Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций
Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения
Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................
5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....
16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...
31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..
52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................
98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….
108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..
120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141
– утверждение в массовой образовательной практике идей гуманизации и демократизации образования, которые реализуются в практике профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов;
– развитие информационных и телекоммуникационных технологий, создание материально-технической и научно-методической базы информатизации российского общего образования;
– нарастающий кризис
традиционных форм специализации школьного
образования, равно как и
Итак, в целом, работа по профилизации содержания школьного образования на старшей ступени в России велась непоследовательно, не использовался в полной мере и опыт, накопленный зарубежной школой.
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлена
необходимость перехода
2. Каким образом в
профильном обучении
3. Какова, по вашему мнению, миссия профильного обучения в современном российском образовании?
4. Что из зарубежного
опыта реализации профильного
обучения кажется вам
5. Какие достижениям
отечественного опыта
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения
и нормативно-правовые основы профильного обучения
План
1. Концептуальные основы профильного обучения.
2. Законодательно-нормативная база российской системы образования.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 78 с. – (Образование в документах и комментариях).
2. Касаткина, Н. Э. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе : проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть 1 : коллективная монография / Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых; под научной ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 171 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. // Вест. образования, 2002. – № 6.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы, 2002. – № 8.
5. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14 – 18 или Учит. газ. – 2000. – № 42.
6. Профильное обучение
в старшей школе : учеб. пособие
для повышения квалификации
7. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе : нормативные документы. Методические материалы : Часть 3 : методическое пособие / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева. О. Б. Лысых, О. Г. Красношлыкова [и др.]; под научной редакцией Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 139 с.
8. Федеральная программа развития образования // Вест. образования. – 2000. - № 12. – С. 3 – 70.
1. Концептуальные основы профильного обучения
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования была утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г. Первоначально концепция была одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г., затем доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002 г.), и результатам 2-ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.).
В концепции можно выделить четыре части.
В первой части описаны цели профильного обучения, общественный запрос на профилизацию школы и отечественный и зарубежный опыт школ.
Во второй части определяются возможные направления профилизации и структуры профилей, возможные формы организации профильного обучения, в приложении содержатся примерные учебные планы для некоторых возможных профилей.
В третьей части рассматривается система условий, необходимых для реализации профильного обучения: направления подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для реализации профильного обучения; этапы введения профильного обучения; характеристика предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования.
В четвертой части документа выделена совокупность направлений деятельности, которые требуется учитывать при реализации концепции:
– необходимость взаимосвязи профильного обучения с государственным стандартом общего образования и единым государственным экзаменом;
– необходимость упорядочивания
видов общеобразовательных
– необходимость организации профильной общеобразовательной подготовки в системе начального и среднего профессионального образования.
Цели перехода к профильному обучению
В концепции содержится
разграничение понятий «
Профильная школа является институциональной формой реализации этой пели. Однако в документе подчеркивается, что перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
В концепции заявлены четыре основные цели перехода к профильному обучению:
1) обеспечение углубленного
изучения отдельных учебных
2) создание условий
для существенной
3) установление равного
доступа к полноценному образов
4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Цели профильного обучения,
прописанные в концепции, не равнозначны
и имеют иерархическую
Модели и формы профильного обучения
В концепции обоснована модель профильного обучения в средней (полной) школе, предусматривающая возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные,
Базовые общеобразовательные учебные предметы являются обязательными для всех: учащихся во всех профилях обучения. К таким предметам относятся математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура. Кроме этого к обязательным предметам отнесены интегрированные курсы, которые определяются профилем обучения. В тех классах, в которых учащиеся изучают на профильном уровне предметы естественно-математического цикла, обязательным интегрированным курсом является обществознание. Учащиеся «гуманитарии» обязательно изучают интегрированный курс «Естествознание».
Профильные
общеобразовательные учебные
Элективные
общеобразовательные учебные
В базисном учебном плане
приведены примеры учебных
Очевидно, что механизмом реализации гибкой системы профильного обучения является возможность выбора учащимся многообразных образовательных программ, т.е. отсутствием ограничений в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Обратим внимание на то, что в соответствии с Концепцией учащимся должна быть предоставлена возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов.
Возможны разные варианты (модели) организации профильного обучения.
1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять учащимся (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2. Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет функцию «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
В концепции ставится задача проектирования индивидуальных профильных образовательных программ.
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.
Подход, представленный в Концепции, не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).