Теория и практика профильного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения

Содержание работы

Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................


5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....

16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...

31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..

52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................

98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….

108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..

120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141

Файлы: 1 файл

TPPO_Kurs_lekcii_1.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Условия и этапы  введения профильного обучения

Одним из условий введения профильного обучения является подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы. В условиях введения профильного обучения учитель должен быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать:

– вариативность и  личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

– практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

– завершение профильного  самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

При введении профильного  обучения было обновлено содержание образования и его обеспечение (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.).

В концепции ставится вопрос об итоговой аттестации выпускников основной и школы и организации поступления в старшую профильную школу. В существующей практике число желающих продолжить образование в стари их классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема. Конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1, абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако не является синонимом права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить возможность получения общего среднего (полного) образования каждому школьнику, изъявившему желание в его получении. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио – «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по выполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Предпрофильная  подготовка

Цель предпрофильной подготовки как самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения. Данная цель реализуется на основе базовой модели предпрофильной подготовки, представленной на рис. 1.

 

Рис.1 – Содержание предпрофильной подготовки

 

Помимо курсов по выбору, предпрофильная подготовка включает в себя информационную и диагностическую работу. Профориентационная работа включает также и профконсультирование. На каждый из видов работы отводятся специальные часы.

2. Законодательно-нормативная  база российской системы образования

Закон Российской Федерации «Об образовании»

как основа системы  профильного обучения

Рассмотрим, какие положения  Закона РФ «Об образовании» являются основанием для создания системы профильного обучения.

При организации профильного  обучения ориентация образовательного учреждения на учет индивидуальных особенностей, интересов и способностей учащихся является реализацией одного из принципов государственной политики: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (ст. 2, п. З).

Утверждаемый Законом  РФ «Об образовании» принцип свободы  и плюрализма в образовании (ст. 2, п. З) может быть реализован через добровольность и свободу выбора образовательного учреждения в соответствии с жизненными интересами учащихся, разнообразие профилей, предоставление возможности школе разрабатывать, а учащемуся выбирать интересующие его элективные курсы.

Согласно статье 7 Закона РФ, основой объективной оценки уровня образования являются государственные образовательные стандарты (п. 6), определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускника (п. 1). Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по всем учебным предметам для базового и профильного уровней (утверждены приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089). Кроме того, п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации и образовательным учреждениям устанавливать соответствующие компоненты (региональный и образовательного учреждения) государственных образовательных стандартов.

При определении понятия  «система образования» (ст. 8), утверждается, что одной из ее составляющих является «совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности».

Установленное в ст. 10 Закона разнообразие форм получения  образования для учета потребностей и возможностей личности, что является значимым при организации профильного обучения, может использоваться в рамках единого государственного образовательного стандарта. Закон предусматривает освоение общеобразовательных программ, включая и среднее (полное) общее образование, в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме семейного образования, самообразования, экстерната и при сочетании различных форм получения образования. Это дает возможность конструировать разнообразные модели организации профильного обучения.

При перечислении общих  требований к содержанию образования указывается, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её само-реализации...» (ст. 14, п. 1).

Ст. 12 Закона, определяя образовательное учреждение как юридическое лицо (п. 2), вписывает образовательное учреждение в систему гражданско-правовых отношений. Это дает образовательному учреждению право в пределах своей компетенции вступать во взаимодействие с другими учреждениями и организациями для обеспечения условий реализации образовательных программ, в том числе и профильных. Кроме того, для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан статьей 26 предусмотрено дополнительное образование, которое может реализовываться и в общеобразовательных учреждениях.

Статья 32 «Компетенция и  ответственность образовательного учреждения» дает образовательным учреждениям право в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении и уставом образовательного учреждения, самостоятельно осуществлять образовательный процесс, подбор и расстановку кадров, финансовую, хозяйственную и иную деятельность (п. 1). При организации профильного обучения важными являются нормы, установленные п. 2 этой статьи, которые относят к компетенции образовательного учреждения:

  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;
  • разработку и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;
  • разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработку и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ «Об образовании».

Итак:

1) Закон Российской  Федерации «Об образовании» устанавливает  базовые нормы правового регулирования в области образования;

2) базовые нормы правового  регулирования нуждаются в уточнении и конкретизации в подзаконных нормативных правовых актах, которые и создают массив документов, регламентирующих деятельность в области образования;

3) Закон Российской  Федерации «Об образовании» содержит  основания для организации профильного  обучения на старшей ступени  общего образования.

Национальная доктрина образования

и профильное обучение

В 2000 году Правительство  Российской Федерации утвердило  стратегию и основные направления  развития образования на долгосрочный период (до 2025 года), изложенные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). Национальная доктрина образования, как указано во вводной части – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет стратегические цели образования, тесно увязывая их с проблемами развития российского общества, и «отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России». В этом программном документе отражены основные цели и задачи системы образования, основные задачи и обязательства государства в сфере образования и ожидаемые результаты реализации доктрины. Обратим особое внимание на следующие задачи:

– разностороннее и своевременное  развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков  самообразования, самореализацию личности;

– формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьер и навыкам поведения на рынке труда;

– обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

– обеспечение академической  мобильности обучающихся;

– подготовка и высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации  еще раз подтверждает, что образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов, которые призваны обеспечить:

– свободный выбор  направлений и форм образования  с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда образовательных услуг;

– качественно; образование  в общеобразовательной школе, (в  том числе, в сельской), т основе развития ее материальной базы, использования

– современных технологий обучения, сохранения дополнительно социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

– государственную поддержку  образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

– развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

– интеграцию российской системы образования в мировое  образовательное пространство с  учетом отечественного опыта и традиций.

Одним из путей решения поставленных задач может стать создание системы профильного обучения в средней (полной) школе, которая будет способствовать достижению следующих ожидаемых результатов:

– создание демократической  системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

– индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

– конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг;

– общедоступное и  бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения.

Таким образом, анализ содержания Национальной доктрины образования в Российской Федерации показывает, что она является стратегической основой введения профильного обучения в старшей школе.

 

Концепция модернизации российского образования и концепция профильного обучения – программные документы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного  обучения на старшей ступени общего образования в ряду документов, регулирующих деятельность в сфере образования, занимают особое положение. Они по своему содержанию не содержат правовых норм, а являются программными документами, определяющими стратегические линии развития образования и раскрывающими механизмы их реализации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одобрена Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р). Именно в этом документе организация профильного обучения в средней (полной) школе названа одним из направлений модернизации общего образования.

Информация о работе Теория и практика профильного обучения