (с заданными приставками, суффиксами или их значениями): маленький кто? дом - ...  учить - ...

6. Подбор к данным словам синонимов  и антонимов.

7. Подбор произвольных слов парами  по принципу сходства или полярности  значений (внес, вкатил, ..., ...; въехал  выбежал, ..., ..., вошел - вышел, ...-...).

8. Подбор слов по их сочетаемости: к словам, обозначающим предмет,  подобрать слова-признаки или  глаголы; к словам, обозначающим  действия, присоединить слова - предметы.

9. Различные виды классификации  слов по разным признакам: по родовому признаку (распределить данные слова по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные; посуда, столовая посуда, чайная посуда, кухонная посуда); по свойствам (по цвету, по вкусу, величине, размеру, материалу).

10. Исключение из данной группы  слов, на обладающих общим признаком  (Какие слова лишние? - стол, диван,  стакан, кровать, кресло, платье, стул).

 Упражнения в подборе учащимися  слов по заданному признаку (вопросу,  теме, модели).

1. Подбор к слову, обозначающему родовое понятие слова видового значения: Какая мебель есть в школьной библиотеке? Какие продукты продают в молочном отделе продовольственного магазина?

2. Слова видового значения подвести  под родовое название (автобус,  трамвай, такси - ...).

3. Припомнить слова по теме (имеется  ввиду тематика уроков развития  речи).

  1. Подбор возможных признаков, действий к предмету или, наоборот, с постановкой вопроса к словам.

5. Придумывание слов по заданному  морфологическому признаку (придумать  действия, названия, названия которых начинаются с приставки под-, придумать слова, имеющие общий корень чай-, лес- и т.п. ).

Упражнения на использование слова  в словосочетании, предложении и  в связном тексте.

1. Составление возможных словосочетаний  с данным словом, варьирование слов в словосочетании, перестройка словосочетаний при замене одного из слов производным (вошел в комнату - вышел -... ... ... .). Нахождение слов (из предложенной группы), которые могут сочетаться с данным: повесил ... (картина, полотенце, стол, карандаш, зеркало).

2. Составление описательно-повествовательных  предложений по данному слову  из деформированной фразы (по  аналогии с конкретным образцом, по модели, схеме, вопросам).

3. Составление поручений, приказаний, вопросов, сообщений о выполненном задании с включением отобранных слов. Постановка вопросов к однокоренным словам (холод - холодный - холодно).

4. Восполнение пропусков во фразе  (словам, морфемы).

5. Распространение предложения  с использованием данных слов (например, прилагательных, наречий).

6. Нахождение в предложении или  связном тексте слов по определенному  логико-смысловому или словообразовательному  признаку.

7. Варьирование подчеркнутых в  данных предложениях или тексте  слов, замена их синонимами, антонимами, словами с суффиксами и приставками.

8. Составление диалогов, рассказов,  описаний по данным опорным  словам.

Г. Лексические речевые игры:

«Кто больше придумает слов» (по заданной теме, признаку, составу).

«Кто покажет больше предметов» (относящихся к данной тематической группе).

Отгадывание загадок (по признакам  или действиям назвать слово).

 «Докончи фразу» (угадывание  предмета в свертке).

Ролевые игры («В магазин», «В почту» и др.).

Лото.

Эти и другие игры и игровые приемы позволяют закреплять разнообразный  лексический материал в занимательной форме как на занятиях, так и во внеурочное время. Построены они могут быть как на материале отдельных слов, так и на фразах и диалогах. Ролевые игры способствуют включению словаря в самостоятельную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отличие от нормально  слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной  мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом неконстантные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью  лишенных слуха, является одной из самых  сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование  с неизбежностью должно опираться  на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.

В системе просвещения  нашей страны имеется развернутая  сеть специальных учреждений школьного  и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и  воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха. Главные идеи отечественной сурдопедагогики, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса были сформулированы 50-70 годы.

Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового  материала: его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при  отборе и организации лексики  и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, как они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка. Например, в речи слабослышащих детей относительно мало названий действий, служебных слов. В то же время названия действий составляют предикативную основу предложений, а служебные слова - важнейшие элементы сцепления слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<p class="dash041e_0431_

Информация о работе Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе