Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций
Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения
Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................
5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....
16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...
31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..
52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................
98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….
108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..
120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141
Результатом прохождения профильной ориентации являются:
– резюмирующий документ (дневник или карта профиля);
– дифференцированность массива учащихся.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:
– способные либо не способные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
– связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
– обладающие либо не обладающие
необходимым уровнем
В соответствии с данными
признаками с каждой группой учащихся
профильная ориентация осуществляется
дифференцированно и индивидуал
Таблица 2 – Дифференциация групп учащихся
Группа учащихся |
Учащиеся, способные сформулировать запрос к ОУ |
Учащиеся, связывающие профиль дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью |
Учащиеся, обладающие необходимым
уровнем сформированности общеобразовательных способност |
У1 |
+ |
+ |
+ |
У2 |
+ |
– |
– |
У3 |
+ |
+ |
– |
У4 |
– |
+ |
+ |
У5 |
– |
– |
+ |
У6 |
– |
+ |
– |
У7 |
+ |
– |
+ |
При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и портфолио, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.
Примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе:
– выраженность ценностных ориентации, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
– представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
– информационная подготовленность
в отношении значимости профильного
обучения для дальнейшего продолжения
образования, жизненного, социального
и профессионального самоопреде
– наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
Содержание и средства профильной ориентации
Под психолого-педагогическим сопровождением выбора профиля понимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т. е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе профильной ориентации направлено на решение следующих задач:
Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников (табл. 3).
Таблица 3 – Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе профильной ориентации
№ |
Задача |
Направление сопровождения |
Средства |
1 |
Проведение информационной работы |
Информационная работа |
Презентация «образовательной карты» территории |
2 |
Обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута |
Совершение выбора, принятие решений |
Работа с матрицей альтернативного выбора |
3 |
Выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора |
Выбор профиля, профессии и т. д. |
Проба выбора |
4 |
Определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения |
Выбор профиля |
Диагностика |
5 |
Определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения |
Личностно-профес-сиональное самоопределение |
Беседа, интервью, сочинение, биография, составление я-концепции и др. |
6 |
Изучение индивидуально- |
Педагогическая диагностика |
Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, склонностей, способностей и т.д. |
7 |
Изучение мира профессий |
Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии |
Игры, тренинги, кейсы. |
8 |
Определение психологической готовности к личностно- профессиональному самоопределению |
Рефлексия процесса личностно- профессионального самоопределения |
Методики самопознания и самоанализа и т. д. |
9 |
Коррекция психологической готовности к личностно- профессиональному самоопределению |
Мотивация профессионального выбора, согласование идеального и реального образа профессии и др. |
Психолого- педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа и т. д. |
10 |
Коррекция выбора |
Коррекция процесса личностно- профессионального самоопределения |
Составление планов, разыгрывание альтернативных сценариев и т. д. |
Работа с «образовательной картой». Презентация «образовательной карты» территории (схема 2) проводится с целью знакомства обучающихся с типами и уровнями учреждений профильного обучения и послешкольного образования.
«Образовательная карта» территории включает в себя описание всех образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение в частичной или полной форме, и позволяет обучающимся определить пути и модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка «образовательной карты» на этапе предпрофильной подготовки включает в себя определение территории, учреждений, которые образуют сеть, определение задач учреждений, входящих в сеть, оформление карты. Для эффективной работы с «образовательной картой» необходимо применять разнообразные методы, такие как собеседование, реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с информацией, проведение дней открытых дверей, организация встреч с людьми, профессии которых востребованы в регионе, проведение анкетирования, тестирования, консультирования и др. «Образовательная карта» может иметь разные формы: топографическая карта, таблица, визитка, справочник.
Работа с матрицами альтернативного выбора. Работа с матрицами (схемами) альтернативного выбора позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные и несертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т. д.), помогает школьнику принять решение (табл. 4). Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам подросток, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние фактом оказывающие влияние на выбор.
Таблица 4 – Примерный вид матрицы
«Весовой коэффициент» |
Факторы |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
х 2 |
Успеваемость по профилирующим предметам |
0 х 2 = 0 |
3 х 2 = 6 |
х 3 |
Перспективность варианта |
3 х 3 = 9 |
2 х 3 = 6 |
х 2 |
Территориальная близость |
2 х 2 = 4 |
2 х 2 = 4 |
х 1 |
Трудности, связанные с материальным положением семьи |
1 х 1 = 1 |
3 х 1 = 3 |
Сумма баллов |
14 |
19 |
В данном случае в качестве примера используется следующая шкала: 0 баллов – невыраженность фактора, 1 балл – низкая выраженность, 2 балла – средняя выраженность, 3 балла – высокая выраженность.
Схема 2 – Образовательная карта территории
Обучение школьников «принятию решения». Возможно, основные задачи профориентационного и профильно- ориентационного компонентов педагогической поддержки учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на вопросы, лежащие в таких «системах координат» (табл. 5):
Таблица 5 – Блоки проблем профильной и профориентации учащегося 9 – 11 класса
Блоки проблем профессиональной ориентации учащегося 9 – 11 класса | ||||
ХОЧУ |
МОГУ |
НАДО | ||
Кем быть? (предпочтительные группы профессий) |
||||
Каким быть? (востребованные профессиями качества) |
||||
Зачем осваивать именно эту профессию? (личностно-значимые ценности) |
||||
Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса | ||||
ХОЧУ |
МОГУ | |||
Что изучать? |
||||
Как изучать? |
||||
Где изучать? |
||||
Зачем изучать? |
Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля. Карта выбора профиля – это аутентичная рефлексивная методика, позволяющая обучающемуся сделать выбор на основе самоанализа.
Система профориентационных курсов. Дидактическое обеспечение профильной ориентации осуществляется с помощью элективных курсов «Психология успеха», «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования», «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» и др.
Эти курсы по выбору направлены на формирование у учащихся адекватных представлений о себе самом, об избранной будущей профессиональной деятельности и собственной готовности к ней, а также на развитие умения согласовывать личные и профессиональные цели и ценности, собственные потребности и требования общества.
Профориентационные курсы необходимо выстраивать на основе субъектного опыта и рефлексии учеников. Ряд ученых и педагогов считают, что необходимо ограничение применения в практике профориентационной работы ряда традиционных средств профессиональной ориентации, базирующихся на жестком диагностико-рекомендательном подходе, так как применение таких средств в массовом порядке без надлежащей интерпретации специалистом нарушают профконсультационный принцип «позитивного эффекта» и может способствовать становлнию у подростков пассивной позиции «ведомого» в ситуации выбора направления продолжения образования, а также дискредитировать идею педагогической поддержки как «со»-действия «само»-процессам.
Для старшего подросткового и юношеского возраста характерна нетерпимость к прямым назиданиям в сфере личностного и профессионального самоопределения, и поэтому рекомендуется использовать в профориентации косвенные методы воздействия. Это привлечение художественной литературы, притч, юмора.
Карта выбора профиля. Ряд ученых и практиков считают, что результаты про-хождения школьниками этапов профильной ориентации должны быть формализованы в виде резюмирующего документа («дневника выбора профиля», «карты выбора профиля» и т. п.). Полученные данные необходимо учитывать при выборе школьниками профиля обучения и продолжения образования по окончании основной школы.
Вариант 1. «Карта выбора профиля для учащегося 9 класса»
1. О себе:
Фамилия ___________
Имя _______________
Класс ______________
2. Образовательный запрос:
Я хочу изучать предметы на повышенном уровне
______________________________
Выбор профиля связан
с дальнейшей образовательной деятельностью ______________________________
Выбор профиля связан
с дальнейшей профессиональной деятельностью ______________________________
Я обладаю необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления
______________________________
3. Результаты диагностики:
Мои ценности ___________
Мои интересы ___________
Мои склонности _________
Мои предпочтения _______
Другое _________________
4. Я выбираю следующие
виды образовательной деятельно
Вид образовательной деятельности |
Выбор |
Комментарий |
5. Уровень оценки личностных
черт характера (по
Качества характера |
Самооценка |
Взаимооценка |
1. Самостоятельность |
||
2. Ответственность |
||
3. Активность |
||
4. Честность |
||
5. Трудолюбие |
||
6. Коммуникабельность |
||
7. Доброжелательность |
||
8.Дисциплинированность |
||
9. Толерантность |
||
10. Порядочность |
||
11. Инициативность |
||
12. Креативность |
||
Качества характера, наиболее востребованные в будущей профессиональной деятельности | ||
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |