Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций
Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения
Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................
5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....
16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...
31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..
52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................
98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….
108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..
120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
«Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»
Кафедра методики преподавания и биологии
Т. А. Жукова, В. В. Баранова
Теория и практика профильного обучения
Курс лекций
для специальности
050502.65 – «Технология и предпринимательство», направления 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль 050500 – «Технологическое образование»
Кемерово 2012
УДК 378.147.34
Ж 86
Рецензент:
Г.Г. Тупикина – кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Утверждён на заседании
кафедры методики преподавания и биологии
(протокол № 6_ от 20.02.2012 г.)
Рекомендован к изданию методической комиссией
гуманитарно-педагогического факультета
(протокол № 6 от _29.02.2012 г.)
Теория и практика профильного обучения : курс лекций [для специальности 050502.65 – «Технология и предпринимательство», направления 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль 050500 – «Технологическое образование»] / Т. А. Жукова, В. В. Баранова ; Кемеровский ГСХИ. – Кемерово, 2012. - 145 с.
Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения.
©Кемеровский ГСХИ, 2012
©ИИО Кемеровского ГСХИ, 2012
Содержание
Введение………………………………….………..... |
4 |
Лекция 1. Профильное обучение за
рубежом. Проблема профильного обучения
в России в исторической ретроспективе................. |
5 |
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения……….... |
16 |
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…... |
31 |
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....….. |
52 |
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….… |
61 |
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..… |
74 |
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы……………….. |
87 |
Лекция 8. Муниципальная образовательная
сеть профильного обучения...................... |
98 |
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений………………. |
108 |
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения. |
115 |
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….….. |
120 |
Глоссарий………………..………………………………… |
132 |
Список использованной литературы……………………………….. |
141 |
Введение
Цель изучения дисциплины – получение комплексного представления о системе предпрофильного и профильного образования. Знакомство с основными положениями Концепции профильного обучения, мерами по организации предпрофильной и профильной подготовки и профильного обучения как в целом, так и в своей образовательной области, освоение основных содержательных единиц и рекомендуемых методов преподавания предметных и межпредметных курсов по выбору, методов оценивания.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1) усвоение знаний: о комплексном подходе в реформировании общего образования, концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, общих положениях организации предпрофильной организации девятиклассников, о базовой модели предпрофильной подготовки, методике преподавания курсов по выбору, формах итоговой государственной аттестации, о портфолио как средстве формирования накопительной оценки обучающихся, реализации вариативных моделей предпрофильной подготовки, о создании систем педагогической поддержки учащихся при выборе профиля обучения в старшей школе, управление процессом разработки и введения предпрофильной подготовки в учреждениях образования; особенностях организации учебного процесса в профильной школе, учебных планах профильных классов школ;
2) развитие научных представлений о непрерывном образовании человека, закономерностях личностного и профессионального роста;
3) овладение понятийным аппаратом при изучении ведущих тем дисциплины;
4) приобретение опыта анализа современной системы образования, рефлексии, развития умений, навыков в будущей профессиональной деятельности.
В связи с новизной проблемы в обучении студентов предполагается широкое использование наиболее ценного опыта практической деятельности, представленной в литературе, в частности, опыта Кемеровской области.
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема
профильного обучения в России в исторической ретроспективе
План
1. Профильное обучение за рубежом.
2. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе.
Литература
1. Борздун, В. И. Профильное
обучение в Кемеровской
2. Демченко, А. Р. Основные
направления профилизации
3. Касаткина, Н. Э. Организация профильного обучения в оценке школьников, их родителей и учителей общеобразовательной школы в условиях региона (на примере Кемеровской области) / Н. Э. Касаткина, О. М. Колупаева, О. Б. Лысых, Е. Л. Руднева // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 6. – С. 280 – 297.
4. Касаткина, Н. Э.
Реализация профильного
5. Концепция
профильного обучения на
6. Копытов, А. Д. Внедрение адаптированных зарубежных образцов реализации профильного обучения / А. Д. Копытов // Педагогика. – 2010. – № 7. – С. 98 – 105.
1. Профильное обучение за рубежом
Зарождение профильного обучения на Западе связывается с появлением общих идей дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) обозначает разделение, расчленение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация является средством, которое позволяет осуществить индивидуальную работу с учащимися в образовательных учреждениях.
Причиной появления профильности в системе общего образования послужили:
1) различия в потребностях
и возможностях самих
2) внешним стимулом к созданию профильных классов стали различия в требованиях к выпускникам школы, предъявляемых внешней системой: обществом, производством, учреждениями профессионального образования.
Так, например, профильность традиционных школ Германии (гимназии трех типов: естественно-математические, древних и современных языков, реальные школы разных профилей) сохраняется до настоящего времени как удовлетворяющая потребности страны в выпускниках, имеющих различные уровни общеобразовательной подготовки.
3) увеличение количества
школьников данной возрастной г
В связи с этим в США С. Торндайк и Л. Терман выдвинули идею построения школьной программы на базе дифференцированных по уровню преподавания профилей-трэков, или направлений обучения.
Сегодня практически все школы Западной Европы и США являются профильными. Профили вводятся на 2 – 3 последних годах общего образования. Как правило, старшая профильная школа выделяется в отдельный вид образовательного учреждения: лицей – во Франции; гимназия – в Германии; высшая ступень общего образования – в США.
Во Франции существует три вида лицейского образования: общей, технологической и профессиональной направленности. Первые два институционально связаны; профессиональный лицей, реализующий третье направление, – самостоятельный тип общеобразовательного учреждения. По окончании лицея любой направленности возможно получение высшего образования.
На первом этапе в лицее общего и технического образования (1-й год обучения) учащийся завершает свое самоопределение по различным направлениям профильного обучения. На втором этапе (2 – 3-й годы обучения) осуществляется собственно обучение, завершающееся сдачей экзамена, дающего право на поступление в вузы Франции без вступительных экзаменов (исключая медицинские и фармакологические, зачисление в которые осуществляется по итогам конкурса). Экзамен традиционно называется «бак» («бакалавриат»).
Направлений профильной специализации довольно много. В каждом конкретном лицее осуществляется подготовка по нескольким из них, но результатом является сдача одного из восьми типов «баков»:
– социально-экономического;
– филологического;
– естественнонаучного;
– индустриально-
– в области медико-социальных наук;
– в области агротехнологии и охраны окружающей среды;
– в области лабораторных технологий;
– в области технологий третичного сектора экономики (изучение мировой торговли и торговых отношений, информатики и управления).
Фиксированные структура и содержание образования в том или ином направлении профильного обучения отсутствуют, но для каждого профиля наборы курсов в целом типичны, например, в рамках индустриально-технологического профиля изучаются электроника, математика, механические производства, электротехника, микротехнология, материаловедение, промышленное строительство, оптическое производство, прикладные искусства.
В структуре каждого направления выделяются три группы дисциплин:
– обязательные, которые
дают учащимся необходимую общеобразовательну
– предметы, определяющие специализацию;
– факультативы.
«Баки» проводятся не в лицеях, а в каком-либо из научных центров департамента образования. Экзамены принимает специальная комиссия, председателем которой является один из профессоров местного университета. Экзаменационная сессия очень трудна. Примерно пятая часть учащихся не сдает экзамены и остается без диплома.
В Великобритании после трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся делятся на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на поступление в полную среднюю школу (около 40 %), и тех, кто не собирается продолжать образование. Таким образом, в последних двух классах неполной средней школы существуют два профиля: академический и неакадемический.
В 1988 году был принят Национальный учебный план, регламентирующий деятельность государственных общеобразовательных школ, в котором перечислены 13 обязательных предметов.
Дифференцированное обучение, основанное на интересах и способностях учащихся, начинается на четвертом году обучения в неполной средней школе; около 50 % времени отводится на изучение обязательных предметов, остальное – предметов по выбору. Таким образом, 20 часов в неделю отводится предметам по выбору, оставшиеся 20 часов распределяются между обязательными предметами: английский язык и литература (8 часов), математика (6 часов), физкультура (4 часа), религия (1 час), курс профориентации (1 час).
На второй год дифференциации обучения создаются равноценные (по уровню теоретических знаний и практических умений и навыков) отделения, углубленные по одному из научных профилей. У каждого ученика IV класса формируется свой индивидуальный учебный план. Как правило, изучается один обязательный общегуманитарный курс и три предмета по профилю избранного вуза.
Таким образом, если французская модель профильного лицея предполагает решение относительно широких общеобразовательных и профориентационных задач, то в английском варианте эти задачи «сдвинуты» на предшествующую ступень образования. Однако указанное различие необходимо оценивать в социальном контексте, учитывая различное количество молодежи, проходящей через старшую ступень образования во Франции (заметно больше половины) и в Великобритании (заметно меньше половины).
В условиях сложной организации профильного обучения в Великобритании важной является проблема профильной ориентации учащихся, организации выбора ими тех или иных курсов. В английских школах действует система тьюторов – учителей-предметников, которые занимаются организационной и ориентационной работой в том или ином классе. С 13 лет учащихся начинают готовить к принятию решения относительно выбора предмета для изучения в IV классе. Профильная ориентация осуществляется на уроках по отдельным предметам, уроках профориентации, классных собраниях с участием тьютора, собраниях параллельных классов с участием руководителя.
Большое внимание уделяется урокам профориентации. Профориентационная программа содержит информацию о мире труда, возможностях получения учащимися высшего и среднего профессионального образования. Помимо ориентации обучающихся на выбор той или иной профессии после окончания школы, им оказывается помощь в выборе направления учебы, подборе предметов для изучения. При этом часть времени на уроках профориентации и собраниях отводится на самооценку школьников, которые должны определить уровень своих способностей по отдельным предметам, склонность к той или иной профессии, другие качества. К концу третьего года обучения после консультаций с учащимися и их родителями тьютор составляет набор предметов для изучения каждым учеником в IV классе. Определяющую роль в выборе того или иного профиля играют тьюторы и учителя-предметники, чьи рекомендации, основанные на успеваемости учеников, оказываются решающими. Кроме того, в британских школах введена должность советника по выбору будущей профессии, консультанта по всем вопросам, касающимся дальнейшей учебы («карьер-эдвайзер»).