Теория и практика профильного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения

Содержание работы

Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................


5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....

16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...

31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..

52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................

98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….

108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..

120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141

Файлы: 1 файл

TPPO_Kurs_lekcii_1.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Огромным потенциалом  при выполнении профессиональных проб обладает проектная деятельность старшеклассников.

Существует мнение, что  выполнение портфолио необходимо связывать с профориентационно-значимым проектом. Задача, которая ставится педагогами, формулируется так: «Ученик должен не просто выполнить проект, но развернуть его в профильной плоскости», т. е. определить перспективы той или иной профессии, представить себя в той или иной роли. В рамках такого подхода педагог может побеседовать с учащимся, подсказать, при каких условиях в такой-то профессии возможен его профессиональный успех. Подобные методы часто позволяют выявить то профориентационно-значимое зерно, которое помогает человеку конструировать его будущее.

 

Контрольные вопросы

1. Как вы считаете  проблема выбора профиля это  проблема школы или семьи?

2. Чем обусловлен выбор  профиля?

3. Охарактеризуйте цель, этапы, содержание и средства  профильной ориентации.

4. Каковы сущность, этапы, содержание и средства профориентации?

5. Какие формы профориентационной  работы со старшеклассниками  наиболее эффективны?

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении

План

1. Портфолио как способ  фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника.  

2. Типы портфолио: «портфолио  документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Преимущества и ограничения портфолио как способа оценивания

Литература

1. Галкина, Т. И. Организация  профильного обучения в школе: книга современного завуча  / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с. (Административное управление образованием).

2. Даутова, О. Б. Самоопределение  личности школьника в профильном обучении учеб.-метод. пособие / О. Б. Даутова; под ред. А. А. Тряпициной. – СПб: Каро, 2006. – С. 234 – 279.

3. Новикова, Т. Г. Портфолио в профильном обучении : анализ зарубежного опыта / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова // Профильная школа. – 2005. – № 5.

4. Новикова, Т. Г. Предупреждение ошибок при использовании портфолио / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Профильная школа. – 2006. – № 3.

5. Новикова, Т. Г. Портфолио учащегося в профильном обучении / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Профильная школа. – 2006. – № 5.

6. Новикова, Т. Г. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Народное образование. – 2007. – № 1. – С. 170 – 178.

7. Новикова, Т. Г. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 175 – 183.

8. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. – 2009. – № 8. – С. 178.

9. Прутченков, А. С. Портфолио: типичные ошибки и затруднения / А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская // Народное образование. – 2005. – № 2. – С. 71 – 80.

10. Портфолио ученика, или Папка личных достижений : сб. / авт.-сост. Т. И. Тюляева. – М. : Вентана-Граф, 2009. – С. 33 – 38. (портфолио в предпрофильной полготовке)

11. Советова, Е. В. Предпрофильная подготовка в школе / Е. В. Советова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – С. 25 – 28 (портфолио в предпрофильной полготовке)

 

1. Портфолио  как способ фиксирования, накопления  и оценки индивидуальных достижений школьника

Термин «портфолио»  пришел в педагогику из политики и бизнеса и каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций.

Portfolio – 1) предмет для хранения и переноски письменных работ и т.д. а) портфель б) «дело», папка; 2) должность министра; 3) серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой а) портфель ценных бумаг investment portfolio, security portfolio – портфель ценных бумаг (банка и т.п.) portfolio investments – портфельные инвестиции б) папка с рисунками.

Портфолио (в  широком смысле этого слова) –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений щкольника в определенные период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированной не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Портфолио позволяет  учитывать результаты, достигнутые  учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.

Конечная  цель учебного портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Основной  смысл портфолио – «показать  все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:

– смещение акцента  с того, что учащийся не знает  и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос  педагогического ударения с оценки на самооценку

Важная цель портфолио – представить отчёт  по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Оценка тех  или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной  формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

– поощрять их активность и самостоятельность, расширять  возможности обучения и самообучения;

– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

– формировать  умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Состав портфолио  зависит от конкретных целей обучения. Именно цели являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в  обучении учащегося по конкретному предмету, разделу, теме. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса ученика. Так же, желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта, предъявляемого для зачисления на профиль, портфолио включал три элемента:

– описание цели сбора портфолио, его предназначения и кратного описания;

– содержание (или оглавление) портфолио с перечислением  его основных элементов;

– перспективы дальнейшего использования, т.е. взгляд в будущее.

Описанные особенности  портфолио делают его перспективной  формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, – профильного обучения.

Введение  портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

2. Типы портфолио:  «портфолио документов», «портфолио  работ», «портфолио отзывов». Преимущества  и ограничения портфолио как способа оценивания

На основе изучения зарубежного и российского опыта по разработке и созданию портфолио учащихся, был разработан подход, в котором определены рамочные стандарты этого документа. Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

А) «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного раздела:

Итоговая  балльная оценка делает портфолио этого  типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения применения данного раздела:

Портфолио этого  типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального  развития ученика, разнообразия его  творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, например ТОEFL и т.п.

Б) «Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио может  оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества  данного раздела:

Портфолио этого  типа даёт широкое представление  о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его  интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения данного раздела:

Качественная  оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант  записей в «портфолио работ»:

  • Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
  • Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
  • Другое.

В «портфолио работ», учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п. не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п..

Информация о работе Теория и практика профильного обучения