Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 10:25, курсовая работа
Цель моего исследования - раскрыть значение нетрадиционных приёмов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Объект исследования – средства развития творческого воображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
Какие же особенности
развития изобразительных
Изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми. Достигается это не только упражнением, но и повышающейся осознанностью, целенаправленностью этих действий, растущей произвольностью всех психических процессов, совершенствованием их регулирующей функции. Вследствие этого у ребенка изобразительные действия все более подчиняются замыслу. Особая роль принадлежит развитию действия восприятия. Именно восприятие создает представление о предмете, явлении. На это представление ориентируется ребенок в процессе изображения. Восприятие позволяет оценивать изображение и сравнивать его с образом представления.
Изобразительные действия становятся все более разнообразными, что позволяет выполнить любое изображение (разных форм, строения, разнообразного сочетания предметов и т.п.).
Изобразительные действия становятся более самостоятельными и обобщенными, т.е. ребенок постепенно научается на основе сравнения особенностей изображаемых предметов с сенсорными эталонами, а затем и между собой находить общее между ними и переносить известные ему и подходящие для этого способа изображения в новые условия, на изображение относительно новых предметов из ряда подобных (сходных по форме и строению). Это дает ребенку свободу и самостоятельность в изображении любого предмета, явления, а следовательно, дает относительную свободу для развития замысла и его реализации.
76
Дошкольник проявляет активность, инициативу и самостоятельность в обогащении способов изображения, дополняя известные образы деталями на основе свежих впечатлений, свободного комбинирования, варьирования способов изображения, смелого и свободного применения техники.
Все это рождает
у ребенка смелость и
Следует иметь в
виду, что изобразительные действия
не успевают за
Очень важно, чтобы развивались обе тенденции. По существу, речь идет о развитии мотивационно-потребностной и оперативно-технической сторон деятельности. Они находятся в диалектическом единстве. В деятельности взрослых художников они не противоречат друг другу. Поэтому невнимание педагогов ко второй стороне изобразительной деятельности (оперативно-технической) приводит со временем к отказу от деятельности вообще. Ребенок реализует, выражает себя в игре или других видах художественной деятельности. А абсолютизация изобразительной тенденции, что нередко происходит на практике, не оказывает должного влияния на развитие мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, развитие его творчества, эстетических чувств.
Итак, в дошкольном
возрасте изобразительные
Художественно-творческая деятельность включает в себя действия контроля и оценки.
1 Сюжетному рисованию, аппликации, лепке посвящены специальные параграфы.
77
«Этот оценочный момент,
- писал Б.М.Теплов, - составляет необходимый
компонент не только
С того момента как
детское творчество перестает
быть «деятельностью для себя»,
т.е. игрой, а направляется на восприятие
его продукта другими, оно неизбежно
должно включать в себя
Без развития эстетической
оценки теряет значение
Действия контроля
и оценки формируются у детей
при условии осознания ими, что
работа предназначена для
Развитие мотивов
1 Известие АПН РСФСР. Вып. 11. М; Л., 1947. Психологические вопросы художественного воспитания. - С. 111.
78
образ, его содержание и форму) и, следовательно, осознает себя, лучше понимает себя, формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности.
Совершенствование
Однако процесс «присвоения»
изобразительной деятельности
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Во-вторых, содержательность.
Рисунок даже самого
Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну,
99
это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают
нас в том, что ребенок способен
выразить в них свое
Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабу некая). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Содержание образа
воплощается выразительными
№0
вует в любом виде искусства.
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть'. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка ко взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей.
Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Стр 125
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих
возможностей в условиях
правильного руководства
2 параграф