Теория и практика профильного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения

Содержание работы

Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................


5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....

16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...

31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..

52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................

98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….

108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..

120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141

Файлы: 1 файл

TPPO_Kurs_lekcii_1.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России и определяет приоритеты и пути реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие:

– обеспечение государственных  гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального  образования;

– формирование в системе  образования нормативно-правовых и  организационно-экономических механизмов привлечения и использования  внебюджетных ресурсов;

– повышение социального  статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования  как открытой государственно-общественной системы на основе распределения  ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, является одной из мер обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования как приоритетного направления государственной политики в области образования.

Одним из основных направлений  реализации образовательной политики является создание условий для введения профильного обучения в старшей  ступени общеобразовательной школы.

Концепция профильного  обучения на старшей ступени общего образования утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783. В ней раскрыто понятие профильного обучения. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Концепция профильного  обучения обосновывается общественным запросом на профилизацию школы с привлечением зарубежного опыта организации обучения на старшей ступени общего образования и опорой на отечественные традиции дифференцированного обучения учащихся. В ней описываются возможные структуры и направления профилизации, а также возможные модели организации профильного обучения.

Организация гибкой системы  профильного обучения предусматривает  включение в нее базовых общеобразовательных, профильных и элективных учебных предметов. Соотношение объемов перечисленных типов учебных предметов 50:30:20. При такой системе организации профильного обучения образ звательное учреждение вправе реализовывать тот или иной профиль (или несколько профилей), а учащиеся - выбрать из перечня учебных предметов те, которые и составят его индивидуальный образовательный маршрут. Для примера в Концепции приводятся варианты учебных планов для разных профилей.

В Концепции предлагаются возможные формы организации  профильного обучения (внутришкольная профилизация – однопрофильная и многопрофильная, и сетевая организация). Учредитель образовательного учреждения имеет право выбора: будет ли учреждение профильным или останется непрофильным, какие профили будут в школе в случае перехода на профильное обучение.

Для реализации прав учащихся на самоопределение и свободный выбор в Концепции предлагается введение предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования через организацию курсов по выбору.

В концепции указывается, что профильное обучение должно вписываться в общенациональную систему контроля качества образования, основой которой являются государственные образовательные стандарты.

Подведем итоги:

1. Реализация профильного  обучения на старшей ступени  общего образования регламентируется действующими законами и нормативно-правовыми актами в области образования.

2. Концепция модернизации  российского образования на период  до 2010 года и Концепция профильного  обучения на старшей ступени  общего образования являются  программными документами, определяющими стратегические линии развития образования и раскрывающими механизмы их реализации.

3. В Концепции модернизации  российского образования на период до 2010 года организация профильного обучения на старшей ступени общего образ звания выделено как одно из направлений модернизации общего образования.

4. Концепция профильного  обучения на старшей ступени  общего образования обозначает  механизмы организации профильного обучения: возможные направления профилизации и структуры профилей, формы организации обучения, условия реализации и этапы введения профильного обучения.

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте цели  перехода к профильному обучению.

2. Охарактеризуйте основные  модели и формы профильного обучения.

3. В чем отличие  профильного обучения от гимназического?

4. Перечислите ведущие  положения концепции профильного обучения.

5. Охарактеризуйте основные  документы, определяющие направления  развития профильного обучения  в отечественном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. Выбор  профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении

План

1. Выбор профиля обучения.

2. Профориентация в  профильном обучении.

Литература

1. Артюхова, И. С. О  предпрофильной подготовке учащихся IX классов / И. С. Артюхова // Биология в школе. – 2005. – № 7. – С. 19 – 22.

2. Даутова, О. Б. Самоопределение  личности школьника в профильном обучении: учебно-метод. пособие / О. Б. Даутова; под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – С. 164 – 199.

3. Даутова, О. Б. Психолого-педагогические  основы выбора профиля обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, Т. В. Менг, Е. В. пискунова; под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология  профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 78 – 100.

5. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности  к экзаменам (9 классы): Практическое  руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко. – М.: Вако, 2006. – С. 24 – 86. – (Педагогика. Психология. Управление).

6. Смирнова, Ю. Е. Психолого-педагогическая  поддержка учащихся при выборе профиля обучения / Ю. Е. Смирнова // Профильная школа. – 2010. – № 3. – С. 14 – 21.

7. Советова, Е. В. Предпрофильная  подготовка в школе  / Е. В.  Советова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – С. 197 – 202.

8. Черникова, Т. В.  Выбор профиля обучения / Т. В.  Черникова // Профильная школа. – 2006. – № 1.

9. Чистякова, С. Н.  Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / Департ. образования и науки Администр., Обл.ИУУ, институт профес. самоопредел. молодежи РАО; С. Н. Чистякова, М. С. Гуткин, А. В. Губин и др. – Кемерово, 1995. – 143 с.

10. Чистякова, С. Н.  Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

11. Чистякова, С. Н.  Слагаемые выбора профиля обучения  и траектории дальнейшего образования. Элективный ориентационный курс (9 класс): программа курса. Методическое пособие для учителя / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. – 3-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2005. – 80 с.

12. Чистякова, С. Н.  Слагаемые выбора профиля обучения  и траектории дальнейшего образования. Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: учеб. пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

13. Чистякова, С. Н.  Слагаемые выбора профиля обучения  и траектории дальнейшего образования. Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: книга для чтения / Авт.-сост. С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.

 

1. Выбор профиля  обучения

Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Достаточно важным является вопрос, что общего и особенного в профессиональной и профильной ориентации (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ профильной и профессиональной ориентации

 

 

 

 

 

 

 

Компонент

Профильная ориентация

Профессиональная

ориентация

Цель

Поддержка выбора профиля  обучающимся

Поддержка выбора профессии  обучающимся

Содержание

Выбор направления и  модели обучения в соответствии с  интересами и познавательными возможностями обучающегося

Выбор профессионального пути в соответствии с качествами личности и жизненными ценностями

Предполагаемый

результат

Выбор профиля обучения

Выбор профессии

Ступень обучения

9 класс, 

возможно, 8-9 классы

1-11 классы


На схеме 1 видно, что  профильная ориентация уже профессиональной ориентации и является ее составной частью.

Схема 1 – Соотношение профильной и профессиональной ориентации

Этапы профильной ориентации

Первый этап – пропедевтический. На нем осуществляется:

  • презентация «образовательной карты» территории;
  • предварительная диагностика образовательного запроса школьников.

Также на пропедевтическом этапе осуществляется предварительная  диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, сформировать муниципальный «пакет» профилей, заложить навыки социального и культурного самоопределения.

Второй этап – основной. На основном этапе предусматривается:

  • обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; для решения данной задачи необходимо моделирование видов образовательной деятельности и выбор индивидуального маршрута ПП;
  • организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
  • анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

Третий этап – завершающий. На завершающем этапе:

  • реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
  • используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля;
  • проводится «погружение» в проблему выбора профиля обучения.

На завершающем этапе  профильной ориентации целесообразно  реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления дальнейшее образования, заранее предусмотренное учебным планом школы. Исходя из базового объема предпрофильной подготовки примерно в 100 часов, объем профильной ориентации школьников в 9 классе можно определить величиной примерно в 24 часа, при этом желательно не менее 6 часов отвести на ее завершающий этап.

Информация о работе Теория и практика профильного обучения